Ментальные карты как средство повышения творческого мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казагачев, В. Н. Ментальные карты как средство повышения творческого мышления / В. Н. Казагачев, Л. Г. Горбань, Я. И. Толочко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 766-769. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16893/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается основные понятия и разработка ментальной карты по теме «История Древнего Казахстана», советы по их созданию, рассмотрен пример создания ментальной карты.

Ключевые слова:ментальные карты, разработка ментальных карт, содержание ментальных карт.

 

Вы умнее, чем думаете, и креативнее,

чем можете себе представить.

Картирование мышления может помочь

обнаружить ваш скрытый потенциал.

Джойс Викофф

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. В связи с этим перед преподавателями вуза стоит задача поиска новых эффективных образовательных технологий, способных ответить на вопрос: как научить учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию. [6]

Само по себе знание — это лишь общее когнитивное основание для осознания проблемы и принятия решения. Только достаточно высокое качество усваиваемых знаний обеспечит будущему специалисту необходимое основание для формирования компетентности. И это не только осознанность, системность, полнота, гибкость предметных знаний, но и знания о процедурах анализа ситуаций, процедурах вычленения проблем, процедурах принятия решений (знание о том, как действовать в ситуации принятия решений). Важны и ценностно-смысловые знания, отвечающие на вопрос, какое решение принять и почему именно такое.

Очевидно, знания могут выполнять свои функции, если они поддержаны соответствующими умениями, видением ситуации в целом, а также связей между отдельными элементами системы.

Наконец, основное ядро компетентности — это совокупность конкретных умений, обеспечивающих принятие оптимального решения, ориентированного на дальнейшее продуктивное развитие системы.

Основными требованиями жизни, предъявляемыми сегодня к системе образования, являются развитие у студентов самостоятельного креативного мышления, подготовка их к творческому созидательному труду, непрерывному образованию. Поэтому главнейшей задачей является формирование у студентов навыков самостоятельной работы с учебниками, словарями, справочной литературой, планирование собственной деятельности. Современное учебное заведение не может обойтись без включения в содержание образования знаний, отражающих современное состояние изучаемых наук, при этом возникает конфликт несоответствия между увеличением объема учебной информации и фактором ограниченного времени обучения. Эта проблема может быть решена:

1.      За счет интенсификации образовательного процесса через систематизацию, структурирование, и одновременно расширение учебного материала.

2.      Путем поиска новых активных средств, методов, форм обучения.

Ментальные карты представляют собой определенную технику визуализации мышления и альтернативной записи. Ментальные карты как средство активизации мыслительного процесса рассматриваются в работах Т. Бьюзена [1], X. Мюллера [2]. Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть».

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт [1]:

-        В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.

-        От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.

-        Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

-        Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки для каждых понятий.

-        Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей, единственного правильного способа построения не существует.

В учебной деятельности наглядные пространственные модели, в которых отображается связь и отношения вещей, выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь тех или иных объектов.

Важно научить студентов применять информационные технологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Преподаватель помогает студентам успешно справляться с освоением большого количества информации, а также готовит их к условиям той реальной жизни, в которой они будут строить свою дальнейшую карьеру.

Рассмотрим пример использования ментальной карты на тему «История Древнего Казахстана».

Перед студентами стоит задача: задана тема, которую необходимо разбить на подтемы; составить алгоритм по раскрытию этой темы.

Демонстрируем студентам начало карты, представленное на рисунке 1.

Рис. 1. Начало ментальной карты для решения задачи

 

С помощью общего обсуждения определяем, что данную тему следует разбить на шесть подтем.

Рис. 2. Следующий этап построения ментальной карты

 

Далее предлагается студентам указать следующий шаг, и, таким образом дополняя карту, будет визуально представлена технология создания тем. Студенты, в свою очередь, зарисовывают каждую добавленную ветвь параллельно в тетради. В итоге получаем карту, представленную на рисунке 3.

Рис. 3. Результат решения задачи

 

Эффективность использования ментальных карт в определенной степени зависит от наличия у студентов навыков ее составления. Говоря о роли преподаватель, очевидно, что он должен выступать не как интерпретатор знаний, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка учебного процесса, консультирование студентов.

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

-        развивать креативность студентов;

-        формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

-        формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);

-        ускорять процесс обучения.

Итак, создание ментальных карт помогает представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, даёт их целостное видение, облегчает запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом.

 

Литература:

 

1.      Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство Издательство: Попурри, Серия: Супермышление. Суперпамять 2010г., 352с

2.      Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007г, 126с.

3.      Козлова А. В. Применение ментальных карт при проведении лекций по информатике. // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11–14 марта 2014 г. –С. 67–70.

4.      Косогова Н. В. Ментальные карты — как средство формирования готовности студентов к социальному партнерству в рамках образовательного пространства вуза. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. -№ 12–3. — С. 166–169.

5.      Косогова А. С., Дьякова М. Б. Формирование профессиональной компетентности у студентов вуза с позиций системного подхода. // Современные проблемы науки и образования. -2013.-№ 6. -С. 265.

6.      Маркова Н. И. Техника ментальных карт как основа эффективной фиксации знаний. // Агропродовольственная политика России. -2012. -№ 4. -С. 82–83.

7.      Симонова М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения. // Научные исследования в образовании. -2008. -№ 6. -С. 44–47.

Основные термины (генерируются автоматически): ментальная карта, Древний Казахстан, знание, студент, студент навыков, учебный процесс.


Ключевые слова

ментальные карты, разработка ментальных карт, содержание ментальных карт

Похожие статьи

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Специфика организации деловой игры на уроках английского языка

В статье представлен анализ научной литературы, позволивший определить степень изученности данной темы и определить направление для дальнейшего исследования. Описана история и методология развития деловых игр как технологии обучения. Дано определение...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Похожие статьи

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования

Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Специфика организации деловой игры на уроках английского языка

В статье представлен анализ научной литературы, позволивший определить степень изученности данной темы и определить направление для дальнейшего исследования. Описана история и методология развития деловых игр как технологии обучения. Дано определение...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Задать вопрос