Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Митяева, Е. В. Мой край / Е. В. Митяева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2404/ (дата обращения: 23.12.2024).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Митяева ЕВ фото.jpg

Вид деятельности: исследовательско-познавательная

Форма: кружок

Направления воспитания: духовно-нравственное

Направление развития личности: социальное

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края, известными людьми г.Хотьково, героями-земляками ВОВ и локальных военных конфликтов, трудовыми подвигами хотьковчан.

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие на ребят.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.

Задачи:

- Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

- Овладение начальными навыками исследовательской работы.

- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.

- Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

- Развитие познавательного интереса интеллектуальных и творческих способностей.

Таблица 1

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Введение. Содержание и задачи исследовательской работы.

3

Беседа

Работа в группах

2

История Хотькова

6

Беседа

Поисковые исследования

Экскурсия

3

Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково

4

Викторина

Игра-Путешествие по усадьбе

«Абрамцево»

Классный час «Картины Васнецова»

4

История ремесел города

4

Деловая игра

Поисковые исследования

Экскурсия

5

Известные люди Хотькова

2

Беседа

Защита проекта

6

Мой родной город

3

Викторина «Я знаю свой город»

Конкурс рисунков «Мой любимый

уголок родного города»

7

Герои земляки

8

Экскурсия в школьный музей

Беседа

Поисковые исследования

8

Оформление и защита творческих работ

4

Деловая игра

Работа в группах

Ученическая конференция

Содержание программы

Тема 1. Введение. Содержание и задачи исследовательской работы (3 часа)

Исследовательская работа, проект, формы и методы исследовательской работы.

Тема 2. История Хотькова (6часов)

Территория Хотькова во времена становления, история Хотькова, исторические памятники города, Покровский монастырь, Радонеж, Абрамцево.

Тема 3. Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково (4часа)

Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.

Тема 4. История ремесел города (4часа)

Хотьковские мастера резьбы по дереву и кости, экскурсия в краеведческий музей г. Хотьково, история развития основных предприятий города.

Тема 5. Известные люди Хотькова (2часа)

Современные писатели и поэты нашего города.

Тема 6. Мой родной город (3часа)

Мой любимый уголок родного города, история названия моей улицы, викторина «Я знаю свой город».

Тема 7. Герои земляки (8часов)

Герои-земляки ВОВ, герои и участники современных локальных военных конфликтов, трудовые подвиги хотьковчан, Бессмертный полк г. Хотьково, изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов, экскурсия в школьный музей имени Лары Михеенко.

Тема 8. Оформление и защита творческих работ (4часа)

Оформление и защита творческих работ, представление презентаций, отчетов по работе, участие в ученической конференции.

Контрольно-измерительные материалы

Вопросы итоговой викторины

1. В каком году впервые в летописях упоминается Хотьково? (1308г)

2. Какие населенные пункты входят в состав городского поселения Хотьково?

(Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матренки, Машино. Морозово, Мутовки, Новоселки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово).

3. Какие церкви и монастыри находятся на территории Хотькова? (Покровский женский монастырь, Ахтырская церковь, строится храм Серафима Саровского).

4. Какие ремесла были развиты в нашей местности?

(абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, керамические художественные изделия, роспись по дереву)

5. Какие старые русские имения оказали значительное влияние на развитие Хотькова?

(имения Абрамцево и Ахтырка).

6. Какие художники жили и работали в Абрамцево?

(И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель).

7. Какие полотна были написаны художниками в окрестностях Хотькова?

(«Аленушка», «Богатыри», «Проводы новобранца», «Видение отроку Варфоломею», «Девочка с персиками», «Не ждали»).

8. Когда Хотьково стало городом? (1949г)

9. Назовите известных людей Хотькова.

(Ю. Любопытнов –писатель, Б.В. Шергин –писатель, В.В. Булыгина –художник керамист, А.П. Исаев –художник, В.И. Лящук –художник, В.И. Агапкин – композитор и дирижер, И.А. Алексеев, С.В. Алферов, М.Н. Алямовский – герои ВОВ, А. Буланчиков, Д. Маркелов – герои нашего времени и др.).

Литература:

  1. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.
  2. Ю. Любопытнов. «Мое Хотьково»
  3. Галина Дайн «По России за игрушкой». «Лоскутные мячики»
  4. Голубцов С. Хотьковский монастырь// Московский журнал 1991 № 6
  5. Е.С. Аникиев, А.В. Заикина Хотьково. Исторический очерк
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, Хотьково, известный человек Хотькова, история Хотькова, малая родина, родной край, художник, деловая игра, мой родной город, родной город.
Задать вопрос