Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык»
Автор: Андреева Антонина Андреевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 15.04.2016
Статья просмотрена: 256 раз
Библиографическое описание:
Андреева, А. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык» / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/867/ (дата обращения: 16.12.2024).
Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык»
Андреева Антонина Андреевна, аспирант
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
В данной статье предложен способ решения проблемы сокращения аудиторных часов на изучение дисциплины «Деловой иностранный язык» путем выведения значительной части нагрузки во внеаудиторную самостоятельную работу студентов с применением электронных дидактических материалов.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; сокращение аудиторных часов; Moodle; электронная лингводидактика.
Рабочая образовательная программа подготовки магистров юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 050100 Педагогическое образование предусматривает 216 академических часов на освоение дисциплины «Деловой иностранный язык», из которых на аудиторная работу отводится 32 часа, на самостоятельную — 184 часа. В 2015/2016 учебном году количество часов, предназначенных для аудиторной работы, было сокращено до 12 академических часов. В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится важнейшей и неотъемлемой частью освоения программы дисциплины «Деловой иностранный язык» в условиях значительного сокращения аудиторных часов.
В целях решения проблемы организации учебного процесса в рамках существующей рабочей программы с увеличением объёма СРС и без потери части содержания программы преподавателями кафедры современных европейских языков используются электронные дидактические материалы, которые обладают целым рядом неоспоримых достоинств, таких как:
– максимально простой доступ к учебному материалу;
– возможность работать в удобное время;
– психологический комфорт в получении информации;
– возможность синхронной и асинхронной коммуникации с преподавателем и другими студентами;
– интерактивные мультимедийные формы представления учебного материала и многие другие [2].
Организационные формы и методы обучения не изменяются коренным образом, а скорее обогащаются благодаря использованию электронной лингводидактики. Успешность любого процесса обучения пропорциональна соблюдению основных его принципов, таких как:
– научность обучения;
– последовательность и систематичность обучения;
– доступность обучения;
– наглядность обучения;
– сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности;
– прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;
– индивидуализация обучения [3].
Организация самостоятельной работы студентов с помощью таких электронных дидактических материалов как электронный учебник с интерактивными упражнениями и курс в центре дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle, содержащий задания с обратной связью, способствует соблюдению и реализации указанных принципов. Что, в свою очередь, позволяет говорить о потенциальной успешности учебного процесса, организованного выбранным нами способом. Помимо прочих требований, в качестве ожидаемого результата изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» рабочая образовательная программа указывает, что выпускник должен овладеть способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15). Формированию этой компетенции также способствует организация СРС с применением электронных дидактических материалов.
Содержание курса и отведенные на его изучение аудиторные часы представляется необходимым распределить следующим образом:
Таблица 1
Технологическая карта
№ |
Тема |
Задание |
Вид работы |
Кол-во баллов |
1 |
Правозащитная деятельность в образовании |
Работа с печатной версией авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» |
Аудиторная (6 ч.) |
15 |
Работа с электронной версией авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» |
СРС (87 ч.) |
|||
2 |
Чтение и перевод англоязычного профессионального сайта |
Выбор из списка рекомендуемых профессиональных иноязычных сайтов и письменный перевод на русский язык страницы сайта |
СРС (29 ч.) |
5 |
3 |
Составление резюме выпускника магистратуры и сопроводительного письма к резюме |
Знакомство с правилами написания и образцами таких документов как резюме и сопроводительное письмо |
Аудиторная (2 ч.) |
5 |
Написание на ИЯ собственного резюме выпускника магистратуры |
СРС (29 ч.) |
|||
Написание на ИЯ сопроводительного письма к своему резюме |
||||
4 |
Аннотирование научной статьи |
Знакомство с жанром аннотации |
Аудиторная (2 ч.) |
6 |
Поиск ИЯ научной статьи по тематике диссертационного исследования и составление аннотации на ИЯ |
СРС (29 ч.) |
|||
Поиск научной статьи на русском языке по тематике диссертационного исследования и составление аннотации на ИЯ |
||||
5 |
Составление реферата-конспекта научной статьи |
Знакомство с жанром реферата через отличия между аннотацией и рефератом |
Аудиторная (2 ч.) |
5 |
Поиск ИЯ научной статьи по тематике диссертационного исследования и составление реферата-конспекта на ИЯ с последующим устным представлением своей работы в аудитории |
СРС (29 ч.) |
|||
ИТОГО: |
216 ч. |
36 кредитов |
||
Освоение программы дисциплины «Деловой иностранный язык» поддерживает специально созданный курс в университетской системе дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle, который содержит:
- Краткое содержание всей программы дисциплины «Деловой иностранный язык», разделенной на темы, и сроки её освоения;
- Главы авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» в формате Microsoft Word, доступные для просмотра, скачивания и печати;
- Ссылки на сайт с электронной версией авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» с применением электронных дидактических материалов;
- Задания по каждой теме, содержащее образцы, требования, сроки выполнения и обратную связь.
Тема 1: Правозащитная деятельность в образовании.
Изучение данной темы осуществляется на основе созданного нами учебно-методического пособия «English in Law: Human Rights Protection» (в печатной и электронной версиях). Аудиторная работа со студентами проводится с использованием печатной версии учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection». СРС проводится при помощи электронной версии учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» с применением ЭДМ, размещенной на персональном сайте преподавателя. Все интерактивные упражнения оснащены обратной связью для преподавателя и имеют ограничение по времени выполнения.
Тема 2: Чтение и перевод англоязычного профессионального сайта.
Представляется важным помочь студентам в осуществлении отбора материала, в определении источников профессионально значимой информации на ИЯ. Раздел в курсе на платформе Moodle, посвященный этой теме, содержит список рекомендуемых авторитетных профессиональных сайтов, требования к объему и оформлению перевода, а также сроки выполнения задания. Готовый перевод студенту необходимо своевременно загрузить в данный раздел, чтобы преподаватель мог его проверить и оценить.
Тема 3: Составление на ИЯ резюме выпускника магистратуры и составление на ИЯ сопроводительного письма к резюме выпускника.
В ходе аудиторного занятия студентам объясняются цель, правила написания, возможности использования таких официальных документов как резюме и сопроводительное письмо, разбираются наглядные примеры, состав, клише, характерная лексика. Составление своих вариантов выводится на СРС. Раздел в Moodle, посвященный этой теме, содержит пример резюме выпускника, пример сопроводительного письма, требования к объему и оформлению, сроки выполнения. Готовые работы студентам необходимо своевременно загрузить в данный раздел.
Тема 4: Аннотирование ИЯ научной статьи на ИЯ и аннотирование русскоязычной научной статьи на ИЯ.
Аудиторные часы используются для объяснения студентам, что собой представляет аннотирование как процесс составления кратких сведений о печатном произведении, позволяющих судить о целесообразности его более детального изучения и как выглядит структура аннотации (выходные данные, сжатая характеристика, критическая оценка). В соответствующем разделе курса Moodle содержатся: задания по составлению аннотаций; отобранные профессионально значимые тексты; примеры выполнения; требования к оформлению и срокам выполнения. Готовые аннотации студентам необходимо своевременно загрузить в данный раздел для проверки.
Тема 5: Составление реферата-конспекта ИЯ научной статьи на русском языке.
В аудиторное время студенты знакомятся с отличиями между аннотацией и рефератом, которые помогают лучше понять суть каждого из этих жанров. Учащиеся узнают, что представляет собой реферирование как интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление информации и создание нового документа — реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой и, как выглядит структура реферата (заголовочная часть, реферативная часть, справочная часть). Представление рефератов-конспектов научных статей проводится в форме выступления и последующими ответами на вопросы по теме.
Учащиеся, по тем или иным причинам не посещающие занятия, но вовремя проходящие загружающие свои работы, оцениваются без снижения балла, но итоговое количество учебных кредитов за семестр такие студенты получают меньшее, ввиду отсутствия у них кредитов за посещаемость аудиторных занятий.
Организация СРС описанным образом позволяет:
– соблюсти основные принципы успешного процесса обучения;
– сформировать требуемую ПК-15 выпускника;
– обеспечить всем учащимся свободный доступ к материалам;
– избавить преподавателя от необходимости распечатывать или ксерокопировать материалы для студентов или рассылать их на электронную почту;
– своевременно аттестовать студентов, по тем или иным причинам не посещающих занятия;
– решить проблему выведения части рабочей программы во внеаудиторную форму работы и, как следствие, решить проблему сокращения количества аудиторных часов.
Применение электронных дидактических материалов в обучении иностранным языкам в целом и в организации СРС в частности не следует воспринимать как дополнительную нагрузку для преподавателя [1]. Использование современных технологий напротив способно сделать процесс обучения языкам легче для преподавателя и интереснее для студента. Дополнение печатного учебного пособия электронной версией позволяет не только добавить интерактивности в изучаемый материал, но и своевременно самостоятельно изучить пропущенную тему студенту, по тем или иным причинам пропустившему занятие. Описанный способ организации СРС может быть полезен не только в рамках обучения иностранному языку, но и в других дисциплинах.
Литература:
- Андреева А. А. Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 738–740.
- Подласый И. П. Система принципов успешного обучения. Педагогика.– М.: Просвещение, 2000.
- Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе, № 5, 2014 г. С 2–11.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов, , Moodle, сокращение аудиторных часов, электронная лингводидактикаПохожие статьи
Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения
В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...
О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников
В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения
В статье предпринята попытка проанализировать проблемы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях обучения и определены перспективы работы по повышению ее эффективности в условиях кредитно-модульной системы обучения.
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»
В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».
Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды
Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.
Похожие статьи
Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения
В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...
О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников
В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения
В статье предпринята попытка проанализировать проблемы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях обучения и определены перспективы работы по повышению ее эффективности в условиях кредитно-модульной системы обучения.
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»
В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».
Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды
Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.