Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
Авторы: Ващенко Валентина Борисовна, Лысенко Елена Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Ващенко, В. Б. Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» / В. Б. Ващенко, Е. А. Лысенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9247/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются этапы создания и апробирования авторского курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Приводится модель реализации авторского курса на примере специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Ключевые понятия: ЭБАС, оператор ЭБАС, авиастроение, общие и профессиональные компетенции, содержание профессиональной направленности.
Проблема профессионализации содержания гуманитарных дисциплин в образовательных организациях технической направленности находится в настоящее время под пристальным вниманием педагогов и методистов разного уровня. Особенно актуальным это является для дисциплин общепрофессионального цикла. «Иностранный язык в профессиональной деятельности», несомненно, обладает широкими возможностями для формирования не только общих компетенций, но и профессиональных.
С 2019 в КГБ ПОУ «Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий» ведётся набор студентов по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Изначально преподаватели пользовались примерной рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» технического профиля. Но первый же учебный год преподавания по данной программе показал, что она не соответствует профессиональной тематике по данной специальности. Поэтому в 2020/2021 уч. г. было принято решение разработать авторскую программу дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» с учетом профессиональной и практической направленности.
Программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» рассчитана на 168 академических часов, со 2 по 4 курс. Программа разработана с учетом требований ФГОС и профессиональной направленности специальности.
В результате освоения программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» формируются следующие общие и профессиональные компетенции: ОК 1 — ОК 5, ОК 6, ОК 9–10 и ПК 2.4. (Осуществлять ведение эксплуатационно-технической документации.)
Учебно-практическое пособие к данной программе имеет две части: теоретическую и практическую. В теоретической части описаны основные грамматические явления, необходимые для успешной работы с документацией на иностранном языке (понимание, частичный или полный перевод, написание), описаны основные правила начального технического перевода и правила написания аннотации к диплому на иностранном языке. Практическая часть содержит аутентичные материалы, необходимые для освоения содержания рабочей программы: 1) Виды летательных аппаратов, 2) БЛПА: история и современность, Области применения БЛПА, 4) Управление и пилотирование БЛПА, 5) Человек и компьютер, 6) Графика и дизайн, 7) Законодательные и нормативные документы РФ в области БЛПА, 8) Взаимодействие со службами безопасности авиационного движения.
К каждому из 19 текстов учебно-практического пособия прилагаются задания: задания на освоение лексического материала, задания, формирующие функциональную читательскую грамотность, тестовые задания, задания, формирующие креативное мышление, задания репродуктивного и продуктивного типов, грамматические задания.
Перед разработкой авторской программы преподавателями осуществлялся поиск примерной рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Программа не была найдена. В настоящее время, при поиске аналоговых продуктов нами были найдена Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». (Санкт-Петербургский университет гражданской авиации).
Сравнительный анализ показал следующее. Во-первых, представленная рабочая программа была разработана на два года раньше, соответственно, на тот момент аналогов не было. Во-вторых, рабочая программа формирует у обучающихся не только общие, но и профессиональные компетенции, что соответствуют современным образовательным трендам. В-третьих, тематический план аналогового продукта отражает более общие профессиональные темы. Они, безусловно, связаны с авиацией, но именно ЭБАС посвящена только одна тема (3.6.), рассчитанная на 4 академических часа. В представленной нами рабочей программе ЭБАС, его структуре, классификации, применению и эксплуатации посвящено более 60 % учебного времени. Из этого мы можем сделать вывод о том, что наш образовательный продукт больше соответствует специфике специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и имеет большую практическую значимость для обучающихся.
В период подготовки техникума к аккредитации специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» возникла необходимость разработки методического пособия, созданного в полном соответствии с новой авторской программой по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для данной специальности, разработанной в 2020–2021 учебном году. Одной из причин необходимости разработки данного пособия явилось отсутствие учебной литературы, пособий, учебников английского языка с тематикой текстов, отражающих практическую часть программы по данной специальности. В интернете были найдены ряд пособий, которые были написаны для использования их при обучении профессиональному иностранному языку в высших учебных заведениях. Они частично решали проблему подбора содержания для преподаваемой дисциплины, но приходилось их адаптировать к особенностям обучения студентов СПО. Кроме того, найденные пособия не в полной мере закрывали дефицит учебного материала для объема нагрузки в 168 часов.
Таким образом, учитывая все вышеперечисленные причины и нюансы, нами было принято решение о создании собственного практического пособия, которое будет полностью соответствовать тематическому плану разработанной авторской программы и поможет достичь важные цели и планируемые результаты освоения дисциплины. Такой инновационный продукт с названием «Учебно-практическое пособие по учебной дисциплине ОГСЭ 03. Иностранный язык в профессиональной деятельности для студентов специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» был создан в 2021 году. Данное пособие имеет три части: теоретическую, где собраны основные грамматические правила; практическую, где подобраны тексты из различных печатных и интернет-источников, которые могут быть использованы для занятий со студентами, обучающимися на отделении указанной выше специальности и третью часть, которая представляет собой обучение написанию аннотации к диплому по специальности на английском языке. Целью пособия является формирование у студентов языковой, коммуникативной и профессиональной компетенций. Задания нацелены на укрепление навыков чтения и понимания академического текста на основе анализа его структуры, языка и содержания; на развитие умения находить информацию, выделять и перефразировать основные положения (например, преобразуя их в вопросы, создавая слайдовую презентацию, отвечая на вопросы, и др.). Они также предлагают студентам выразить свою точку зрения при обсуждении текста и заданий во время аудиторных занятий. Все тексты и задания связаны с профессиональной подготовкой будущих специалистов и соответствуют государственному образовательному стандарту.
Использование данного пособия уже имеет свои результаты: мы получаем обратную связь от студентов 2022–2023 и 2023–2024 учебного года, где они дают положительную оценку при работе с данным пособием, отмечая профессиональную направленность текстов, разнообразие заданий, вызывающих интерес при их выполнении, отмечают положительную динамику при изучении профессиональной лексики, помощь при написании аннотаций к диплому на английском языке.
Кроме того, практическая часть пособия была опубликована на сайте Инфоурок в феврале 2023 года и получила весьма положительную оценку коллег-педагогов. Все это говорит о том, что мы находимся на верном пути, поставив целью пособия формирование у студентов языковой, коммуникативной и профессиональной компетенций. Надеемся, что наш инновационный продукт найдет отклик в преподавательской среде и будет использован ими полностью или частично при обучении студентов иностранному языку в профессиональной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Представленные авторская рабочая программа и учебно-практическое пособие были рассмотрены на заседании ПЦК общего гуманитарного цикла и на заседании методического совета техникума. Было решено ввести их в практику теоретического обучения по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». С 2021/2022 уч. г. основным источником информационного обеспечения образовательного процесса является учебно-практическое пособие «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Студенты изучают грамматический и лексический материал совместно с преподавателем, читают и переводят тексты, выполняют различные виды заданий.
Целью рабочей программы является планирование, организация и управление учебным процессом в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» с учетом современных тенденций и профессиональной направленности;
Цель реализуется через следующие задачи: определение содержание учебного материала; определение образовательных технологий, приемов и методов, с учетом профессиональной направленности и специфики преподаваемой дисциплины.
Целью учебно-практического пособия является информационное и дидактическое обеспечения процесса обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Задачи учебно-практического пособия: сформировать общие и профессиональные компетенции средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности»; закрепить основные термины, понятия и общие знания по специальности на русском и английском языках; способствовать формированию общей и иноязычной языковой компетенции.
Целевой аудиторией применения данного образовательного продукта являются студенты специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» СПО. Также рабочая программа и пособие могут быть использованы на курсах повышения квалификации или дополнительного образования с соответствующей тематикой.
Модель реализации продукта организована следующим образом. Сначала определяются дефициты, т. е. чего не хватает для реализации процесса обучения. Затем происходит поиск аналоговых продуктов в электронной или бумажной форме. Если необходимый документ не найден, то ставится задача разработчикам нового образовательного продукта. Преподаватели или методисты разрабатывают новую рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС и с выявленными потребностями. В случае отсутствия необходимых информационных источников, учебные и контрольные материалы разрабатываются самостоятельно. После этого рабочая программа и учебное пособие внедряется в образовательный процесс. В конце периода апробации образовательного продукта проводят анализ результатов применения инновационного образовательного продукта. В случае выявления дефицитов, изменения ФГОС, паспорта специальности необходимо пройти ступени модели реализации образовательного продукта заново.
Рис. 1. Модель реализации продукта
Основной сложностью при использовании инновационного продукта может стать общий уровень владения иностранным языком: недостаток знаний по грамматике, общей лексике. Преподаватель подробно разбирает профессиональный лексический минимум, и, как правило, нет времени на устранение пробелов на занятии. Эти сложности решаются путем индивидуальной работы со студентами, или организация наставничества более сильного студента над более слабыми.
Еще одну сложность могут представлять изменения Федерального стандарта или глобальные изменения в конструировании ЭБАС. Это решается путем корректировки рабочей программы и дополнения учебного пособия новыми текстами.
Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что авторская программа и учебно-практическое пособие имеют ключевое значение в преподавании дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Использование данного инновационного образовательного продукта приносит следующие результаты. Содержание дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» полностью соответствует профессиональной направленности специальности 25.02.08. Аутентичные тексты профессиональной направленности позволяют студентам закрепить базовые знания по специальности. Они способствуют формированию устойчивого интереса и уважения к выбранной профессии. Практический характер пособия способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, грамотности и логики изложения, развитию функциональной читательской грамотности.
Литература:
- Ващенко В. Б., Лысенко Е. А. Иностранный язык в профессиональной деятельности: учебно-практическое пособие/ В. Б. Ващенко, Е. А. Лысенко, — Хабаровск: КГБ ПОУ ХТТБПТ, 2021. — 81 с.
- Бакленева, С. А. Профессиональный английский язык для военных инженерных вузов. Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга, беспилотных летательных аппаратов: учебник / С. А. Бакленева, Ю. Е. Павлова, Л. М. Баранова, 2023. — 363 с.
- Итэсь, Е. Г. Английский язык для факультета летательных аппаратов. Боеприпасы и взрыватели: учебное пособие / Е. Г. Итэсь, Н. Н. Шергина, С. В. Никрошкина. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2020. — 68 с.
Ключевые слова
общие и профессиональные компетенции, авиастроение, ЭБАС, оператор ЭБАС, содержание профессиональной направленностиПохожие статьи
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности
В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...
Построение основной профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций» на примере специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
В статье рассматриваются этапы построения и выгрузки профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций». Подчеркиваются эффекты от применения информационной системы «Цифровой констру...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля
В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...
Подготовка студентов по направлению «инвестиционно-строительная деятельность»
Автор систематизирует современные условия развития, особенности инвестиционно-строительной деятельности и на примере магистерских программ «Управления инвестиционно-строительной деятельности» показывает, как учесть указанные особенности. Это позволяе...
О творческой работе студентов кораблестроительных специальностей при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык» (на примере обучающихся направления 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»)
Выполнение творческой работы обучающимися углубляет их знания, способствует лучшему пониманию тем учебной дисциплины «Иностранный язык», позволяет создать благотворную почву для успешного усвоения учебного материала в дальнейшем.
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...
Похожие статьи
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности
В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...
Построение основной профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций» на примере специальности 15.02.09 Аддитивные технологии
В статье рассматриваются этапы построения и выгрузки профессиональной образовательной программы ФП «Профессионалитет» с использованием «Цифрового конструктора компетенций». Подчеркиваются эффекты от применения информационной системы «Цифровой констру...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля
В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...
Подготовка студентов по направлению «инвестиционно-строительная деятельность»
Автор систематизирует современные условия развития, особенности инвестиционно-строительной деятельности и на примере магистерских программ «Управления инвестиционно-строительной деятельности» показывает, как учесть указанные особенности. Это позволяе...
О творческой работе студентов кораблестроительных специальностей при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык» (на примере обучающихся направления 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»)
Выполнение творческой работы обучающимися углубляет их знания, способствует лучшему пониманию тем учебной дисциплины «Иностранный язык», позволяет создать благотворную почву для успешного усвоения учебного материала в дальнейшем.
К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...