Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Габдуллина, Л. Н. Mind map — стратегия для развития исследовательских навыков на уроке изобразительного искусства / Л. Н. Габдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108470/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены результаты проведенного исследования Action Research по проблеме развития у школьников исследовательских навыков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном развивающемся мире большинство школьников имеют недостаточное развитие логического, аналитического, творческого мышления. В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся 4 «в» класса на уроке изобразительного искусства. Исследовательская работа проводилась в рамках юнита «Права и обязанности». Автором статьи проведен подробный анализ результатов наблюдения за учащимися, проведенных интервью и составленных транскриптов речи учеников, с помощью которого можно эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, развивая исследовательские навыки при выполнений творческой работы.

Ключевые слова: творческое мышление, исследовательские навыки, стратегия, творческая идея , вдохновение .

Одной из важных задач образования на современном этапе является формирование и развитие у учащихся исследовательских умений и навыков.

В предмете изобразительного искусства учащиеся выполняют разнообразные творческие задания. За каждой выполняемой творческой работой стоит творческий замысел или творческая идея самой картины. Творческая идея требует определенных исследований. Наблюдая за выполнениями творческих заданий где требуется показать креативное мышление у многих учащихся во время выполнения творческих заданий наблюдаются отсутствие исследовательских навыков. В начале исследования были приведены аудиозаписи, интервью из составленных транскриптов речи учеников. Исследования проводилось во время юнита «Права и обязанности» в 4 «В» классе, где участвовали 16 учеников. Учащиеся ответили на 4 вопроса на тему «Творческое мышление».

Вопросы, которые были заданы учащимся во время анкетирования:

  1. «Приведите пример, когда вам приходилось думать вне стандартных рамок/представлений. С чем была связана такая необходимость? ». Ответили 20 % учеников;
  2. «Считаете ли вы себя творческим человеком?». Результат показал 40 %
  3. «Каким образом можно стимулировать своих одноклассников более креативному стилю выполнения задания?» Ответили 40 %
  4. Сталкивались ли вы с необходимостью придумывать что-то креативное? Опишите ситуацию и результат». Ответили 42 %

При анализе интервью и составленных транскриптов речи учеников было замечено, что в опросе ответы учащихся вызывали трудности. Это позволило выявить проблему исследования. На уроке изобразительного искусства с помощью творческого мышления развить исследовательские навыки у учащихся. А также применение исследовательских навыков в создании творческих работ.

По результатам анкетирования было решено использовать стратегию, где учащиеся могли бы эффективно стуктурировать и обрабатывать информацию. Мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Перед началом творческой работы выполнить исследование касательно творческой работы и при этом развить творческое мышление. Для этого было выбрана стратегия Mind map. Mind map — это интеллект-карта. Автором Mind map является британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» Тони Бьюзен. Это универсальный инструмент, применимый практически в любой сфере. Использование Mind map-мышления помогает качественнее обрабатывать информацию, шире мыслить, эффективнее планировать свои действия, анализировать проекты в ходе их выполнения, видеть цель и без страха браться за новые начинания. [1, с. 9].

Для исследования был выбран тип интеллект-карт как «схема-иерархия». Когда главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так, сколько необходимо. [2]. Используя интеллект-карту учащимся нужно было предварительно начертить и написать на карте, что будет нарисовано на будущей творческой работе в стиле «сюрреализм». Это фон, объекты,, цвета и т. д. Рисунок 1.

«Интеллект-карта», составленная учеником 4 В класса

Рис. 1. «Интеллект-карта», составленная учеником 4 В класса

Использование стратегий значительной мере помогло определиться с идеей и учащимся нужно было перенести свою идею картины на большой формат бумаги. Рисунок 2.

Творческие работы учащихся 4 В класса

Рис. 2. Творческие работы учащихся 4 В класса

Результаты, представленные учащимися при выполнения творческого задания, оценивались как «отличные», «хорошие», «средний» уровни. Учащиеся смогли показать в своих картинах авторский подход. Узнали, что такое авторское право и плагиат. Познакомились с сайтом, где можно подать на авторское право в Казахстане.

Результаты показали, что в творческой работе учащимся помогает развивать исследовательские навыки использование «Интеллект-карт». С помощью них мы можем решать задачи, такие как: искать вдохновение, структурировать информацию, понимать идею, запоминать материалы, презентовать мысли, управлять задачами, детализировать проект, схематично изображать информационные блоки и ассоциативно мыслить. И в то же время есть и ограничение: разница восприятия информации — это когда один человек плохо понимает мысли, которые пытается высказать составитель карты [3].

Вывод: Использование интеллект-карты помогает правильно сформировать идею творческой работы. Тем самым показывает уникальность творческой работы. А также данная стратегия помогает развить у учащихся навыки исследования через творческое мышление. В будущем в каждом из заданий предмета изобразительного искусства планируется подготовка таких заданий.

Литература:

  1. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен — «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2018.
  2. Как использовать интеллект-карты в учёбе https://media.foxford.ru/articles/kak-ispolzovat
  3. Стратегии урока https://lusana.ru/presentation/31336
Основные термины (генерируются автоматически): творческая работа, творческое мышление, учащийся, изобразительное искусство, навык, составленный транскрипт речи учеников, творческая идея.


Похожие статьи

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Методы развития креативного мышления на уроках математики

Работа посвящена исследованию проблемы развития креативного мышления на уроках математики в средней школе. Рассмотрена методика составления и решения «открытых задач», которая способствует формированию творческого мышления, развитию способности генер...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания

Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы задани...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления

В статье рассматривается дизайн-мышление как разновидность профессионального мышления, направленного на поиск нового способа принятия решений в бизнесе и продвижение товара или услуги на внутреннем и международном рынке, а также как руководство к дей...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Применение игровых технологий в преподавании химии

В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Похожие статьи

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Методы развития креативного мышления на уроках математики

Работа посвящена исследованию проблемы развития креативного мышления на уроках математики в средней школе. Рассмотрена методика составления и решения «открытых задач», которая способствует формированию творческого мышления, развитию способности генер...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания

Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы задани...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Эмпатия и рефлексия как основы дизайн-мышления

В статье рассматривается дизайн-мышление как разновидность профессионального мышления, направленного на поиск нового способа принятия решений в бизнесе и продвижение товара или услуги на внутреннем и международном рынке, а также как руководство к дей...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Применение игровых технологий в преподавании химии

В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Задать вопрос