Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 2850 раз

Библиографическое описание:

Тилляев, Б. А. Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков / Б. А. Тилляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 954-957. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17442/ (дата обращения: 16.12.2024).

XVI-XIX века по сравнению с предыдущим периодом были менее благоприятными для развития точных наук в Средней Азии. Культурная жизнь общества испытывала мощное воздействие наиболее консервативной части влиятельного мусульманского духовенства, не поощрявшего развитие точных наук. Несмотря на это, деятельность среднеазиатских ученых в области естественных наук продолжалась, в значительной степени базируясь на достижениях более раннего периода. Осваивались и комментировались труды ученых прошлых веков, таких как Мухаммад ал-Хорезми (783–850), Абу Наср ал-Фараби (873–950), Абу Райхан ал-Беруни (973–1048), Ибн сина (980–1037), Улугбек (1394–1449), и представителей Самаркандской школы Улугбека — Джамшида ал-Каши (ум. 1436 г.), Кази-заде ар-Руми (1360–1437), Али Кушчи (1402–1474 г.) и др. Почти к каждому из классических сочинений был написан ряд комментариев. В них не только разъяснялись теории, но часто предлагались новые идеи и личные соображения комментаторов. Комментарии порой преследовали также цель создания учебного пособия [1, С. 34].

Математика была необходима строителям, землемерам, ремесленникам. При этом для математики Средней Азии, как и других стран Ближнего и Среднего востока, характерно усиленное внимание к арифметике и алгебре, к разработке различных вычислительных приемов, к измерительной геометрии. Математика часто использовалось при решении практических задач, например, в дележе наследства по мусульманскому праву — «илм-и фараиз».

Среди математических трудов указанного периода можно отметить работы последователя самаркандской школы Мухаммада ал-Хади Тадж ас-Са’иди (ум. В 1568 г.): «Примечания к комментариям Руми к сочинению Шамсаддина ас-Самарканди» (XIII в.), «Предложения обоснования» («Ашкал ат-та’сис»), «Трактат о возможности трисекции углов» («Рисала фи имкан таслис аззавайа»), «Синус в системе круга» («Джайб-и тартиб-и даира») [2, С. 390].

Латиф-Мухаммад ибн Баба Самарканди (XVI в.), известный под именем Бабакалана Муфти, написал несколько математических трактатов, служивших учебниками в среднеазиатских медресе в XVII-XIX вв., в том числе: «Трактат по арифметике» («Рисала дар илм-и хисаб»), «Четыре вида заещаний» (Васийат бар чахар кисм») и др.

До нас дошли два труда Мухаммад-Амина ал-Муминабади (XVI в.): «Арифметические действия с помощью сетки» («Хисаб-и амал-и шабака») и «Комментарии к «Наследственному праву «Сираджаддина» («Шарх-и фараиз-и Сираджийа»).

Абдусамад ибн Казн Мухаммад Акбар-хан, известный как Хан-Улум (XVIII—XIX вк.), написал комментарии на пользующийся большой популярностью трактат иранского ученого Бахааддина Амили (1547–1621) «Сущность арифметики» («Хуласат ал-хисаб»).

Ряд алгебраических трактатов посвящен правилам раздела наследства. Таковы сочинения Турсуна аз-Замини ал-Фараизи (XVI—XVII вв.) «Подарок эмиру» («Тухфа-йи амир»); труды Саки Мухаммада ибн Мухаммад-Амина ас-Сан Чахарйаки «Применение арифметики [в разделе наследства]» («Масаил-и адаийа») и «Трактат о завещании» («Рисала фи-л-васийат»). Этому же вопросу посвятил свой трактат Хаджи ал-Бади ал-Хисари (XVII в.).

Чиновники эмирских канцелярий, связанные с поземельно-податным учетом, пользовались написанным в Бухаре в 1798 г. сочинением Мирзы Бади-дивана «Предписания фиска» («Мадж-ма ал-аркам»), значительная часть которого посвящена математике.

Большое значение придавалось астрономии. Она удовлетворяла нужды морской и сухопутной торговли, орошаемого земледелия, а также популярной в странах Востока астрологии.

Ученики и последователи школы Улугбека продолжали развивать традиции самаркандских ученых. Махмуду ибн Мухаммеду Мириму Чалаби (ум. в 1525 г.), внуку Кази-заде Руми, принадлежит несколько сочинений по астрономии и математике: «Правила действии и исправлении таблиц» («Дастур ал-амал ва тасхих ал-джадвал»), комментарии к «Победному трактату» («Рисала-йи фатхина») Али Кушчи, «Трактат об уточнении азимута киблы» («Рисала-йи ма'рифат-и самт-и кибла»), «Трактат об ал-му-кантарате» и др. [3, С. 259].

Известны два труда по астрономии упомянутого Мухаммада ал-Хади Таджа ас-Са'иди: «Тонкости речи о звездах» («Латаиф ал-калам фи-и-нуджум») и «Трактат по астрономии» («Рисала дар хайат»).

Большой популярностью в XVI—XIX вв. пользовались трактаты по определению направления киблы, стороны, в которую обращались мусульмане при молитве. Этой теме посвятили свои труды Мухаммад-Хусайн ал-Мунаджжим ал-Бухари (XVI в.), Абу Якуб Юсуф ибн Мухаммаджан ал-Карабаги, упомянутый Турсун аз-Замини ал-Фарайизи, написавший «Трактат об уточнении индийского круга» («Рисала фи тахкик ал-даира ал-хиндийа»), в котором описан астрономический инструмент, известный на средневековом Востоке под названием «Индийский круг».

Бухарский правитель Аштарханид Субханкули Бахадур-хан (правил в 1680–1702 гг.) написал астрологический трактат «Сущность лунных фаз в предсказания счастливого часа» («Лубб ал-.лаваих ал-камар фи-л-ихтийарат»).

Значительный вклад в астрономическую науку внес Ахмад ибн Наср Даниш Бухари (1828–1897). Ему принадлежат труды: «Наблюдение звезд» («Маназир ал-кавакиб») — о построении астрономического календаря, «Уравнение Солнца в знаках Зодиака» («Та'дил аш-Шамс дар бурудж»), «Различные пользы наук о звездах» («Фаваид-и мутафаррика дар илм-и нуджум»), «Трактат о построении сферы» {«Рисала фи а'мал ал-курра»), «Таблица часов восхода и захода солнца» («Джадвал-и са'ат-и тулу ва гуруб-и щамс»), Дополнение к «Зиджу Мухаммад-Шаха» Савай Джай Сингха (ум. в 1743 г.) и др.

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Помимо специальных сочинений по географии появились трактаты мемуарного характера. Это были путевые записки путешественников. Осуществлялись переводы на местные языки более ранних сочинений на арабском языке, трудов по космографии, основанных на математике и астрономии.

В книге Низамиддина Абдулали ал-Бирджанди (ум. ок. 1525 г.) «Диковинки стран» («Аджаиб ал-булдан»), широко распространенной в Средней Азии, описываются традиционные для средневековых восточных сочинений «семь климатов» земли, моря, горы, реки, а также наиболее крупные города: Самарканд, Бухара и Хорезм.

В «Бабур-наме» Захириддина Бабура даны описания природных условий Ферганской долины. Бухары, Ташкента, Хисара. Герата и Кабула. Кроме того, в этом труде сообщаются географические сведения и о других странах — Аравии, Иране, Ираке, Азербайджане, Китае, Кашгаре; описываются их природные условия, растительность, животный мир, население.

Географические сведения о Кашгаре, Яркенде, Тибете, Индии приводятся в историческом труде Мухаммада Хандара (двоюродного брата Бабура) под названием «Рашидова летопись».

Популярностью пользовался историко-географический труд Султан-Мухаммада ал-Балхи (ум. 1574 г.) «Собрание редкостей» («Маджма ал-гараиб»), в котором, несмотря на компилятивный характер, содержатся оригинальные и интересные сведения по исторической географии Средней Азии.

В историческом сочинении «Шараф-наме-йи шахи» Хафиза Та-ныша Бухари, написанном в 1584–1591 гг., приводятся данные по исторической географии городов Мавераннахра — Самарканда, Бухары, Хорезма, Ходжента.

Представляющие большой интерес сведения по географии, которые содержатся в труде историка Махмуда ибн Вали (XVII в.) «Море тайн» («Бахр ал-асрар») в специальном разделе, посвященном географии, главным образом Мавераннахра и Хорасана. В алфавитном порядке автором называются моря, реки, острова, города, указываются также ископаемые богатства.

Сайид Мухаммад Тахир ибн Абулкасим — автор географическо-космографического труда «Чудеса [земных] поясов» («Ад-жаиб ал-табакат»), основная часть которого посвящена описанию примечательностей «семи климатов». Данные о них заимствованы им у географов X—XII вв. Наибольший интерес представляет раздел, посвященный географии Средней Азии и Хорасана.

Хивинский хан и историк Абулгази (правил в 1643–1663 гг.) в своем труде «Родословное древо туркмен» («Шажара-и таракима»), написанном на узбекском языке, приводит много сведений по географии ряда стран от Китая до Египта. Особенно подробно им излагается география Средней Азии. В труде даны 110 географических названий.

Мир Абдулкарим ибн Мир Исмаил Бухари в составе посольства бухарского эмира в 1804 г. посещал Петербург, Москву, Астрахань, а также бывал в Турции. В его труде «История Центральной Азии» имеются географические сведения о Дашт-и-Кипчаке, Ферганской долине, Туркестане, Кашгаре.

Уроженец Хорезма Худайберди ибн Кошмухаммад в 1831 г. написал труд на узбекском языке «Сердце редкостей» («Дил-и гараиб»), в котором сообщаются сведения из разных наук: географии, астрономии, алхимии и др. Подробно автором описывается география Хорезма.

Историко-топографическому описанию Самарканда и его округи посвящена книга «Самария», написанная в 1835–1836 гг. Абу Тахир ибн Казн Сандом Самарканда.

В 1843 г. был сделан таджикский перевод историко-географического описания мира — «Зеркало мира» («Джахан-нама») турецкого ученого XVII в. Ходжи Халифы (Катиба Чалабн). Труд содержит карты континентов мира.

Далеко не полный список произведений, посвященных историко-географнческим вопросам, отражает сравнительно высокий уровень познаний среднеазиатских учёных даже в условиях господства феодальной деспотии.

Большой популярностью среди населения Узбекистана пользовались труды по медицине: лечебники, руководства по фармакологии, гигиене и др. Среди них были переводы классических трудов по медицине восточных ученых; создавались трактаты и местными учеными.

Трактат «Сборник полезных сведений» («Джами ал-фавайид») Юсуфа ибн Мухаммада ибн Юсуфи ал-Харави, написанный им в 1511г. на персидском языке, является руководством по лечению многих болезней. В 1882 г. Мулла Мухаммад Захир ал-Хорезми перевел его на узбекский язык.

Султан Али, долгое время проводивший врачебную практику в Самарканде, составил в 1526 г. «Руководство по врачеванию» («Дастур ал-иладж»), которое содержит общее учение о болезнях и частную терапию. Позже этот труд неизвестным автором был переведен на узбекский язык.

Известен «Трактат с перечислением полезностей китайского корня», написанный в 1537 г. Нураллахом Ала ал-Хакимом.

Мулла Мухаммад Юсуф Каххал, личный врач правителя Самарканда Абдуллатиф-хана (правил 1540–1551 гг.) был автором трактата «Изучение лихорадок» {«Тахкик ал-хуммайат»), в котором рассматриваются причины и методы лечения лихорадок, кризисы болезней. Ему же принадлежит другой труд «Сливки произведений окулистов» («Зубдат ал-каххалин»), посвященный глазным болезням. [4, С. 34].

Убайдаллах ибн Юсуф Али из Ташкента, в 1562–1568 гг. написал трактат «Исцеление больного», представляющий собой лечебник всех болезней «с головы до ног». В нем использованы труды известных восточных медиков, а также его личный опыт врача.

Аштарханидский правитель Субханкули-хан имел познания в области медицины и лично сам занимался врачеванием. Его труд «Субханкулиево оживление медицины» («Ихйа ат-тибб Субхани») посвящен описанию различных болезней, их распознаванию и лечению.

В 1705 г. Мухаммад Казим создал труд, состоящий из 23 глав «Самый лучший из опытов» («Хайр ат-таджариб»), в котором он изложил учение о всех видах болезней; каждой болезни посвящена специальная глава. Ему же принадлежит другое сочинение по медицине — «Хранитель здоровья», где приводятся рецепты приготовления ряда лекарств.

Другой аштарханидский правитель Сайид Абулфайз Мухаммад Бахадур-хан (1711 —1747) перевел на узбекский язык сочинение неизвестного арабского автора «Резюме врачей» («Хула-сат ал-хукама»), в котором содержатся извлечения из медицинских трудов Аристотеля, Галена, Ибн Сины и других.

Известны два медицинских труда Салиха ибн Мухаммад Сали-ха Кандахари (уроженец Герата, жил в Бухаре). Первая книга под названием «Достойный подарок» («Тухфа-йи щаиста») написана им в 1775 г. и содержит учение о детских болезнях; вторая— «Подарок безгрешным» («Тухфа-йи масумин»)—рассказывает о профилактике -детских болезней, о бесплодии и его лечении.

 

Литература:

 

1.                          Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. –С. 34.

2.                          Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды. Кн. 1. 2. 3. М., 1983. –С. 390.

3.                          История узбекской литературы. Т.1. Ташкент, 1987. –С. 259.

4.                          Собрание восточных рукописей. Т.2. Ташкент, 1954. –С. 34.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, Бухара, трактат, узбекский язык, Самарканд, болезнь, сочинение, самаркандская школа, Ферганская долина.


Задать вопрос