Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе
Авторы: Коблова Диана Владимировна, Косарева Светлана Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 6183 раза
Библиографическое описание:
Коблова, Д. В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д. В. Коблова, С. А. Косарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2410/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный мир характеризуется высоким уровнем информатизации. Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека, в том числе в образование. Внедрение информационных технологий в процесс обучения студентов в высших учебных заведениях позволяет использовать инновационные инструменты, а это приводит к появлению новых возможностей. Информатизация образования – это важная составляющая стратегии развития образовательных процессов, что проявляется в повышении их качества, развитии мотивации студентов. Под информационными технологиями понимается «не что иное, как самый современный способ и механизм для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации о различных предметах, объектах и явлениях» [1, с. 104].
Современное образование отличается высокой степенью информационной насыщенности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий при изучении иностранных языков в высшей школе. Необходимость новых методов обучения приводит к появлению уникальных электронных изданий, которые вбирают в себя теоретическую информацию, практические задания, фото- и аудио-материалы. В связи с этим на кафедре «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. был создан электронный учебник по английскому языку для студентов 2-3 курсов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлений «Туризм» и «Сервис», который призван повысить качество образования.
Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.
Такая инновационная технология обучения, как применение электронных учебников, еще недостаточно изучена, хотя среди исследователей роли электронных учебников в процессе обучения целесообразно отметить различных ученых: А.А. Кузнецов, А.А. Гречихин, Т.М. Лепсова, Е.С. Полат, В.А. Вуль, В.М. Гасов, А.М. Цыганенко, В.Н. Агеев, М.М. Субботин, Ю.М. Цивенков, Е.Ю. Семенов и другие [2, с. 53]. Использование вышеупомянутого электронного учебника на занятиях английского языка будет способствовать изучению данного вопроса.
Причинами создания электронного учебного курса на кафедре «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» СГТУ имени Гагарина Ю.А. является отсутствие подобного курса, а также стремление повысить образовательный уровень студентов. Кроме того, создание учебника связано с необходимостью углубленного изучения иностранного языка и его дальнейшего применения в практической деятельности специалистов сферы сервиса и туризма. В создании электронного учебника по английскому языку принимали участие студенты третьего курса специальности «Социально-культурный сервис и туризм», а также преподаватели кафедры «ИМК» СГТУ имени Гагарина Ю.А. Непосредственное участие студентов в данном проекте позволяет им ощущать свою значимость и причастность к процессу получения знаний, с точки зрения создателей этих знаний. Это способствует саморазвитию и самореализации студента, воспитывает организационные способности, дает возможность проявить себя как незаурядную личность с потенциалом будущего специалиста. Университет, таким образом, создает оптимальные условия для обеспечения совершенствования личности студента как будущего профессионала, с учетом его потребностей, мотивов, ценностей, ориентируя его на формирование творческих способностей. Современные общемировые тенденции сферы образования в условиях информационного общества, например, возрастание количества самостоятельной работы студентов, применение инновационных технологий, требуют от студентов постоянного повышения уровня и качества знаний. Следовательно, такие проекты, как участие студентов в разработке учебных материалов для обучения – значимый элемент студенческой научной жизни, который содействует развитию инициативы и самостоятельности, повышению степени ответственности за собственное образование, приобретению исследовательских навыков и умений.
Работа над проектом состояла из нескольких этапов. Первоочередной задачей было составление плана действий, в котором учитывалась специфика специальности студентов, непосредственно занятых в данной работе. План включал в себя следующие фазы создания проекта:
постановка цели и задач, лежащих в основе проекта;
определение источников информации;
установление сроков выполнения работы.
Цель проекта – создать уникальное учебное пособие в электронном варианте для использования студентами, изучающими английский язык на уровне «intermediate» для подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам. Цель конкретизируется следующими задачами: увеличение словарного запаса; расширение кругозора; развитие коммуникационных навыков; повышение уровня профессиональных знаний.
Основным этапом разработки электронного учебного издания стал сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела стали статьи учебников иностранных авторов, периодических изданий, электронных ресурсов. Перед группой студентов-разработчиков стояла сложная задача по подбору текстов и их систематизации. Следующий этап – разработка устных и письменных практических заданий для студентов вуза, целью которых стало закрепление изученного материала. В сборник вошло несколько вариантов заданий на отработку определенных навыков по предложенным темам. Например, грамматические, лексические, логические. Важной составляющей электронного учебника явились аудиозаписи, которые были созданы студентами-разработчиками с помощью специальной компьютерной программы. Таким образом, учебник является не только сборником письменных материалов, но и аудио-пособием, предназначенным для предоставления слуховой информации. Спецификой аудиоматериалов являются насыщенность информацией, приобретение навыков разговорной речи, привыкание к ее слуховому восприятию, развитие мыслительных процессов, интенсификация процесса обучения в целом.
Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении иностранных языков. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов в вузах, а именно – электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получение информации. Рациональное применение электронных средств образования при изучении английского языка способствует увеличению лексического запаса, позволяет студентам формировать языковые компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.
Литература:
Джанджугазова, Е.А. Информационные процессы и современный туристский бизнес // Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». – М., 2011. – С.101-109.
Червякова, Я.И., Чибисова, О.В.Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. №4.– С.52-53.