Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Митяева, Е. В. Мой край / Е. В. Митяева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2404/ (дата обращения: 30.06.2024).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Митяева ЕВ фото.jpg

Вид деятельности: исследовательско-познавательная

Форма: кружок

Направления воспитания: духовно-нравственное

Направление развития личности: социальное

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края, известными людьми г.Хотьково, героями-земляками ВОВ и локальных военных конфликтов, трудовыми подвигами хотьковчан.

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие на ребят.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.

Задачи:

- Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

- Овладение начальными навыками исследовательской работы.

- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.

- Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

- Развитие познавательного интереса интеллектуальных и творческих способностей.

Таблица 1

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Введение. Содержание и задачи исследовательской работы.

3

Беседа

Работа в группах

2

История Хотькова

6

Беседа

Поисковые исследования

Экскурсия

3

Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково

4

Викторина

Игра-Путешествие по усадьбе

«Абрамцево»

Классный час «Картины Васнецова»

4

История ремесел города

4

Деловая игра

Поисковые исследования

Экскурсия

5

Известные люди Хотькова

2

Беседа

Защита проекта

6

Мой родной город

3

Викторина «Я знаю свой город»

Конкурс рисунков «Мой любимый

уголок родного города»

7

Герои земляки

8

Экскурсия в школьный музей

Беседа

Поисковые исследования

8

Оформление и защита творческих работ

4

Деловая игра

Работа в группах

Ученическая конференция

Содержание программы

Тема 1. Введение. Содержание и задачи исследовательской работы (3 часа)

Исследовательская работа, проект, формы и методы исследовательской работы.

Тема 2. История Хотькова (6часов)

Территория Хотькова во времена становления, история Хотькова, исторические памятники города, Покровский монастырь, Радонеж, Абрамцево.

Тема 3. Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково (4часа)

Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.

Тема 4. История ремесел города (4часа)

Хотьковские мастера резьбы по дереву и кости, экскурсия в краеведческий музей г. Хотьково, история развития основных предприятий города.

Тема 5. Известные люди Хотькова (2часа)

Современные писатели и поэты нашего города.

Тема 6. Мой родной город (3часа)

Мой любимый уголок родного города, история названия моей улицы, викторина «Я знаю свой город».

Тема 7. Герои земляки (8часов)

Герои-земляки ВОВ, герои и участники современных локальных военных конфликтов, трудовые подвиги хотьковчан, Бессмертный полк г. Хотьково, изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов, экскурсия в школьный музей имени Лары Михеенко.

Тема 8. Оформление и защита творческих работ (4часа)

Оформление и защита творческих работ, представление презентаций, отчетов по работе, участие в ученической конференции.

Контрольно-измерительные материалы

Вопросы итоговой викторины

1. В каком году впервые в летописях упоминается Хотьково? (1308г)

2. Какие населенные пункты входят в состав городского поселения Хотьково?

(Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матренки, Машино. Морозово, Мутовки, Новоселки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово).

3. Какие церкви и монастыри находятся на территории Хотькова? (Покровский женский монастырь, Ахтырская церковь, строится храм Серафима Саровского).

4. Какие ремесла были развиты в нашей местности?

(абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, керамические художественные изделия, роспись по дереву)

5. Какие старые русские имения оказали значительное влияние на развитие Хотькова?

(имения Абрамцево и Ахтырка).

6. Какие художники жили и работали в Абрамцево?

(И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель).

7. Какие полотна были написаны художниками в окрестностях Хотькова?

(«Аленушка», «Богатыри», «Проводы новобранца», «Видение отроку Варфоломею», «Девочка с персиками», «Не ждали»).

8. Когда Хотьково стало городом? (1949г)

9. Назовите известных людей Хотькова.

(Ю. Любопытнов –писатель, Б.В. Шергин –писатель, В.В. Булыгина –художник керамист, А.П. Исаев –художник, В.И. Лящук –художник, В.И. Агапкин – композитор и дирижер, И.А. Алексеев, С.В. Алферов, М.Н. Алямовский – герои ВОВ, А. Буланчиков, Д. Маркелов – герои нашего времени и др.).

Литература:

  1. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.
  2. Ю. Любопытнов. «Мое Хотьково»
  3. Галина Дайн «По России за игрушкой». «Лоскутные мячики»
  4. Голубцов С. Хотьковский монастырь// Московский журнал 1991 № 6
  5. Е.С. Аникиев, А.В. Заикина Хотьково. Исторический очерк
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, Хотьково, известный человек Хотькова, история Хотькова, малая родина, родной край, художник, деловая игра, мой родной город, родной город.

Похожие статьи

Синквейн на уроках и во внеклассной работе | Статья в журнале...

исследовательская работа, Хотьково, художник, известный человек Хотькова, история Хотькова, малая родина, родной край, родной город, мой родной город, деловая игра.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Радонежье — край духовности и вдохновения | Статья в журнале...

Хотьковогород художников.

Основные термины (генерируются автоматически): Радонежье, Сергиев Посад, родной край, хотьково, край, реальная экскурсия, благословенный край, Мамонтовский кружок, заключительное занятие, заочное путешествие.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Литературное Подмосковье | Статья в журнале «Школьная...»

Работа над общим проектом «Моя малая Родина».

Литературная история родного города (Абрамцево, Хотьково, Сергиев Посад); Писатели и поэты, жившие в Абрамцеве, Хотькове, Сергиевом Посаде

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Проект «Родной свой край люби и знай»

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

Похожие статьи

Синквейн на уроках и во внеклассной работе | Статья в журнале...

исследовательская работа, Хотьково, художник, известный человек Хотькова, история Хотькова, малая родина, родной край, родной город, мой родной город, деловая игра.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Радонежье — край духовности и вдохновения | Статья в журнале...

Хотьковогород художников.

Основные термины (генерируются автоматически): Радонежье, Сергиев Посад, родной край, хотьково, край, реальная экскурсия, благословенный край, Мамонтовский кружок, заключительное занятие, заочное путешествие.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Литературное Подмосковье | Статья в журнале «Школьная...»

Работа над общим проектом «Моя малая Родина».

Литературная история родного города (Абрамцево, Хотьково, Сергиев Посад); Писатели и поэты, жившие в Абрамцеве, Хотькове, Сергиевом Посаде

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Проект «Родной свой край люби и знай»

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

Задать вопрос