Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 23.04.2022

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Харамецкий, В. В. Уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска / В. В. Харамецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90458/ (дата обращения: 16.12.2024).



Национальное и культурно-этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию общества. В статье анализируются результаты анкетирования среди обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска, отражающие их гражданскую позицию и отношение к статусу «гражданин РФ». Анализируются причины полученных результатов, а также предлагаются возможные методы гражданского воспитания с целью их последующего применения и изменения описываемой в статье ситуации.

Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, школа, анкетирование, гражданское воспитание.

The national and cultural-ethnic identity of the country poses the task of forming a civic identity in the younger generation that contributes to the sustainable development of society. The article analyzes the results of a survey among students of the 8th grade of MBOU secondary school No. 4 in Divnogorsk, reflecting their civic position and attitude towards the status of «citizen of the Russian Federation». The reasons for the results obtained are analyzed, and possible methods of civic education are proposed, with a view to their subsequent application and change in the situation described in the article.

Keywords: civic identity, patriotism, school, questionnaire survey, civic education.

В современной России перед государством стоят сложные задачи — обеспечить консолидацию общественных слоев, а также уменьшить напряженность между их представителями. В условиях многонациональности и поликонфессиональности российского общества решение этих задач становится намного сложнее, поэтому перед системой образования ставится ряд вопросов, связанных с эффективностью методов формирования гражданской идентичности. Для анализа уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся 8-х классов в МБОУ СОШ № 4 было проведено анкетирование, анализ полученных данных позволяет сделать выводы об эффективности работы в области гражданского воспитания в данном образовательном учреждении.

С целью определения представлений обучающихся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска об образе гражданина России и выявления уровня сформированности гражданской идентичности был проведен констатирующий эксперимент, основой которого стало анкетирование. В исследовании приняли участие 28 обучающихся.

Ответы на вопросы анкеты, позволяющей выявить сформированность чувства принадлежности к своей стране, показали, что мнения опрошенных в вопросе «обязательно ли быть русским, чтобы считаться россиянином» разделились следующим образом: 64 % опрошенных ответили «нет». Это говорит о понимании обучающимися одного из основных признаков РФ — многонациональное государство. Однако 36 % опрошенных уверены, что только русский может считаться россиянином, что при установленных законом нормах, считается недопустимым. Этот процент довольно высок, поэтому при планировании уроков истории и обществознания необходимо обратить внимание на национальный состав РФ (и историю его расширения) и процедуру получения гражданства РФ.

На вопрос «обязательно ли жить в России, чтобы тебя считали россиянином» положительно ответили (42 %), 16 человек (58 %) ответили отрицательно. Мнения опрошенных разделились практически поровну. Для достаточно большого числа обучающихся главным критерием идентификации себя как россиянина является нахождение на территории РФ (при дальнейшем анализе этот показатель будет сравнен с числом желающих покинуть Россию по каким-либо причинам). Это говорит о неправильно сформированном понимании понятия «гражданская идентичность», особенно в современных условиях, что можно считать катастрофой.

При ответе на вопрос «В будущем ты хотел бы: …» с вариантами ответа — «жить в РФ», «жить в РФ и работать для ее процветания» и «жить в любом другом государстве» 42 % обучающихся выбрали вариант «А» (жить в РФ), и только 17 % высказали мнение — жить в России, работая над ее процветанием. Оставшийся 41 % опрошенных пожелал в будущем вовсе покинуть территорию РФ. Такие показатели вызывают определенные опасения: только пятая часть опрошенных осознает свою роль для будущего государства, остальные опрошенные не осознают свою роль для будущего страны.

Вопрос, может ли человек гордиться тем, что он россиянин и почему, вызвал большое затруднение у опрашиваемых, т. к. 11 человек (61 %) из 18 не смогли на него ответить и лишь 7 человек (39 %) пояснили свой ответ.

Интерес вызывают также вопросы, связанные с характеристикой россиянина с положительной и отрицательной стороны. Обучающимся было предложено назвать по 5 качеств. Среди положительных были названы: патриотичность, благородство, порядочность, доброта, смелость, интеллигентность, гордость, хитрость, открытость, традиционность.

При этом 13 человек не нашли никаких положительных характеристик россиянина, что составляет 46 % от общего числа опрошенных. Также одним из опрошенных было высказано следующее предположение — «гражданство не влияет на характер»

Среди отрицательных качеств россиянина были выделены следующие: стереотипность, советский менталитет, лень, зависть, жадность, злость, алкоголизм, воровство, грубость, активное использование ненормативной лексики, безответственность.

Среди опрошенных на этот вопрос не смогли дать ответ 15 обучающихся (53 %). Один человек посчитал, что у россиянина нет отрицательных качеств. Охарактеризовать россиянина как с положительной, так и с отрицательной позиции не смогли 9 человек (32 %).

Чтобы понять, как видят россиянина обучающиеся 8-го класса, необходимо также проанализировать вопрос, связанный с ассоциациями: кого опрошенные считают настоящим россиянином (среди вымышленных персонажей и реальных людей). В ходе анкетирования были получены следующие данные: Петр I, Иван Дурак, Владимир Путин, Иван Грозный, Юрий Долгорукий, Богатыри, Суворов, Кутузов, Ломоносов, Бондарчук, Екатерина II, Раскольников, Пушкин, Тарас Бульба, княгиня Ольга, также некоторыми обучающимися были приведены не отдельные герои, а фильмы — «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», 7 человек отказались отвечать на данный вопрос.

Анализируя данные по блоку вопросов об образе россиянина, мы обнаруживаем противоречие: многие среди опрошенных сформировали для себя отрицательный образ россиянина, при этом привели в пример достойных исторических и художественных персонажей, а также современников. Либо обучающиеся наделяют, приведенных в пример, личностей перечисленными положительными и отрицательными качествами, либо просто не могут проанализировать их с помощью предложенной схемы (положительное — отрицательное).

Одним из институтов, осуществляющих гражданское воспитание является семья, но среди опрошенных брать пример с членов семьи (или близких друзей) хотят лишь 11 человек (39 %). 10 человек (35 %) считают, что в их окружении нет людей, с которых стоит брать пример, или что брать пример с кого-либо вообще не стоит. Оставшиеся считают, что равняться необходимо на актеров, представителей шоу-бизнеса или литературных персонажей.

Особое значение имеет статистика ответов на вопрос, связанный с утверждением «мне все равно, кем себя считать, лишь бы жилось хорошо», на который 92 % опрошенных ответили положительно. Это подтверждает одно из теоретических положений, высказанных ранее, на гражданскую идентификацию влияет уровень социальной напряженности и количество нерешённых социально-экономических проблем. Уже в свои 14–15 лет обучающиеся задумываются о качестве жизни. Это подводит нас к выводам, которые не имеют прямого отношения к теме исследования, т. к. решение этих вопросов относится к государственному уровню.

По результатам анкетирования, можно утверждать, что обучающиеся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 4 г. Дивногорска имеют несформированное представление о статусе «гражданин России», а также об образе «россиянина».

Тестирование по методике: «Незаконченный тезис» проведено с целью определения уровня развития у подростков эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Обучающимся было предложено закончить шесть тезисов, определяющих отношение к Родине. В результате анализа полученных данных было выявлено следующее:

Первый тезис в анкете связан с пониманием обучающимися понятия «Родина». Из 28 человек только 17 (60 %) понимают смысл понятия «Родина». Остальные Родиной считают место фактического или желаемого проживания. Только двое из всех опрошенных отказались от тестирования по данной методике.

Из 28 человек только 17 (60 %) понимают смысл понятия «Родина». Остальные Родиной считают место фактического или желаемого проживания. Гордость за свою страну среди опрошенных испытывают 12 обучающихся, что составляет менее половины опрошенных (42 %). Чувство гордости у восьмиклассников вызывают история страны, ее вооруженные силы, природные богатства и литературное наследие. При этом гордость за сложный и богатый исторический путь испытывает только один обучающийся. 58 % обучающихся пропустили данный тезис. Не испытывают гордости за свою страну 16 обучающихся или 57 % от общего числа опрошенных.

Наибольшее затруднение у обучающихся вызвали тезисы «Мне нравится в своей стране…», «Для меня быть достойным гражданином…», «Я могу сделать для своей страны…». 12 (42 %) из 28 опрошенных либо отказались продолжать эти тезисы, либо дали ответ несерьезный. 96 % опрошенных считают, что не смогут сделать для своей страны что-либо.

Анализируя данные методики «незаконченный тезис», можно прийти к выводу, что только около половины обучающихся испытывают гордость за свою страну, но не все из них понимают, чем именно гордятся. Абсолютное непонимание важности для своей страны испытывает каждый обучающийся, что говорит о низком уровне гражданственности.

По результатам тестирования можно сказать, что эмоционально-нравственный компонент гражданской идентичности сформирован в среднем у половины восьмиклассников.

Для дальнейшей работы автором статьи предлагается использовать на уроках современные образовательные технологии, а именно:

Информационно-коммуникационные технологии. Их активное внедрение в уроки истории и обществознания позволит просматривать документальные и исторические фильмы (или их отрывки) с целью визуализации материала и его анализа. Осознанный поиск необходимой информации в визуальных источников будет способствовать формированию личной позиции обучающихся в рамка изучаемых тем.

Уроки-исследования. Более сложная по форме работа с обучающимися, но весьма результативная. Наиболее интересной и актуальной формой работы может стать социологический опрос. В рамках определенных обществоведческих тем можно организовать исследование и представить его на уроке. Исследование может быть, как индивидуальным, так и групповым (до 3–4 человек). Примерные темы исследования: «Наиболее важная отрасль в системе права по мнению жителей г. Дивногорска», «Определение уровня доверия к власти у жителей г. Дивногорска» и пр.

Проектная деятельность. Одной из форм может стать фотовыставка, посвященная «Малой Родине», памятникам культуры и пр. Если обучающийся самостоятельно займется ее созданием (посетит необходимые места, сделает снимки и соберет сопроводительный материал об изучаемом объекте), то это позволит ему осознать причастность, погрузиться в отдельные аспекты истории региона и пр.

Современные образовательные технологии помогают формировать гражданскую идентичность обучающегося как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это, прежде всего, личностный результат — формируется идентичность школьная, территориальная (региональная), что позволяет ощущать себя гражданином своей страны и осознавать свою значимость для ее будущего.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. — 2007. — № 6. — с. 4–10.
  2. Громова, О. Н. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библ. в школе. — 2001. — № 17. с. 24.
  3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Соловейчик, А. С. Простое — непростое слово // Первое сентября. — 2004. — № 20. — с. 9–10.
  5. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, обучающийся, дивногорск, гражданское воспитание, Россия, россиянин, РФ, MBOU, общее число, результат анкетирования.


Похожие статьи

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе

В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.

Похожие статьи

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе

В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)

В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.

Задать вопрос