О некоторых особенностях подхода к преподаванию дисциплины «английский язык для специальных целей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 15.05.2020

Статья просмотрена: 853 раза

Библиографическое описание:

Федорова, М. Л. О некоторых особенностях подхода к преподаванию дисциплины «английский язык для специальных целей» / М. Л. Федорова, Ф. А. Крупенкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70041/ (дата обращения: 18.11.2024).



Иностранный язык для специальных целей предполагает, что преподавание языка будет адаптировано к конкретным лингвистическим и коммуникативным потребностям конкретных студентов, уделяя особое внимания профессиональному контексту. В данной работе представлены некоторые теоретические и методологические основы составления курса иностранного языка для специальных целей.

Ключевые слова: специальный, профессиональная деятельность, анализ, разработка курса, коммуникативные навыки.

В наше время в эпоху мирового научного и профессионального сотрудничества, где английский является ведущим языком, как для общения, так и для распространения знаний, потребность в изучении английского языка для специальных целей (ESP) актуально, чем когда-либо прежде. В результате английский язык для специальных целей превратился в одно из самых важных направлений изучения английского языка.

В ESP есть два основных направления: английский для академических целей, который готовит студентов к обучению в иностранных университетах и общению в академической среде и английский для профессиональных целей, который готовит студентов для работы в определенной профессии. Это направление подразумевает изучение английского языка для работы в разных профессиональных сферах, таких как, техника, право, медицина, информатика, туризм, управление бизнесом и многих других.

Подготовка студента к эффективному функционированию в его настоящей или будущей работе зависит от хорошо продуманного подхода.

Разработка и проведение курса ESP для студентов на университетском уровне — это очень сложная задача для преподавателей английского языка, так как им приходится сталкиваться с рядом такими задачами, связанными с разработкой курса, как: определение цели курса, выбор содержания курса, а также с выбором подходящих методов обучения и методики. Все это будут способствовать освоению специалистом лексики и функционального языка, необходимого для целевых ситуаций. [1, с. 18]

В данной статье представлены некоторые теоретические и практические основы методики обучения иностранному языку для специальных целей студентов высших учебных заведений.

Специалисты определяют ESP как подход к изучению языка, основанный на потребностях обучающегося. В основе всего ESP лежит простой вопрос: зачем ученику нужно изучать иностранный язык? Таким образом, ESP — это обучение языку, при котором все решения относительно содержания и метода обучения основываются на мотивах обучающегося.

Дадли Эванс и Сент-Джон определяют ESP в терминах “абсолютных” и “переменных” характеристик. [2, с. 5]

Абсолютные характеристики следующие:

  1. ESP необходим для удовлетворения конкретных потребностей учащихся;
  2. ESP использует базовую методологию и деятельность дисциплины, которой он служит;
  3. ESP сосредоточен на языке, соответствующем этим видам деятельности с точки зрения грамматики, лексики, дискурса и жанра.

Переменные характеристики включают в себя следующее:

  1. Курс ESP может быть связан с конкретными дисциплинами или предназначен для них;
  2. Для ESP необходимо использовать в конкретных учебных ситуациях методику, отличную от общей методики преподавания английского языка;
  3. ESP обычно предназначен для студентов среднего или продвинутого уровня;
  4. Большинство курсов ESP предполагают некоторое базовое знание языковой системы студентами.

Основываясь на этом подходе, можно разработать курс, который будет готовить учащихся к эффективному общению в ситуациях, которые происходят или будут происходить в их жизни, профессиональной работе или учебной деятельности.

Основная разница между ESP и общим английским языком (EFL) заключается в выборе подходящего учебника или выборе собственных материалов. Выбор необходимо делать на основе оценки потребностей своих учащихся и целей обучения.

Студенты, изучающие ESP, обычно являются взрослыми людьми, которые уже изучили основы английского языка и владеют некоторыми знаниями профессиональных предметов, с которыми преподаватели ESP могут быть не знакомы. Студенты нуждаются в знаниях языка для того, чтобы овладеть профессиональными коммуникативными навыками и иметь возможность выполнять свою профессиональную деятельность.

ESP фокусируется на языке, который используется в реальном профессиональном контексте, а не на обучении грамматическим структурам и лексике, не связанной с основными предметами студентов. Содержание ESP должно быть интегрировано в предметную область, настоящей или будущей профессиональной деятельностью студентов.

Согласно Дадли-Эвансу и Сент-Джону [2, с. 15] курсы ESP должны отражать методологию дисциплин и профессий, для которых они предназначены. В связи с этим проектированию каждого курса ESP должен предшествовать анализ потребностей студентов относительно их будущей или настоящей профессии, их планов на будущее, а также анализ языка, используемого в их целевых ситуациях. К методам анализа нужд обучающихся, можно отнести:

  1. Анкеты, предназначенные для студентов, преподавателей вузов и работодателей, которые рекомендуется для заполнения до начала курса, во время курса и после его окончания;
  2. Консультация с преподавателями профилирующих дисциплин по поводу выбора учебных материалов и по поводу ожиданий этих преподавателей и будущих работодателей о вкладе ESP в развитие профессиональной компетенции будущих специалистов;
  3. Изучение преподавателями языка лингвистических, культурных и прагматических аспектов настоящего или будущего рабочего места своих студентов. [3, c. 25]

Проведя вышеупомянутые исследования, преподаватель должен принять решение о содержании обучения, текстах и различных лингвистических элементах, которые подлежат изучению в ходе курса. Кроме того, необходимо подобрать эффективные методы обучения; учебные материалы; степень, в которой должны быть приобретены определенные навыки.

Исследование особенностей обучения иностранному языку для специальных целей, показало, что его методология непосредственно связана с тремя факторами, а именно: с потребностями обучающихся, с их целевой ситуацией, а также с языком, используемому в профессиональной ситуации. Анализ этих факторов позволяет преподавателю установить цели обучения, выбрать соответствующий учебный план, сделать соответствующий выбор содержания обучения и использовать подходящие методы обучения и материалы. Преподавание ESP должно базироваться на функциональном учебном плане, целью которого является развитие коммуникативной компетентности в области профессии. Чтобы достичь этого, необходимо обеспечить сотрудничество специалистов-предметников и преподавателей английского языка. [4, c. 40]

Специалисты могут быть источником информации по вопросам, связанным с предметной дисциплиной, они могут предоставлять материалы и быть приглашенными лекторами, в то время как преподаватели языка могут объяснять лингвистические проблемы своим студентам и преподавателям, обучая их различным коммуникативным навыкам на иностранном языке.

Преподавание английского языка для специальных целей -это непростая задача для преподавателя, который должен владеть знаниями не только методики преподавания языка, но и специальных дисциплин своих студентов. Кроме того, преподаватель ESP должен быть гибким в принятии решений и оставаться открытым для предложений и мнений студентов.

Литература:

  1. Bhatia, V. K. Genre analysis, ESP and professional practice. English for Specific Purposes, 2008.
  2. Dudley-Evans T., St John M. J. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  3. Hyland, K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing (2nd ed.). Michigan: The University of Michigan Press. 2004.
  4. Johns A. M., Price-Machado D. English for Specific Purposes (ESP): Tailoring Courses to Students Needs and to the Outside World. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle & Heinle, London, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): ESP, английский язык, иностранный язык, студент, преподаватель, EFL, курс, подходящий метод обучения, профессиональная деятельность, разработка курса.


Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Межпредметные связи как дидактический инструмент интеграции иноязычных коммуникативных навыков и умений в процессе формирования профессиональной компетенции будущих экономистов

В статье освещается лингводидактическая проблематика межпредметных связей в системе вузовских дисциплин на факультетах экономического профиля, представленных в гуманитарно-экономическом блоке спецдисциплинами и дисциплиной «Иностранный язык», в частн...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Задать вопрос