В статье рассматривается основные понятия и разработка ментальной карты по теме «История Древнего Казахстана», советы по их созданию, рассмотрен пример создания ментальной карты.
Ключевые слова:ментальные карты, разработка ментальных карт, содержание ментальных карт.
Вы умнее, чем думаете, и креативнее,
чем можете себе представить.
Картирование мышления может помочь
обнаружить ваш скрытый потенциал.
Джойс Викофф
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. В связи с этим перед преподавателями вуза стоит задача поиска новых эффективных образовательных технологий, способных ответить на вопрос: как научить учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию. [6]
Само по себе знание — это лишь общее когнитивное основание для осознания проблемы и принятия решения. Только достаточно высокое качество усваиваемых знаний обеспечит будущему специалисту необходимое основание для формирования компетентности. И это не только осознанность, системность, полнота, гибкость предметных знаний, но и знания о процедурах анализа ситуаций, процедурах вычленения проблем, процедурах принятия решений (знание о том, как действовать в ситуации принятия решений). Важны и ценностно-смысловые знания, отвечающие на вопрос, какое решение принять и почему именно такое.
Очевидно, знания могут выполнять свои функции, если они поддержаны соответствующими умениями, видением ситуации в целом, а также связей между отдельными элементами системы.
Наконец, основное ядро компетентности — это совокупность конкретных умений, обеспечивающих принятие оптимального решения, ориентированного на дальнейшее продуктивное развитие системы.
Основными требованиями жизни, предъявляемыми сегодня к системе образования, являются развитие у студентов самостоятельного креативного мышления, подготовка их к творческому созидательному труду, непрерывному образованию. Поэтому главнейшей задачей является формирование у студентов навыков самостоятельной работы с учебниками, словарями, справочной литературой, планирование собственной деятельности. Современное учебное заведение не может обойтись без включения в содержание образования знаний, отражающих современное состояние изучаемых наук, при этом возникает конфликт несоответствия между увеличением объема учебной информации и фактором ограниченного времени обучения. Эта проблема может быть решена:
1. За счет интенсификации образовательного процесса через систематизацию, структурирование, и одновременно расширение учебного материала.
2. Путем поиска новых активных средств, методов, форм обучения.
Ментальные карты представляют собой определенную технику визуализации мышления и альтернативной записи. Ментальные карты как средство активизации мыслительного процесса рассматриваются в работах Т. Бьюзена [1], X. Мюллера [2]. Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть».
Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт [1]:
- В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.
- Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки для каждых понятий.
- Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей, единственного правильного способа построения не существует.
В учебной деятельности наглядные пространственные модели, в которых отображается связь и отношения вещей, выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь тех или иных объектов.
Важно научить студентов применять информационные технологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Преподаватель помогает студентам успешно справляться с освоением большого количества информации, а также готовит их к условиям той реальной жизни, в которой они будут строить свою дальнейшую карьеру.
Рассмотрим пример использования ментальной карты на тему «История Древнего Казахстана».
Перед студентами стоит задача: задана тема, которую необходимо разбить на подтемы; составить алгоритм по раскрытию этой темы.
Демонстрируем студентам начало карты, представленное на рисунке 1.
Рис. 1. Начало ментальной карты для решения задачи
С помощью общего обсуждения определяем, что данную тему следует разбить на шесть подтем.
Рис. 2. Следующий этап построения ментальной карты
Далее предлагается студентам указать следующий шаг, и, таким образом дополняя карту, будет визуально представлена технология создания тем. Студенты, в свою очередь, зарисовывают каждую добавленную ветвь параллельно в тетради. В итоге получаем карту, представленную на рисунке 3.
Рис. 3. Результат решения задачи
Эффективность использования ментальных карт в определенной степени зависит от наличия у студентов навыков ее составления. Говоря о роли преподаватель, очевидно, что он должен выступать не как интерпретатор знаний, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка учебного процесса, консультирование студентов.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:
- развивать креативность студентов;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
- ускорять процесс обучения.
Итак, создание ментальных карт помогает представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, даёт их целостное видение, облегчает запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом.
Литература:
1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство Издательство: Попурри, Серия: Супермышление. Суперпамять 2010г., 352с
2. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007г, 126с.
3. Козлова А. В. Применение ментальных карт при проведении лекций по информатике. // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11–14 марта 2014 г. –С. 67–70.
4. Косогова Н. В. Ментальные карты — как средство формирования готовности студентов к социальному партнерству в рамках образовательного пространства вуза. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. -№ 12–3. — С. 166–169.
5. Косогова А. С., Дьякова М. Б. Формирование профессиональной компетентности у студентов вуза с позиций системного подхода. // Современные проблемы науки и образования. -2013.-№ 6. -С. 265.
6. Маркова Н. И. Техника ментальных карт как основа эффективной фиксации знаний. // Агропродовольственная политика России. -2012. -№ 4. -С. 82–83.
7. Симонова М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения. // Научные исследования в образовании. -2008. -№ 6. -С. 44–47.