Внеклассное интегрированное занятие (литература и киноискусство). Рассказ и фильм Е. В. Дубровской «Живой город». 10-й класс
Автор: Ефименко Наталья Викторовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 27.06.2024
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Ефименко, Н. В. Внеклассное интегрированное занятие (литература и киноискусство). Рассказ и фильм Е. В. Дубровской «Живой город». 10-й класс / Н. В. Ефименко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 63-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9330/ (дата обращения: 23.12.2024).
Внеклассное интегрированное занятие построено на анализе рассказа Е. В. Дубровской «Живой город» и просмотром фильма с одноимённым названием. Такой вид работы помогает обучающимся формировать навык осознанного выбора своих поступков, а также реакций в ответ на происходящее во взаимоотношениях с людьми. Развивается готовность и способность к реализации созидательного творчества и действий помощи людям на основе общечеловеческих ценностей и желания становиться лучше.
Ключевые слова: счастье, духовность, бескорыстность, милосердие, участие, радость.
Пролог
Наедине с собой…
— Пролог??? Разве так можно начинать конкурсную методическую разработку?
— А почему бы не попробовать…Простое решение!!! Ведь это методический ка-лей-дос-коп! Калейдоскоп идей! Калейдоскоп мыслей! Калейдоскоп чувств!
— Киноуроки — это нечто новое? Это осовремененное старое? Это важно? Это интересно? Что это?
— 1986 год…10 класс. Учитель литературы средней школы № 2 города Кокчетава Светличная Тамара Владимировна колдует у киноаппарата в конце класса. Рядом мальчишки, которые помогают с восторгом знатоков заправлять плёнку в кинопроектор. А я с волнением жду начала урока: сегодня мне доверена роль рассказчика. Мы будем смотреть учебный фильм о любимом поэте Тамары Владимировны — о Владимире Маяковском «Живой Маяковский», «Центрнаучфильм», 1972 г. Режиссёр -- Я. Дихтер. В этом фильме отражены эпизоды из биографии поэта и рассказано об основных творческих этапах его жизни. Большая часть текста фильма — авторский текст самого Маяковского из его автобиографии «Я сам». В фильме использованы документальные съемки поэта, кадры из кинофильма «Барышня и хулиган», а также документальные, архивные материалы съемки матери Маяковского, К. Чуковского, В. Яхонтова, Л. Кассиля. А в ходе просмотра я должна делать свои интересные сообщения, имеющие отношение к этим периодам жизни поэта, читать его стихотворения.
Я помню эти уроки литературы. Таких учебных фильмов было немного, но они у нас вызывали интерес. Мы черпали из них дополнительный биографический материал, фотографии, видеофрагменты, чтение отрывков из художественных произведений известными актёрами.
Когда сама стала учителем литературы, помимо учебных фильмов стала очень активно включать в уроки просмотр художественных фильмов, снятых по произведениям известных писателей. Просмотр всегда проходит после прочтения и осмысления художественного текста, когда ученики имеют яркое представление о сюжетной линии произведения, образах героев, их внутреннем мире, характерах. Вот тогда и появляется возможность сравнить режиссёрский замысел с авторским, оценить игру актёров, их жесты, мимику, взгляд, взмах рук, увидеть детали, их яркость, понять значение музыки в понимании всей смысловой нагрузки произведения. А как увлекательно, когда смотришь несколько фильмов, снятых по художественному произведению. Разное время, чёрно-белое и цветное, современное или далёкое прошлое…
— Значит, киноуроки — это не новое явление в школьной программе.
— Не новое, осовремененное, дающее больше возможностей. Мы можем остановить кадр, приблизить его, чтобы более внимательно рассмотреть отдельные детали.
— Так о каких открытиях здесь можно говорить? Что здесь может привлечь?
— Может! Потому что идейная направленность киноуроков изменилась…
2021–2022 год… Мы с учениками 10 и 11 класса становимся участниками мотивирующих цифровых уроков, которые становятся одним из ключевых направлений современной воспитательной технологии. Этот спецпроект построен на основе специально созданного короткометражного фильма, где с помощью молодых актёров рассказываются реальные истории подвигов наших соотечественников.
До глубины души трогает ребят фильм «Письма деду». В напряжении до последнего кадра держит фильм «Герои есть». Познавательным становится фильм «Профессии будущего». 06 мая 2022 года обучающиеся 10, 11 класса стали участниками патриотического цифрового урока о культуре и истории страны «Защитники искусства». Этот художественно-документальный фильм основан на реальной истории спасения коллекции Государственного Эрмитажа в первые недели Великой Отечественной войны. На протяжении всего фильма особенные чувства вызывали документальные кадры Нюрнбергского процесса, эпизоды спасения картин, создание Шостаковичем своей знаменитой симфонии. Ребята увидели залы современного Эрмитажа, вместе со школьниками Санкт-Петербурга прошли по ним, смогли остановиться у отдельных картин, послушать их впечатления и провести параллель со своими мыслями и чувствами. Ребята размышляли над темой ценности искусства и значимости изучения истории нашей страны, о том, какие нравственные ценности воспитывает в человеке искусство. Оценку своего впечатления от просмотра фильма ученики выразили в анкетах, которые заполнили до и после просмотра. За активное участие в патриотическом уроке получены сертификаты.
— Значит, киноуроки — это что-то новое?
— Это новый формат. Это нацеленность на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
— Это важно и интересно!
— Да, абсолютно! Но время не стоит на месте. Сегодня появился новый проект «Киноуроки в школах России и мира». Вот с ним мы и будем знакомиться сами, будем знакомить наших учеников.
Итак…
Разговор с Еленой Владимировной и Еленой Анатольевной…
Произведение искусства не только сообщает, информирует, но и провоцирует некую эстетическую деятельность читателя. зрителя, слушателя. Эстетическое впечатление от него связано не только с получением информации, но одновременно и с ответным действием воспринимающего лица, творчески откликающимся эти м действием на него. Произведение искусства рассчитано в акте своего творения не только на пассивное восприятие, но и на активное соучастие... Произведение искусства в его восприятии читателем, зрителем или слушателем — вечно осуществляющийся творческий акт.
Д. С. Лихачёв
Бондаренко Елена Анатольевна, доцент кафедры киноведения ВГИК, кандидат педагогических наук
— Елена Владимировна, Елена Анатольевна, какова миссия проекта?
— «Воспитание поколений выпускников школ 2030−2040 гг. со сформированной широкой библиотекой духовно-нравственных качеств, высоким уровнем нравственной и социальной компетентности».
— Что лежит в основе фильмов?
— «99 человеческих качеств в основе создания сценариев фильмов и проведения воспитательных занятий и классных часов в рамках Международного культурно-гуманитарного проекта «О будущем», реализующего систему воспитания «Киноуроки в школах России».
— Почему 99 качеств?
— «Всего 11 классов и 99 месяцев обучения в школе. По одному качеству в месяц».
— Елена Владимировна, Елена Анатольевна, почему вы считаете, что «история искусства экрана и экранная культура до сих пор остается нераскрытой для школьников» ?
— «Они смотрят все меньше отечественных фильмов, привыкают мыслить интернет-роликами. А между тем именно телевидение и экранная культура, формируемая через интернет, сейчас признаны самыми опасными средствами массовой коммуникации. Ученые исследуют влияние фильмов на рост насилия, роль кино и ТВ в пропаганде наркотиков, разрушении национального самосознания… Проблемы и в самом деле сложные, и проистекают они во многом из того, что в данном случае природа экрана двойственна: он может быть проводником как произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому приходят в дом «отравляющие сознание» медиатексты (т. е. тексты, изложенные языком СМИ). Поэтому необходимо изучение истории искусства экрана, формирование навыков анализа фильма и телепередачи». [3,5]
— Почему вы считаете, что «… освоение современных технологий массовой коммуникации (в том числе и электронных) подростками требует разрешения проблемы эстетического освоения среды»?
—«Дети и подростки буквально живут в мире экрана, использование цифровых технологий стало привычным, ежедневным, оно обеспечивает целый ряд потребностей и делает привычными новые возможности. В этих условиях воспитательное значение экранной среды возрастает в десятки (если не в сотни) раз.
Вся история экранных искусств с сжатом виде присутствует в попытке освоить мир посредством видеосъемки, «через кадр». Направляя освоение технологий в русло творчества, поиска своеобразия, самобытности, уникальности, неповторимости нашего восприятия мира, мы избегаем опасности развития «механизированного восприятия», что помогает формировать сферу коммуникативной компетенции учащихся на основе обращения к творческому восприятию и практической деятельности». [3,6]
— Права ли я, что киноуроки — совсем не новый вид деятельности, но имеет новую, современную направленность?
— «Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) — одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Фильмы, специально снятые для школы, нацеленные на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни.
Воспитательный и развивающий аспекты изучения экранной культуры понятны и очевидны всем (большая часть медиатехнологий основана на общении с экраном!); но современная школа практически утратила ориентацию на перспективы своей работы. Требования к выпускникам остаются все еще на уровне конкретных знаний, но не умений работать с информацией. Традиционные связи “школа — ВУЗ” разрушены, новые еще не созданы; а о воспитании сложно говорить в условиях, когда система ценностных ориентаций общества то и дело встает с ног на голову. Именно поэтому интерес к работе с искусством экрана в теории часто сменяется резким падением энтузиазма на практике.
История культур предлагает нам очень интересную картину того, как человек осознает мир, себя в мире и мир в себе, как возникают и перерождаются национальные культуры и культурные течения, связанные с жизнью одного поколения. Реализации этих задач способствует создаваемый на занятиях культурный контекст — даже частичное погружение в историю экранных искусств оставляет неповторимое впечатление вечной динамики бытия. Разнообразие форм, жанров, монтажных вариантов, богатство выразительных средств и сравнительная простота их использования делают для подростка вдвойне привлекательной попытку самому попробовать построить внутрикадровый мир по законам чувственного восприятия. Таким образом, аналитический этап работы выступает стимулом к предметно-практическому этапу». [3,7]
— Почему нужен диалог в разговоре?
— «Диалогические отношения требуют от каждого из людей, во-первых, воспринимать другого в качестве желательного партнера общения, и, во-вторых, предполагать, что оба участника диалога имеют некую общность взглядов. Поиск этой общности часто представляет собой истинный смысл диалога, его глубинную подоплеку. Одиночество «я» перестает быть безысходным; сущность человека нашего времени может быть проявлена только в диалогическом единстве Я и ТЫ, участии в бытии других, в понимании, любви, дружбе, верности, в бытии через Мы и Вы. И эти отношения призваны разрушить официальный образ человека-марионетки, социального “винтика” либо безысходной жертвы социальной анархии, личности, которая лишена выбора и которую легко поставить «на нужное место» с помощью ряда определенных, математически выверенных воздействий». [3,8]
— Как происходит развитие восприятия?
«Развитие восприятия происходит и через аналитическую интерпретацию произведения, и через собственную художественно-творческую деятельность подростка.
Работа с развитием восприятия тесно взаимосвязана, в частности, с работой над переживанием. Овладение переживанием как особым видом деятельности состоит в попытке осознать, почему данная ситуация вызывает именно такую эмоциональную реакцию; ответ на какие внутренние проблемы требует поиска в этой области». [3,33]
— Почему именно переживание очень важно?
— «Именно переживание оказывается в практике школьных занятий, имеющих своим предметом искусство, той формой синтеза, той ступенью, которая позволяет перейти от художественно-практической к абстрактно-логической форме познания, не теряя при этом того богатства и разнообразия эмоциональных реакций, которое и определяет индивидуальность, неповторимость личности. С точки зрения овладения переживанием как особым видом деятельности и осмыслением его результатов, процесс воспитания заключается в переходе личности к самовоспитанию. Взаимодействие характера и ситуации, смоделированной произведением экранного искусства, через переживание формирует личность, определяет ее отношение к миру». [3,34]
Наедине с собой…
— Меня устроил мой разговор с увлечёнными своим делом людьми. Я нашла ответы именно на те вопросы, которые волновали меня.
— А что тебе ещё понравилось в этом проекте?
— Возможность идти к фильму через слово. Каждый фильм создан по рассказу Дубровской Елены Владимировны.
— Значит, ребята сначала могут прочитать рассказ?
— Именно. Они будут иметь возможность создать свой образ героев, попробуют разобраться в главных вопросах произведения. А потом, посмотрев, фильм, будут глубоко анализировать и сравнивать своё видение и режиссёрское. Интересно, что совмещается воспитание и образование. Это даёт возможность детям научиться понимать и принимать человеческие ценности, мораль, этику. А ещё актёры в этих фильмах сверстники моих школьников. Восприятие сюжета в этом случае совершенно иное. Они такие, как я! Их волнует то же, что и меня! Они сомневаются и ошибаются, они радуются и плачут так же, как я! Значит, мы вместе!!!
Итак…
Внеклассное интегрированное занятие (литература и киноискусство).
Рассказ и фильм Е. В. Дубровской «Живой город»
10 класс
Оборудование:
– компьютер
– проектор
– музыкальные колонки
– презентация
– баночки с водой, на крышках которых разноцветные краски
Цель занятия: мотивировать обучающихся на осознанный выбор созидательного творчества и действий помощи людям.
Задачи занятия:
– формировать понимание счастья и его отличия от удовольствия в процессе обсуждения перед просмотром фильма и в размышлениях над ситуациями и действиями героев — после просмотра;
– развивать готовность и способность к реализации созидательного творчества и действий помощи людям на основе общечеловеческих ценностей и желания становиться лучше;
– формировать ценностное отношение к людям, их внутреннему миру и проявлениям;
– создать условия для получения опыта обучающихся в осознании своих чувств и мыслей, а также внутренних реакций на различные ситуации;
– формировать навык осуществления осознанного выбора своих поступков, а также реакций в ответ на происходящее во взаимоотношениях с людьми, на основе этических принципов;
– создать условия для получения обучающимися опыта реального содействия в решении социально значимых задач, проявления творчества, бескорыстной помощи как осознанного проявления человеколюбия;
– развивать мышление обучающихся; умение выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.
Методы: информационный, частично-поисковый (эвристический), побуждающий.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности: слушание, просмотр фильма, беседа, дискуссия, обобщение, анализ информации, самостоятельная работа с информацией.
Предварительное домашнее задание
- Прочитать рассказ Е. Дубровской «Живой город».
- Посмотреть в толковом словаре Д. И. Ушакова, В. И. Даля, С. И. Ожегова, в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова лексическое значение слова «счастье».
- Вспомнить произведения художественной литературы, в которых жизнь героя стала бескорыстным служением во имя другого человека.
Ход мероприятия
Слово учителя
Добрый день! Закройте на минуту глаза, подумайте о чём-то очень приятном! А теперь откройте глаза, и давайте посмотрим друг на друга искренне, радостно. Пусть наши улыбки, взгляды помогут нам успокоиться, почувствовать биение сердец другого, чтобы стать добрее, ближе.
Мы начинаем наше мероприятие немного непривычно. Тему его вы определите самостоятельно каждый для себя, но сделаете это в самом конце.
Задание 1. Работа в группах
Попробуйте определить ключевое слово мероприятия , слово, которое будет звучать сегодня не один раз. Для этого вам нужно разгадать криптограммы. У вас два способа решения: если вы хорошо знаете литературу, вам это не составит труда, а, если что-то позабыли, вспомните алфавит и по порядку букв сможете ответить на вопросы и определить ключевое слово урока.
1. Автор романа «Герой нашего времени»
13 |
6 |
18 |
14 |
16 |
15 |
20 |
16 |
3 |
Л |
Е |
Р |
М |
О |
Н |
Т |
О |
В |
2. Автор повести «Очарованный странник»
13 |
6 |
19 |
12 |
16 |
3 |
Л |
Е |
С |
К |
О |
В |
3. Имя героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» молодого графа Безухова
17 |
30 |
6 |
18 |
П |
Ь |
Е |
Р |
4. Назовите автора слов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
25 |
6 |
23 |
16 |
3 |
Ч |
Е |
Х |
О |
В |
5. Имя слуги Ильи Ильича Обломова из романа И. А. Гончарова «Обломов»
9 |
1 |
23 |
1 |
18 |
З |
А |
Х |
А |
Р |
Ключевое слово
19 |
25 |
1 |
19 |
20 |
30 |
6 |
С |
Ч |
А |
С |
Т |
Ь |
Е |
Задание 2. Работа в группах
Вы правильно определили ключевое слово урока: СЧАСТЬЕ. Прежде чем мы обратимся к толковому словарю, подберите синонимы или слова-ассоциации, наиболее точно раскрывающие значение этого слова, и запишите их на лепестках цветка.
Синонимы — благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай.
Слова-ассоциации — Радость, деньги, животные, здоровье, книга, семья, музыка, мир, путешествие, любовь, работа, жизнь
Слово учителя. (Анализируем полученные ответы, прикрепляем их на стенде)
Вы оказались все правы, подобрав синонимы к этому слову, тем самым раскрыв его лексическое значение. Теперь давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словарях. Домашнее задание, которое вы выполняли, должно было помочь определить вам более точное токование данного слова. Обратимся к таблице, которую вы составили.
Автор словаря |
Толкование слова |
С. И. Ожегов |
СЧАСТЬЕ 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения 2. Успех, удача |
В. И. Даль |
СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. || Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки |
Д. И. Ушаков |
СЧАСТЬЕ 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью 2. Успех, удача (преим. случайная) 3. Участь, доля, судьба (·прост., обл.) |
Большой толковый словарь русского языка, ред. С. А. Кузнецов |
СЧАСТЬЕ 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л.; внешнее проявление этого чувства 2. Успех, удача 3. Разг. Участь, доля, судьба |
Слово учителя
Вы прочитали рассказ Е. Дубровской «Живой город». Скажите, какое из лексических значений слова «счастье» имеет отношение к рассказу?
Ответы обучающихся
Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Состояние радости от полноты жизни. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости.
Слово учителя
Сегодня мы будем говорить о счастье. О том, как быть счастливым, как помочь другим людям стать счастливыми. Важно ли это для человека? А счастье и красота связаны между собой? Дополняют друг друга? Может ли быть красивым счастливый человек? А может ли город быть счастливым? Когда он становится живым?
Прежде чем мы поведём разговор, мы посмотрим фильм «Живой город». Этот фильм снят самим автором рассказа Дубровской Еленой Владимировной, учредителем и директором АНО ЦРИТС «ИНТЕЛРОСТ»; писателем, режиссером, сценаристом Международного культурно-гуманитарного проекта «О будущем», реализующего систему воспитания «Киноуроки в школах России».
Просмотр фильма «Живой город»
Беседа с обучающимися
Вопросы учителя |
Ответы обучающихся |
В каком городе происходят события? Как автор-рассказчик говорит о нём? Прочитайте отрывок. |
События происходят в г. Таганроге. «Эта история могла произойти в любом городе, на любой улице, в любой обычной школе. Но произошло все именно здесь, в одном из старейших городов на юге России, небольшом, но очень примечательном — Таганроге. Вы спросите: «А чем же он так примечателен? У нас в России каждый город уникальный и со своей изюминкой». Да, и вы будете правы, пока не посетите Таганрог. И дело даже не в том, что это первая военно-морская база России, и даже не в том, что здесь родился великий Чехов, гостил у своего родного брата Петр Ильич Чайковский, нашел свой последний приют Александр I. Всё так, но главное — это атмосфера, которая окутывает город. Весь город — словно красиво построенные декорации к новой постановке Антона Павловича. Все улицы, скверы, парки пропитаны духом театра, какого-то очень интересного действия, которое разворачивается прямо на ваших глазах». |
Значит, в таком красивом городе все люди должны быть счастливы? |
Нет. Мы узнаём о многих, далеко несчастных людях. |
А как начинается фильм? |
Фильм начинается сразу с классного часа, на котором ученики смотрят фильм «Доживём до понедельника». |
Почему начало фильма не совпадает с началом рассказа? |
Режиссёр сразу обращает внимание зрителей на проблему, которая лежит в основе сюжета. |
«На классном часе Лидия Дмитриевна решила показать ребятам из 8 «Б» фильм своего детства «Доживем до понедельника». Нельзя сказать, что фильм вызвал у ребят всеобщий восторг, но по лицам было видно, что кто-то серьезно задумался, а кто-то еле заставил себя высидеть до конца». Как в фильме показано одно предложение текста, из которого мы видим разницу в восприятии фильма? |
Парень достаёт незаметно телефон, девушка, сидящая за ним, не смотрит на экран, что-то пишет или рисует. Кто-то лежит на парте. Девушка беспокойно смотрит на часы. Но есть и те ребята, которые сморят увлечённо, в их глазах мы видим интерес. |
А зачем нам показывают, как смотрит фильм учительница? |
Режиссёр показывает разницу между поколениями. Для Лидии Дмитриевны этот фильм — воспоминание из детства, он ей дорог, в её глазах радость, на лице скрытая улыбка. Для многих ребят это напрасно потраченное время. |
О чём хочет поговорить Лидия Дмитриевна? Почему она считает этот разговор важным? |
Лидия Дмитриевна хочет, чтобы ученики подумали и рассказали о том, что такое счастье, каким видят его нынешние школьники, её ученики, ведь это тот вопрос, который волнует каждого человека. |
Как отвечают ребята, что для них счастье? |
«Решившая всех спасти Карасева Света подняла руку. — Для меня счастье — это когда дома всё спокойно, все здоровы. Когда в школе нет проблем. В общем, когда всё хорошо». «- Лидия Дмитриевна, у нас у всех также. Можно уже домой? У меня английский через час, — Арина Павлова, самая эффектная девочка в классе, уже сидела на краю стула лицом к двери». |
Как пытается Лидия Дмитриевна вывести ребят на откровенный разговор? Прочитайте отрывок |
«- Вы видели в фильме, как ребят, таких же школьников, как и вы, живо интересует эта тема. Они хотят говорить об этом, рассуждать искренне, без намека на декларацию. Мне бы тоже хотелось, чтобы вы были искренними и попробовали быть честными сами с собой. Когда, в какие моменты жизни вы бываете по-настоящему счастливы?» |
Ребята, понимая, что говорить придётся, начинают называть своё состояние счастья. Как это звучит? |
Деньги, компьютерные игры, сериалы, еда, фильм вместо контрольной. |
Но среди ребят есть Архип Бортнев, который возражает своим одноклассникам, что «это всё обычные потребительские удовольствия. Истинное счастье человек может испытать только если его бескорыстные действия принесут кому-то пользу и сделают счастливым другого человека». Какую реакцию вызвали эти слова? Прочитайте отрывок |
«Класс загудел. Архипа поддержали только Катя с Викой, которые уже год работали волонтерами в доме ребенка и молчаливый Гена, который тихо и молча кивал Архипу. Все остальные разделились на два лагеря. Одни уверяли, что Архип просто уже давно книжек перечитал и декларирует, что хотят слышать учителя». |
Кто вступил в активный спор с Архипом и чем закончилось это столкновение? |
«Больше всех и громче всех возмущалась Арина. — Может, хватит чушь нести? Я сейчас на английский опоздаю и испытаю великое несчастье! — Арина адресовала последние слова Архипу, как бы призывая его закончить то, что он начал. — Я тоже в это не верил, просто мне повезло, и я получил доказательства. Ты кричишь только потому, что не знаешь, что такое счастье и никогда не знала. — Бортнев, ты больной?! Какие доказательства?! Тебе моё счастье не снилось. — Могу поспорить, если бы ты испытала то чувство, о котором я говорю, то согласилась бы, что раньше ничего такого не чувствовала. — Бортнев, спорим! — Арина протянула руку для спора. — Если через неделю я не буду счастлива, помогая кому-то, то ты проиграл и будешь месяц мне прислуживать. Архип незаметно улыбнулся, скорее, улыбнулись его глубокие серые глаза. — Я согласен, но ты ровно неделю должна делать то, что я скажу. — Если ты не заставишь меня неделю какие-нибудь горшки выносить, я не буду спорить. — Обещаю, что ты не будешь делать ничего такого, что тебе будет неприятно. — Ладно. Договор!» |
Ребята, а почему Лидия Дмитриевна не прерывает этот спор, а наоборот, поддерживает и даже предлагает ещё кому-нибудь присоединиться к Арине и Архипу? |
Ученики сами должны разобраться в своих чувствах и своём понимании, что такое счастье. Каждый сам должен испытать себя. |
Как вы думаете, зачем режиссёр показывает нам Лидию Дмитриевну, когда ребята покинули класс? О чём она может думать? |
Лидия Дмитриевна смотрит в окно и, наверное, думает, что школьники ещё так наивны, именно поэтому она улыбается. А может, она вспоминает себя в их возрасте, как похожи они на нее и её одноклассников, когда они тоже спорили, переживали. Возможно, Лидия Дмитриевна думает о том, чтобы у ребят всё получилось. |
Как ведёт себя Арина в воскресенье в кафе? |
Арина не выспалась, она ленива, облокачивается и подпирает голову. Ей не нравится эта затея, поэтому и думать она не хочет |
Как вы думаете, ребята, почему Архип настаивал на том, чтобы Арина смогла назвать то, что ей нравится делать, что её вдохновляет? |
Архип, наверное, по себе знает, что если человеку что-то интересно, то это он делает с увлечением, это для него радость. |
Когда Арина говорит о своём увлечении вязанием, Матвей удивляется: «В жизни бы не поверил, что ты умеешь спицы в руках держать». Как реагирует на это Арина? |
Она обижается, быстро собирается уйти, ей неприятно, что в представлении ребят она выглядит не такой, какая она есть. |
Что происходит в тот момент, когда Арина собирается уходить? Что замечает Арина? |
В кафе входит седой мужчина и молодая девушка, они слепые. Арина вдруг увидела, что Архип очень нежно и задумчиво смотрит на них. Она понимает, что девушка нравится Архипу, но она удивлена, что Архип ходит в это кафе год, но так и не решился познакомиться с девушкой |
Кстати, а вы внимательно смотрели фильм и читали рассказ? Нашли ли вы какие-нибудь несовпадения, различия? |
В рассказе мальчика, который снимает ребят зовут Расул, а в фильме Матвей. Девочку из детского дома в рассказе зовут Милана, а в фильме Маша. В рассказе говорится, «в кафе зашла пожилая пара и молодая красивая незрячая девушка, рука которой лежала на плече женщины», а в фильме мы видим мужчину и девушку. |
Хорошо, молодцы! Пока достаточно различий. Идём дальше! Выйдя из кафе, ребята видят, как участковый ведет мальчишку, которого нашёл на корабле. Но Матвей живо проявляет инициативу и просит отвести Гошу к себе домой, где мальчишка сумеет выспаться, помыться, поесть. Гоша бродяжничает, потому что отца нет, а мать периодически уходит в запой. Зачем нужна эта сюжетная линия? |
Может, для того чтобы Арина увидела поступки других ребят. Как они помогают, откликаются на чужую беду. |
Для чего Архип приводит Арину к учителю труда Татьяне Николаевне? Что узнаёт нового для себя Арина? Какой мы видим её? |
Архип знает, что Татьяна Николаевна с ученицами шестых классов помогают дому ребёнка и хочет, чтобы Арина тоже смогла оказать им помощь. Арина удивлена тому, что не знала, что Татьяна Николаевна не просто ведет уроки труда, а осознанно организовала девочек и оказывает помощь. Ещё больше вызывает у неё удивление факт, что у Татьяны Николаевны своих трое детей и трое приёмных. Реакция Арины показана очень ярко и эмоционально. Кстати, в рассказе не сказано, что у учительницы ещё трое приёмных детей. |
А почему в фильме добавлен факт наличия ещё трёх приёмных детей? |
Опять же для того, чтобы Арина увидела и поняла, что есть люди, которые искренне, отзывчиво откликаются на любую беду, горе, помогают бескорыстно. |
Но, выйдя из школы, Арина говорит Архипу, что она, наверное, не сможет заниматься таким делом. Как она это объясняет? Почему Архип настаивает, чтобы Арина дошла до конца хотя бы раз? |
«- Слушай, я, наверное, не готова. Я поняла, что ты хотел сказать, но это не моё, понимаешь?.. — Вот, есть специальные люди, которые хотят этим заниматься. Я не хочу, понимаешь? Это не моё!» Архип спрашивает, а что у Арины главное? Жить и развлекаться? Он хочет, чтобы Арины хотя бы раз испытала чувство счастья, оказывая помощь другим, делая их счастливыми. Тогда, возможно, она изменит своё отношение к жизни. |
В этот момент мы видим кадры счастливых семей в парке, под ярким солнышком дети танцуют, катаются на каруселях, звучит музыка. Зачем нам этот кадр? |
Мы должны понять, что такое счастье не у всех. Дальше мы увидим детский дом, в котором живут брошенные дети |
Арина идёт в детский дом. Что она видит и с кем знакомится? Как она реагирует на это посещение? Прокомментируйте отличие этого эпизода в рассказе и фильме. Прочитайте отрывок. |
Арина побывала в группе малышей. Уходя, видит маленькую девочку, которая смотрит на себя в зеркало. В руках у нее кукла Катя, которую девочка предлагает Арине поцеловать. В рассказе говорится: «Арина вышла в коридор, её немного подташнивало. Может так действовал запах подгузников или детские глаза, смотрящие прямо в сердце. Они словно спрашивали, как же получилось, что мы оказались здесь? Арине хотелось быстрее выйти на улицу, когда она почувствовала, что кто-то дергает её за халат. Рядом стояла совсем маленькая девочка, в руках которой была кукла-младенец. Она качала куклу на маленьких ручках. — Это Катенька, она спит. — Ты любишь Катеньку? — Да. Я люблю Катеньку. Хочешь её цулувать? — и она подняла свою голенькую куклу повыше, чтобы Арина смогла её поцеловать». В рассказе мы сразу видим, что Арине плохо, она переживает это посещение. В фильме мы не видим такого напряжения, здесь скрытая улыбка, но взгляд задумчивый, глаза печальные. |
Дальше мы видим вновь класс. Матвей показывает смонтированный фильм обо всём, что происходило в течение недели. Что мы узнаём ещё о ребятах? |
Мы видим, как Арина вяжет пинетки. Она вяжет старательно, рассказывает маленьким девочкам, подошедшим к ней, о том, для чего они нужны. Крючок в её руках стремителен, она старается связать побыстрей. А потом она принесла их в дом ребёнка. А ещё девочке, с которой случайно познакомилась, связала для куклы шапочку и платье. Машенька крепко обнимает Арину и говорит, что они с Катей её крепко любят. Арина идёт по улице и сильно плачет. Потом видим, как Гоша спасает бездомную собаку, нежно обнимает её и говорит, что знает, что такое не дома ночевать, «мы с тобой похожи, мы вместе». |
Когда плачущая Арина спрашивает Архипа: «Вот это ты называешь счастьем?», он ей отвечает: «Это очищение?» В чём это очищение? Какие изменения произошли в Арине? |
Арина читает своё сочинение, и мы видим, что у неё произошло очищение от равнодушия, холодности, напыщенности, пришло понимание того, что в жизни важно не только жить и радоваться самому, но и дать возможность ощутить эту радость другим: «Человек жив, пока живо его сердце. А это значит, что в нем горит огонь, что его сердце отзовётся на чужую боль и порадуется чужой радости. Мы знаем многих людей с каменными сердцами, там есть только жизнь для себя и ради себя. Холодное равнодушие исходит от таких сердец. Так почему с городами должно быть по-другому? Пока в нашем городе есть живые сердца, у нас будет живой город! Этот миг невероятного ощущения от того, что сделал счастливым другого человека, это — миг истинного счастья!» |
Посмотрим фрагмент фильма. Теперь Арина готова помочь и Архипу. Как она поддерживает его? Какое важное дело они сделали? Почему незрячая девушка плачет? Как Арина реагирует на всё это? |
Архип сделал меню в кафе шрифтом Брайля. Арина уверяет его, что всё получится, чтобы он не переживал. Незрячая девушка со слезами, искренне благодарит Архипа. Она плачет от того, что впервые за этот год она смогла ощутить миг счастья, почувствовать себя такой же, как и все. Арина смотрит с радостной улыбкой, с полным осознанием того, что поступили они правильно. |
Так о счастье ли говорили ребята в начале? |
Нет, всё, что они перечисляли — это вещи, которые приносят удовольствие, они радуют человека, но к чувству счастья не имеют отношения. |
А теперь попробуем поразмышлять, почему в самые важные для Арины мгновения постижения истины, очищения души звучит песня Д. Притулы и В. С. Стронского в исполнении группы «Город 312»? Не музыка, мы слышим слова песни. Посмотрим фрагмент фильма. Затем прочитайте отрывок песни, и подумайте, какое отношение имеют эти слова к фильму? В конце туннеля яркий свет слепой звезды, Подошвы на сухой листве оставят следы, Еще под кожей бьётся пульс и надо жить, Я больше может не вернусь, а может… я с тобой останусь. Останусь пеплом на губах, Останусь пламенем в глазах, В твоих руках дыханьем ветра… Останусь снегом на щеке, Останусь светом в далеке, Я для тебя останусь — светом. В конце туннеля яркий свет и я иду, Иду по выженной траве, по тонкому льду. Не плачь, я боли не боюсь, ее там нет. Я больше, может, не вернусь, а, может, я с тобой останусь. |
Песня, в которой важно понять, что важный человек в твоей жизни останется навсегда. Это и снег, и свет, и пепел на губах, и дыхание ветра… Человек, который принёс в твою жизнь счастье, останется в воспоминаниях, даже если он больше никогда не придёт. Для Маши таким человеком станет Арина. Для Гоши — семья Матвея и ребята, которые приняли и поняли его. Для незрячей Марина — Архип. Для самой Арины — Лидия Дмитриевна, которая открыла такую важную тему, не навязывала своего мнения, дала возможность пройти сложный путь и сделать правильный выбор, Архип, который изменил её внутренний мир, помог открыть самые сокровенные струны души. Музыка нежная, спокойная, потому что уже пришло очищение, пришло то важное состояние счастья, которое останется с ребятами навсегда. |
А теперь, ребята, вы должны сделать выбор темы нашего мероприятия. Я намеренно не озаглавливала его. Я хочу, чтобы каждый из вас сделал выбор той темы, которая ему ближе всего. Посмотрите на темы, подумайте и прокомментируйте, как вы назвали бы для себя сегодняшний разговор. 1. Добро — это счастье? 2. Счастье — это очищение… 3. «Спешите делать добрые дела…» 4. Истинное счастье в счастье других! 5. «Счастье живет не снаружи. Счастье живет в нас самих». 6. «Человек жив, пока живо его сердце». Комментарий учителя. В классе 3 обучающихся. Все выбрали тему № 4 «Истинное счастье в счастье других!» |
Я выбрала эту тему, потому что мне нравится делать что-то важное и полезное для других людей. Я состою в отряде волонтёров, активно участвую в различных акциях. Я вижу, как нас благодарят пожилые люди, когда мы им помогаем, как благодарит администрация посёлка, когда мы делаем уборку. В этот момент я чувствую себя счастливой. Мне кажется, что человек должен всегда, если у него есть такая возможность, помогать людям становится счастливей. Тогда и он будет сам счастлив. |
Очень хорошо, ребята! А сможете ли вы привести пример литературного героя, жизнь которого стала бескорыстным служением во имя другого человека? |
В 7 классе мы читали стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской, которая в восемнадцать лет Юлия Петровна осталась вдовой. С началом русско-турецкой войны в 1877 году она продаёт имение и на вырученные от продажи деньги снаряжает санитарный отряд из двадцати двух сестёр и врачей, становится рядовой сестрой милосердия, выполняет грязную и тяжёлую работу. Под пулями она помогала раненым, жила в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывалась снегом, потому что воды не хватало. С утра до ночи перевязки и операции. Скупо рассказывала она о своих лишениях и с болью и гордостью — о русских героях: «Это жалости подобно видеть этих несчастных поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота; все это живет в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях, да, велик Русский солдат!» Ю. П. Вревская умерла от тифа, её похоронили в платье сестры милосердия. Её истинное счастье — служение Отечеству, русскому солдату в тяжёлые для страны дни. Ещё мы читали рассказ А. Платонова «Юшка». Главный герой выглядит странным для всех жителей деревни, его обижают, над ним смеются. Только в конце рассказа мы узнаём, что все заработанные деньги он собирал и отдавал сироте для учёбы. В 5 классе у нас был урок внеклассного чтения по сказе О. Уайльда «Счастливый принц». Принц говорил о себе: « Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, — ответила статуя. — Я жил во дворце San-Souci (Дворец беззаботности), куда скорби вход воспрещен. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» — величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслаждениях счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез. Самое удивительное в мире — это людские страдания ». Но в конце мы видим героев счастливыми от того, что они поняли, в чём главное назначение жизни. Они счастливы, потому что пожертвовали собой ради других. Помните, Ласточка, рассказывая Принцу о том, как она помогла швее и её ребёнку, говорит: «И странно…хотя на дворе стужа, мне теперь нисколько не холодно». А Принц ей объясняет: «Это потому, что ты сделала доброе дело!» В добре сила радости и счастья. |
Рефлексия
Слово учителя
А каким, ребята, будет мир, если его будут населять счастливые люди?
Обучающиеся
Добрым, спокойным, ярким, красивым
Слово учителя
Как вы думаете, что в ближайшее время мы с вами можем сделать важного?
Обучающиеся
К 9 Мая мы всегда идём в наш Парк Победы и делаем там уборку. Раскидываем остатки снега, убираем прошлогоднюю листву, подметаем дорожки, моем памятник. Вот и в этом году мы тоже будем это делать.
Слово учителя
Сделать человека счастливым и самому от этого стать счастливей в наших руках! Убедитесь в этом ещё раз. На столах у вас баночки с водой. Сейчас у вас они одинаковые. Прозрачная вода. Возьмите их в руки и хорошенько встряхните! (Ребята начинают активно встряхивать баночки, и вода окрашивается в разный цвет, так как на крышках была краска). Вы видите, как меняется всё, если только захотеть, проявить фантазию, сделать что-то важное, полезное и необходимое. Загляните в себя! Вам откроется ваш мир, яркий, наполненный, счастливый!
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз —
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово —
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз!
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь, в орех величиной!
Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта «прелесть» миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте —
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
Э. Асадов.
Литература:
- Асадов Э. Что такое счастье? — М., 2019.
- Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С. А. Кузнецов]. — Санкт-Петербург: Норинт; Москва: Рипол классик, 2008.
- Бондаренко Е. А., Дубровская Е. В. Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы. М., 2018.
- Великих Е. В. Кинематограф на уроках литературы: за или против? / Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2015. — № 4(52). С. 18–19.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004.
- Дубровская Е. В. Методические рекомендации для проведения киноурока системы воспитания «Киноуроки в школах России и мира» как классного часа (занятия по воспитанию и развитию).
- Лихачев Д. С., «Очерки по философии художественного творчества», М.-Л., 1996, с.55–56
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1976.
- Ушаков Д. И. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М.: Дом Славянской книги, 2008.
Похожие статьи
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...
Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе
В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...
Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска
Национальное и культурно-этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию общества. В статье анализируются результаты анкетирования сре...
Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства
В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...
Направления формирования гражданской идентичности у школьников
В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...
Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников
В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.
Похожие статьи
Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»
Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...
Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе
В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...
Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска
Национальное и культурно-этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию общества. В статье анализируются результаты анкетирования сре...
Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства
В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недос...
Направления формирования гражданской идентичности у школьников
В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...
Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников
В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.