Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.)
Автор: Карсакова Гульмира Болатовна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
международная научная конференция «Исторические исследования» (Уфа, июнь 2012)
Статья просмотрена: 2439 раз
Библиографическое описание:
Карсакова, Г. Б. Некоторые аспекты развития культурных традиций в Сибири (XVI-XVII вв.) / Г. Б. Карсакова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/54/2498/ (дата обращения: 16.01.2025).
Первые культурные контакты русских с коренным населением региона относятся к XIII-XIV вв. Движение культурных потоков шло от Северо-Восточной Руси, затем добавляется «южная» и «московская» линии. Особенности этих процессов – в переплетении форм хозяйственно-культурного освоения с действиями, воплощавшими геополитические интересы Московской Руси. Наиболее значимой для складывания инфраструктуры культурного пространства региона является появление городов [1]. С закладкой первых сибирских городов, с особенностями «деревянных рубленых» городов-крепостей связано складывание местного культурно-цивилизационного ландшафта. Там формируются православные духовные идеалы и ценности (военные и храмовые святыни). В дальнейшем города играли важную роль в экономическом, культурном развитии региона.
Постепенно линии приращения культуры региона укреплялись и усиливались. Так, по мнению исследователей С.П. Заварихина, А.Н. Копылова, «разный люд шел в Сибирь» [2, с.52]. Главный поток переселенцев с конца XVI в. по XVIII век шел из Поморья. В культурном отношении Сибирь в это время стала частью русского Севера. Первые «насельники» принесли много своих обычаев, праздников, дали первых земледельцев, посадских людей, построили первые церкви.
«Всех принимала Сибирь, всем давала возможность проявить себя, но и всех испытывала суровостью и строгостью. Выживали сильные, упрямые. Так складывался знаменитый сибирский характер, а вместе с ним – культура русской Сибири. Сибирская культура очень разнообразна, нелегко проследить все линии влияния – Сибирь сама по себе громадна и неоднородна, переплелись в местных формах культуры творчество аборигенов и «насельников», искусство народное и официальное, консервативные, охранительные тенденции и новые веяния из европейской России и Средней Азии. Плотно спаяны сибирский человек и сибирская природа в памятниках культуры. Особое, ведущее положение в русской культуре Сибири занимает зодчество. Декоративные формы и единство с природой – суровой, но богатой – составляют его главную художественную ценность [3, с.12].
Такая линия культуры региона и обустройства русскими своего культурного пространства в новых местах хорошо прослеживается в памятниках деревянной архитектуры. Русская архитектура в Сибири до конца XVII в. была представлена исключительно деревянным зодчеством, которое можно разделить условно на три группы: крепостное, церковное и гражданское. Занятие новой территории сопровождалось постройкой укрепленных пунктов-острогов, внутри которых располагались основные казенные здания (воеводская изба, казенные амбары, церковь, тюрьма, таможенная изба, гостиный двор и т.п.). Острог обычно был небольших размеров, с общей протяженностью стен в 200-300 саженей, и представлял собой правильной или неправильной формы четырехугольник (иногда шести- или восьмиугольник). По углам и кое-где в стенах острога стояли башни. Количество которых было различным. Башни были глухие и проезжие, имеющие ворота. Высота башен была неодинаковой. Башня обычно представляла собой высокий сруб с четырех-, шести- или восьмиугольным основанием (чаше всего четырехугольным). Наверху башни заканчивались шатровой крышей с вышкой [4, с.32]. Большинство острогов в Сибири очень скоро утратило свое военное значение. Этим можно объяснить то, что балконы над воротами проезжих башен сибирских острогов, имевшие оборонное значение, обычно являлись надвратными церквями и увенчивались крестом и маковицей. Высокие шатры на башнях, орлы, красивые, в национальном стиле оформленные часовни должны были выражать превосходство русской культуры над культурой аборигенов края.
Другим типом старорусских построек, привившихся в Сибири, была шатровая церковь. Она обычно состоит из трех частей, главнейшая из которых представляет собой обширный четырех- или восьмигранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра. Шатер увенчивается небольшим куполом луковичной формы. Несколько особняком стоят «надвратные церкви» над острожными и монастырскими воротами. Они были широко распространены по всей Сибири. Большой интерес представляют покрытия церквей, имеющие чисто национальные русские архитектурные мотивы: бочки, кубы, маковицы и т.п. Гражданскую деревянную архитектуру Сибири XVII в. отличала большая простота и строгость. Дома и избы и деревенских, и городских жителей строились из больших бревен, рубились они топором с выемкой в верхнем бревне. Крыша в старинных зданиях большей частью была высокой, двускатной.
Архитектурный облик сибирского города отличался от северорусского. В нем наблюдалась та же смена стилей, что и в Москве, только с некоторым запозданием – старинные шатровые колокольни и деревянные дома строились здесь после второй половины XVIII в. Каменное строительство в Сибири началось в конце XVII в. Одним из первых был сооружен митрополичий Софийский двор в Тобольске (1683-1688 гг.).
С особенностями истории русского народного творчества связывают и развитие плотничьей культуры строительства домов и оформлением внутреннего пространства жилища. В первый период, когда осваивались, лесные пространства, изобиловавшие добротным строительным материалом, крестьяне строили жилища чаще всего из хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы. В Западной Сибири предпочитали сосновые дома, лишь на опорные столбы использовали лиственницу. В районе Омска большая часть строений была из кедра, сплавляемого с верховьев Оми. Избы поражали особой красотой, благодаря необыкновенной соразмерности отдельных частей и всего дома в целом. Русские плотники и на новом месте сохраняли выработанный в течение столетий принцип золотого сечения. Художественной обработке подвергались в первую очередь основные конструктивные элементы жилища. Скульптурная обработка с помощью топора концов бревен, входящих в конструкцию сибирской двускатной крыши, по технике резьбы и по мотивам своеобразной круглой пластики очень близка художественному комплексу северной великорусской избы.
Скульптура головы коня или птицы на крыше имела апотропейное (охранительное) значение и уходила своими корнями в одних местах к древне-земледельческому культу коня или к культу птицы у древних охотничьих племен.
Своеобразный «наряд» сибирского крестьянского дома дополнялся и другими архитектурными деталями, которые имели определенное утилитарное значение, но при этом играли декоративную роль. Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. на наличниках сибирских изб встречается трехгранно-выемчатая резьба с мотивами круга-солнышка, его половины и сегмента [5, с.17]. Важные дополнения к характеристике проявления в Сибири культурных традиций русских крестьян, их мастерства в изготовлении бытовых вещей, которые можно причислить к художественным, вносят результаты современных исследований. Крестьяне Сибири использовали разный материал: дерево, глину, шерсть, лен, металл, рог, кость. Каждому материалу была присуща своя техника работы с ним [6, с.67].
У разных народов она близка, ибо продиктована свойствами материала. Формы, декор бытовых вещей имеют своеобразие у каждого народа. В них выражалось народное видение красоты, вкуса, философское осмысление природных явлений. Художественные изделия русских крестьян также имеют специфику. Прежде всего, следует отметить, что крестьянские изделия были рассчитаны на долгое служение, делались навек. Материал на их изготовление не жалели. К наиболее ценимым качествам относили прочность, добротность, основательность. В связи с этим большинство крестьянских вещей приобретает массивные формы. Постройки сибирских крестьян делались из крепких бревен, просторные, прочные. Крестьянская мебель, обычно была устойчивой, приземистой, прочной, простой по форме. Такова же крестьянская посуда. Все эти качества входят уже в круг эстетических понятий крестьян.
В крестьянских изделиях всегда на первый план выступает красота материала. Мастера умели раскрывать присущие ему от природы эстетические свойства. Знание материала родилось не в Сибири, но прежний опыт был полно применен здесь. Для примера возьмем обработку дерева в Сибири. Каждый вид древесины использовался с учетом его качеств. Тонкую резьбу делали на липе, посуду точили из березы и осины, сундуки изготовляли из сосны, кедр шел на постройки домов. Народные мастера знали художественные и практические особенности дерева, поэтому в одной постройке часто по-разному использовали разную древесину. На фундамент шла более прочная лиственница, для жилого сруба лучшим деревом считалась сосна, так как она хорошо держит тепло и создает благоприятную для человека воздушную среду, для отделочных работ использовали кедр, так как он имеет красивую структуру тканей. Даже для того, чтобы положить дерево в сруб, необходимы были знания его свойств. На внешнюю сторону сруба укладывали дерево бывшей северной стороной, где древесина была плотнее, годичные кольца мельче. Эта сторона меньше пропускала холод.
Резьба как один из видов народного искусства, распространен в Западной Сибири. Этот аспект интересен и тем, что резьба с течением времени становится элементом городской художественной культуры, переходит в современное декоративное прикладное искусство. Для резьбы лучшим материалом считалась древесина лиственных пород: липы, осины, березы, ольхи. Липа в Сибири была любимым материалом, но к середине XIX в. липовые леса были здесь почти полностью вырублены. На липе, осине, ольхе выполняли тончайшие узоры. Из хвойных пород деревьев выполняли резьбу только с крупным орнаментом, чтобы избежать скалываний вдоль годичных волокон и зрительного искажения формы рельефа. Сосна шла в крестьянской архитектуре на крупные украшения дома: причелины, фризы и пр. Годичные слои ели менее выражены, чем у сосны, поэтому из нее резали прялки, однако березовые прялки ценились дороже. Уникальные примеры самодеятельного творчества, известные далеко за пределами региона (например, в Омске).
Повсеместно в Сибири были признаны достоинства бересты. Ее использовали в постройках для предохранения дерева от гниения, обкладывая ею нижний венец сруба и закрывая верхний. Практична посуда из бересты: в ней долго сохраняются многие продукты, квас даже в жару остается холодным. Береста не держит запахов. Поэтому, даже после соленой рыбы эту посуду можно использовать для хранения других продуктов. Ценились и эстетические качества бересты. Она красивого белого, желтого или светло-коричневого цвета. На бересте можно было выполнять тончайшие узоры, используя бересту разных оттенков и разную технику: резьбу, чеканку. Сибирские умельцы создавали многочисленные изделия из бересты самых различных форм, но наиболее любимой формой были туеса, часто богато орнаментированные чеканкой, резьбой, окраской. Выявленные признаки традиционной культуры Западной Сибири сохранились в измененном виде, перейдя в сферу декоративно-прикладного искусства. Современные поиски мастеров видны из музейных выставок и демонстрируются в специальных центрах.
Другая особенность народного искусства для западносибирского региона, является его утилитарная основа. Крестьянские художественные изделия утилитарны в своей основе. Они должны были украшать быт и выполнять определенную практическую задачу. Костяная брошь – произведение тобольских косторезов, прежде всего, скрепляет края одежды, а затем уже служит украшением. Свое функциональное назначение имеют и другие изделия из кости: запонки, заколки для волос, вязальные крючки, гребни, пуговицы, чернильницы и песочницы, ножи, ящички, портсигары. Небольшая часть изделий призвана была только украшать быт или служить дополнением к костюму, например, серьги, ожерелья.
Почти все детали в архитектуре имеют определенное утилитарное назначение и в то же время играют существенную декоративную роль. Также свое назначение имеют резные ставни, крыльцо и пр. Но эти же элементы формируют и лицо постройки. Выделяют огромную декоративную роль, которую играла раскраска изделий. В крестьянских домах строгий интерьер дополнялся росписью перегородок, дверей, иногда потолка и стен. Во всех районах Сибири раскрашивали столы, стулья, шкафы, скамьи, сундуки. В Сибири практиковалось и сплошное окрашивание, и окраска отдельных плоскостей с выделением цветом наиболее существенных частей изделия и подчеркиванием пластически выразительных деталей, и орнаментальная роспись изделий.
Декоративные росписи по дереву как вид народного творчества можно считать одним из выходов на поверхность пластов традиционной культуры. Художественная материальная культура Омской области, будучи переселенческой в своей основе и отсюда в значительной степени истощенной, может выделить в себе очень тонкий слой, который, отделяясь от этнографического, приобретает непосредственное значение для народного искусства; декоративные росписи – тот безукоризненный случай, который отвечает требованию сложившихся понятий о народном творчестве, а потому заслуживает серьезного систематического изучения.
Декоративные росписи носили стилизованный, преимущественно растительный характер. Главный мотив изображения – чашечка цветка с листьями, бутонами, плодами на стебле. По воле художника они сочетались в гирлянды, венки, букеты. Разнообразие вносили вазоны, геометрические фигуры – ромбы, квадраты с вогнутыми и выпуклыми сторонами – изображения птиц, домашних и экзотических животных – львов, тигров, – но уже значительно реже. Формам придавалась барочная пышность. По виду эти росписи относятся к росписям живописного типа, выполненным в маховой манере со свободной раскладкой основных элементов композиции.
Искусствоведами установлено, что для крестьянского вкуса характерна любовь к яркому цвету и резким контрастам. С этим связано частое использование в крестьянском интерьере ковров, скатертей, полотенец. Полнокровная насыщенная жизнь крестьян формировала полнокровное звучное ощущение цвета. Цвет всегда лежал на поверхности вещи, никогда не создавалось впечатления объемности, глубины в крестьянских росписях. Декоративными росписями особенно богата была часть Западной Сибири, примыкавшая к Уралу, узорными тканями – юг – Зауралья. Обильная резьба по дереву встречается во всех районах Сибири. Ажурной резьбой по кости владели некоторые мастера Тобольска. Плоскостное узорочье встречается во многих городах Сибири, особенно в Тюмени. В узорах особенно ярко выражен растительный орнамент. В кованом металле и просечке, в прорезной бересте и в деревянных кружевах наиболее часто встречаются мотивы переплетающихся веток, листьев, цветов и плодов. В росписях по металлу мастера Туринска располагали обычно на ярком фоне растительный узор. Наиболее распространенным рисунком тюменских ковров были цветы на темном фоне. В золотошвейном деле, которое существовало в Сибири в некоторых монастырях и городах (Тобольске, Тюмени и других), растительный плотный узор был в основе всего искусства. В гончарных изделиях также встречалась резьба в сочетании с поливой и роспись. В расписных прялках, которые, как известно, изготавливали в местах их использования, преобладали растительные мотивы.
Не менее распространен был геометрический узор. Геометрический орнамент часто встречается в деревянной резьбе на предметах быта. Наиболее частыми геометрическими изображениями были круги, вихревые розетки, ромбы. Наиболее ярко проникновение культуры русских на территорию Западной Сибири проявлялось в градостроительстве. Первым городом региона является Тюмень. Едва возникнув и закрепившись в устье Тюменки, новый город быстро рос, развивались в городе ремесло и промыслы в XVII в. Появилась в Тюмени и своя живопись. Сибирские города, начинавшие свою жизнь, прежде всего, как военные лагеря, как стратегические пункты, нередко имели прямоугольную или очень приближенную к ней сеть улиц. Но в то же время, что для строителей города прямоугольная планировка не была жесткой: там, где этого требовал ландшафт, условия местности, регулярность нарушалась, смягчалась, а местами и совсем пропадала. Эта градостроительная «раскованность» и делала город органичной частью ландшафта, создавала разность масштабов центральной части и окраин, а в конечном итоге богатство видовых перспектив.
Настоящим образцом древнего прикладного искусства в Сибири остаются двери главного входа, оба полотна которых облицованы металлическими филенками, богато орнаментированными тонкой ручной насечкой. Чудо-звери и чудо-птицы на этих филенках – как отсвет далеких языческих времен. В этом описании можно найти отражение наслоений разных культурных образцов, что и составило в итоге живую современную культуру Западной Сибири. Культурно-цивилизационный ландшафт Западной Сибири был разнообразен, культурные процессы которого повлияли на развитие современной культуры региона.
Литература:
Резун Д.Я. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989г.
Рыженко В.Г. Культура Западной Сибири: история и современность. Омск, 2011 г.
Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. Москва: Искусство, 1981 г.
Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири XYII-XYIII вв. Новосибирск: Наука, 1968 г.
Русакова Л. М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян в Сибири. Новосибирск: Наука, 1989 г.