Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 20.07.2015

Статья просмотрена: 1140 раз

Библиографическое описание:

Верхотурова, В. В. Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку / В. В. Верхотурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21202/ (дата обращения: 23.11.2024).

На сегодняшний день дистанционное образование в России находится в процессе адаптации к тем изменениям, которые происходят в нашем обществе. Новые технические возможности и инструменты начинают оказывать существенное влияние на образовательную среду. Это, в свою очередь, ведет к переосмыслению социальной роли высшего образования в целом, поскольку оно становится все менее зависимым от географических границ и, одновременно, увеличивается его зависимость от интересов профессиональных сообществ. Современные электронные и дистанционные образовательные технологии ориентированы на достижение результаты и, следовательно, являются важным элементом при разработке цели-ориентированных образовательных программ. Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к серьезному изменению привычной образовательной формулы взаимоотношений между преподавателем и учащимся.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, самостоятельная работа студентов, иностранный язык

 

Дистанционное образование в системе российского высшего образования является на сегодняшний день фактором, оказывающим серьезное влияние на изменение основных методических принципов организации процесса обучения. Значимость данных изменений определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между образовательными учреждениями и учащимися, в появлении новых видов деятельности внутри учебных заведений. В современной ситуации университеты имеют большие возможности для создания такой образовательной среды, где технологии будут, прежде всего, сориентированы на потребности учащихся.

Современные электронные и дистанционные образовательные технологии ориентированы на достижение результаты и, следовательно, являются важным элементом при разработке цели-ориентированных образовательных программ, в том числе по иностранным языкам. Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к серьезному изменению привычной образовательной формулы взаимоотношений между преподавателем и учащимся.

В этих условиях дистанционное обучение становится многосредовым, при этом используется все больше сред переноса учебной информации в качестве неотъемлемых способов преподавания курсов, как в рамках определенного курса, так и при межпредметных связях.

Наиболее очевидны перспективы использования электронных образовательных ресурсов и элементов дистанционного образования в организации самостоятельной работы студентов. Растущее в обществе понимание того, что подготовка квалифицированных работников, готовых к постоянному профессиональному росту, невозможна без навыков самостоятельной работы, также способствует популяризации дистанционного образования. В этой ситуации самостоятельная работа студентов (СРС), под которой понимается планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и методическому руководству, как в контакте с преподавателем, так и в его отсутствии, является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении [1].

Обучение с использованием электронных образовательных ресурсов, которое обеспечивает формирование способностей к самостоятельной, креативной деятельности и применяется для закрепления приобретенных знаний на реальных практических задачах, является эффективной формой самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку. Использование инструментов электронного обучения в полной мере отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивация к учению и личный интерес.

Еще одним направлением в обучении иностранным языкам, где использование электронных образовательных ресурсов предоставляет широкие возможности, является развитие системы международного лингвистического аудита. В этих условиях комплексная диагностика языковых потребностей межкультурной иноязычной профессиональной коммуникации на уровне международных стандартов может способствовать созданию валидной основы для формирования содержания обучения ИЯ, в полной мере отвечающего потребностям подготовки специалистов, способных эффективно осуществлять межкультурную иноязычную профессиональную коммуникацию [2]. При анализе зарубежного опыта организации и проведения независимого лингвистического аудита очевидна тенденция все большего привлечения дистанционных технологий к сертификационным процедурам. Так, если взять в качестве примера некоторые международные лингвистические экзаменационные агентства, успешно функционирующие в России (Cambridge ESOL, ESOL Pitman Qualifications, TOEFL) можно увидеть, что практически у всех этих агентств, наряду с традиционной версией сертификационных экзаменов по иностранному (английскому) языку существует компьютерная/дистанционная форма экзамена. Кроме самого экзамена, все эти языковые сертификационные организации практикуют дистанционные тренинги для подготовки к экзаменам, активно мотивируют кандидатов пользоваться электронными образовательными ресурсами, размещаемыми на своих официальных сайтах.

Широкие перспективы предоставляет использование электронного обучения в развитии системы дополнительного языкового образования. В рамках современной системы языкового образования развитие дополнительных образовательных программ по иностранным языкам и их интеграция в основные образовательные программы неизбежно вызывает серьезные затруднения, при одновременном понимании того факта, что уровень обучения иностранному (английскому) языку в непрофильных российских вузах, к сожалению, не соответствует требованиям международных стандартов. В качестве примера международных стандартов в области иностранного (английского) языка, на которые ориентируются много зарубежные университеты можно привести языковые стандарты Совета Европы, отраженные в «Common European Framework of Reference for Languages» [3]. Дисциплина «Иностранный язык» в рамках основной образовательной программы в российских высших учебных заведениях, особенно с учетом уровня владения иностранным языком у большинства выпускников школ, не может обеспечить языковую подготовку студентов на уровне требований зарубежных научных и образовательных учреждений. Это является одним из основных препятствий при развитии программ научной и образовательной мобильности студентов, развитии образовательных программ уровня «Double Degree».

Стремительно развивающаяся сфера дополнительного образования по иностранным языкам, включая различные языковые курсы, программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и т. д. призвана стать одним из возможных вариантов решения данной проблемы. Существующие дополнительные возможности изучения иностранных языков за рамками дисциплины «Иностранный язык» в российских вузах позволяют выпускникам вузов овладеть иностранным языком на уровне международных стандартов. Использование дистанционных технологий именно в этой сфере позволяет расширить традиционную аудиторию до, так называемой, «виртуальной». В результате, контроль за временем, местом и темпом обучения возвращается к учебному заведению, но учащиеся получают возможность общаться друг с другом. Учащиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями. Таким образом, дистанционные образовательные технологии именно в сфере дополнительного образования позволяют решить ряд проблем, обусловленных спецификой этого вида образования. В частности, одним из вариантов решения проблемы интеграции дополнительных языковых образовательных программ является переход российской системы высшего образования на модульную систему организации учебного процесса. Под модульным принципом организации учебного процесса в данной работе понимается самостоятельная, логически и структурно завершенная информационная единица [4]. Кроме того, модульный формат организации учебного процесса позволяет распределять модули в различном порядке, опираясь на необходимые узлы сопряжения.

Переход на модульную систему является продолжением реализации принципов Болонской декларации в рамках отечественной системы высшего образования, что также способствует адаптации системы к международным образовательным нормам и стандартам, в том числе в языковой подготовке. В отношении языковой подготовки основным преимуществом модульного принципа организации учебного процесса является то, что он позволяет разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, в зависимости от реальных потребностей будущих работодателей, а также «потребителей» образовательных программ, т. е. студентов. Более того, гибкая организация процесса обучения при реализации модульной стратегии, позволяет учащимся успешно сочетать обучение в российских и зарубежных образовательных учреждениях в рамках реализации совместных образовательных программ. Электронное обучение предоставляет серьезные возможности именно в части конструирования отдельных учебных языковых модулей, что может существенно повысить эффективность дополнительных языковых образовательных программ [5].

В ближайшем будущем можно ожидать появления нового типа отношений в рамках организации дистанционного образования, при котором учащиеся получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, — «сообщества молодых ученых». В заключении, можно указать несколько возможных стратегий развития дистанционного образования в целом и по иностранным языкам, в частности, [2]:

-                   Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.

-                   Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.

-                   Учебным заведениям необходимо определиться с целями и перспективами ДО, определить учебные, технические и административные цели ДО.

 

Литература:

 

1.      Дышлевая Ю. В. Дистанционное обучение иностранному языку в повышении коммуникативной компетентности гуманитарно-технической элиты // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-техничної еліти: Збірнік ніукових праць Вип. 4(8). — Харків: НТУ «ХПІ», 2004. — 344 с.

2.      Беляева Е. Г. Теория и практика лингвистического аудита как новой технологии диагностики языковых потребностей в контексте корпоративного обучения иностранным языкам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 2006. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-133453.html (дата обращения: 19.06.2014).

3.      Common European Framework of Reference for Languages -http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf

4.      Юдаев А. В. Дистанционное образование. Сборник статей. 2004. — ttp://www.sbiblio.com (дата обращения: 10.07.2015)

5.      Верхотурова В. В. Программы дополнительного образования по иностранному (английскому) языку как инструмент повышения эффективности языковой подготовки в российских вузах // Приволжский научный вестник. — 2015 — №. 3–2. — C. 38–40

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, иностранный язык, ESOL, программа, учебный процесс, возможность, высшее образование, самостоятельная работа студентов, учащийся, электронное обучение.


Похожие статьи

Формирование компонента самостоятельного обучения для курса английского языка

Английский язык играет важную роль во всем мире, что делает важным изучение английского языка для участия и общения в нашем глобализированном веке. Адекватные навыки владения иностранным языком важны для повседневной жизни и могут даже повысить произ...

Особенности профильно-ориентированного обучения иностранному языку в старших классах на примере УМК «Немецкий язык. Базовый и профильный уровни» для 11 класса (авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. И. Рыжова, М. А. Лытаева)

В XXI веке в мире информационных технологий все больше возрастает потребность в специалистах, обладающих навыком разговорной речи на иностранном языке, а также подготовленных для работы с литературой на иностранном языке. Современное общество предъяв...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Организация образовательного медиаресурса как аспект управления образовательной организацией

В современных условиях полноценное осуществление образовательной деятельности уже трудно представить без организованного медиаресурса или без МООК (Массовые открытые онлайн-курсы), что в свою очередь влечет не мало вопросов в его организации. Данная ...

Похожие статьи

Формирование компонента самостоятельного обучения для курса английского языка

Английский язык играет важную роль во всем мире, что делает важным изучение английского языка для участия и общения в нашем глобализированном веке. Адекватные навыки владения иностранным языком важны для повседневной жизни и могут даже повысить произ...

Особенности профильно-ориентированного обучения иностранному языку в старших классах на примере УМК «Немецкий язык. Базовый и профильный уровни» для 11 класса (авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. И. Рыжова, М. А. Лытаева)

В XXI веке в мире информационных технологий все больше возрастает потребность в специалистах, обладающих навыком разговорной речи на иностранном языке, а также подготовленных для работы с литературой на иностранном языке. Современное общество предъяв...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Организация образовательного медиаресурса как аспект управления образовательной организацией

В современных условиях полноценное осуществление образовательной деятельности уже трудно представить без организованного медиаресурса или без МООК (Массовые открытые онлайн-курсы), что в свою очередь влечет не мало вопросов в его организации. Данная ...

Задать вопрос