Радонежье — край духовности и вдохновения
Автор: Раздайводина Лариса Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Раздайводина, Л. А. Радонежье — край духовности и вдохновения / Л. А. Раздайводина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2417/ (дата обращения: 22.11.2024).
Вид деятельности: познавательная, краеведческая
Форма: кружок
Направление воспитания: патриотическое, эстетическое
Направление развития личности: духовно-нравственное
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области.
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций — вот основа истинного патриотизма. В образовательных стандартах нового поколения духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к предшествующим поколениям, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно-полезной, увлекательной, благородной работы.
Программа внеурочной деятельности «Радонежье — край духовности и вдохновения» призвана расширить знания детей о родном крае, познакомить с его влиянием на творчество великих русских поэтов, писателей, художников, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Актуальность курса состоит в том, что он имеет исключительно важное значение в формировании личности подростка, его гражданской позиции. Занятия позволяют учащимся связать изучаемый материал с их непосредственным жизненным опытом, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.
Программа направлена на работу с учащимися 5 класса в возрасте 10–11 лет и рассчитана на 34 часа в год.
Цель реализации программы: воспитание гражданина России, патриота, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принимать активное участие в его развитии.
Задачи:
- Формирование у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем родного края; о личностях, оставивших заметный след в его истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны.
- Привитие школьникам умения и навыки поисковой деятельности.
- Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.
- Расширение кругозора учащихся.
- Воспитание интереса к историческому и культурному наследию родного края и бережное отношение к нему; умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом; содействие формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№п\п |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Введение. Радонежье — благословенный край. |
1 |
Лекция, беседа |
2 |
Святая земля Радонежья |
10 |
Лекция, беседа, защита творческих работ, виртуальная экскурсия, реальная экскурсия, фотовыставка, конкурс, чтение, презентация, игра |
3 |
Край, дарящий вдохновение. Литературное Радонежье. |
15 |
Беседа, лекция, библиотечный урок, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное путешествие, фотовыставка, конкурс, чтения, презентация, игра, встречи |
4 |
Край, дарящий вдохновение. Художники в Радонежье. |
7 |
Беседа, лекция, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное путешествие, выставка, конкурс, игра, презентация, встречи с работниками музея |
5 |
Заключительное занятие «Мое Радонежье» |
1 |
Защита творческих работ |
Содержание тем
Тема 1. Введение. Радонежье— благословенный край (1 час)
Что включает в себя понятие «Радонежье». Уникальность Радонежского края. Роль Радонежья в истории и культуре Подмосковья и всей России.
Тема 2. Святая земля Радонежья (10 часов)
Преподобный Сергий Радонежский — великий подвижник и молитвенник Русской земли. Древний Радонеж. Покровский Хотьков монастырь — усыпальница преподобных Кирилла и Марии — родителей Сергия Радонежского. История монастыря. Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад. Гефсиманский Черниговский скит.
Тема 3. Край, дарящий вдохновение. Литературное Радонежье (15 часов)
Троице-Сергиева Лавра в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. М. Ю. Лермонтов и Сергиев Посад. Мураново — усадьба двух поэтов. Аксаковское Абрамцево. Русские писатели в Абрамцеве. Хотьково в жизни и творчестве Б.Шергина. М. М. Пришвин в Сергиевом Посаде. Деревня Язвицы — родина поэта В.Бокова. Радонежье в книгах хотьковского краеведа Ю.Любопытнова.
Тема 4. Край, дарящий вдохновение. Художники вРадонежье (7 часов)
Мамонтовское Абрамцево. Художники Мамонтовского кружка. Абрамцево- кудринская резьба. Художники ХХ века в Абрамцеве. Сергиев Посад — «игрушечная столица России». Хотьково — город художников
Тема 5. Заключительное занятие «Мое Радонежье» (1 час)
Защита творческих работ.
Контрольно-измерительные материалы
- Вопросы для обсуждения по теме «Радонежье — благословенный край».
- Вопросы викторины по теме «Святая земля Радонежья».
- Вопросы викторины по теме «Литературное Радонежье».
- Тест по теме «Художники в Радонежье».
- Вопросы к защите творческих работ по теме «Мое Радонежье»
Итоговый тест «Радонежье — край духовности ивдохновения»
- Какие места Подмосковья получили название «Радонежье»?
- Какой художник написал картину «Видение отроку Варфоломею»?
- В каком монастыре находятся мощи преподобных Кирилла и Марии — родителей Сергия Радонежского?
- Какой хотьковский скульптор создал памятную скульптурную композицию «Преподобные Кирилл и Мария», установленную в парке «Покровский»?
- Как называется гора, на которой преподобный Сергий Радонежский основал монастырь?
- Какой иконописец создал знаменитую «Троицу» для первого храма обители преподобного Сергия?
- Как называется стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное им после посещения Свято- Троицкой Сергиевой Лавры?
- С именами каких двух поэтов ХIX века связана история усадьбы Мураново?
- В какую книгу С. Т. Аксакова входит сказка «Аленький цветочек»?
- Комната какого писателя находится в мезонине абрамцевского усадебного дома?
- Какой писатель ХХ века, чье имя носит библиотечно-краеведческий центр г. Хотьково, сумел разглядеть нашем крае «былину светлого Радонежа»?
- Какой известный писатель ХХ века, автор книг о природе, жил в Сергиевом Посаде(Загорске)?
- В творчестве какого художника Мамонтовского кружка преобладали сказочные мотивы?
- Кого изобразил В. Серов на своей знаменитой картине «Девочка с персиками»?
- Что входило в «культурный поселок», основанный Е. Г. Мамонтовой. Как увековечено имя Е. Г. Мамонтовой в нашем городе?
- Какой промысел зародился в абрамцевской столярной мастерской?
- Именем какой художницы, сподвижницы Е. Г. Мамонтовой, названа Детская школа искусств в г. Хотьково?
- Какая техника изготовления керамики осваивалась в керамической мастерской С. И. Мамонтова?
- Какое учебное заведение нашего города стало продолжателем абрамцевских художественных традиций?
- Какой писатель-краевед является автором книг «Хотьково и его окрестности», «Птица Сирин», «Радонежская засека» и др.?
Литература:
- Бурлак Вадим. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания. М., Вече. 2008
- Галкин В. Я. Подмосковье: страницы истории. Учебное пособие. — М.: Народный учитель, 2001.
- Палагин Ю. Н. Русские писатели XIX века о Сергиевом посаде. Сергиев Посад: ООО «Все для Вас- Подмосковье», 2004
- Любопытнов Ю. «Хотьково и его окрестности» М.2004
- Раковская Э.М, Родзевич Н. Н.. Экскурсии по Москве и Подмосковью. Книга для учителя. М., Просвещение.1997.
- Покровский Хотьков монастырь. Издание Покровского Хотькова женского монастыря М.2008.