Наставничество учитель-ученик при организации проектной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чувашова, Н. Н. Наставничество учитель-ученик при организации проектной деятельности / Н. Н. Чувашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9027/ (дата обращения: 22.12.2024).



Тема наставничество и ученик при организации проектной деятельности особенно актуальна в наше время. В соответствии с ФГОС требование современной школы — это проектная деятельность. Ученик должен быть исследователем, творчески мыслящим, с широким кругозором. Современный ученик — это мини-ученый. В этом вопросе велика роль проектной деятельности. И учитель должен играть роль наставника, роль помощника в выборе темы проекта, в организации работы над проектом. От роли наставника зависит успех проектной деятельности ученика. Есть, конечно, сложности и проблемы: при нагрузке у современного ученика есть ограниченность в глубоком погружении в тему и необходимо учитывать, чтобы тема помогла в дальнейшем выборе профессии.

Как выявить наклонности ученика? Бывает на практике, ученик выбирает тему проекта по интересующему его предмету, но проявляет интерес и выбирает совсем другую специальность. Хотя в этом есть свой плюс: ученик осознанно проверил свои способности, сопоставил свои силы. Наставник в этом случае помогает ученику узнать себя. Следовательно, наставник и ученик в гармонии в совместной работе достигают успехов, творческое удовлетворение, раскрывают свой внутренний мир и потенциал. Отрицательный результат — это тоже результат. Проектная деятельность наставника и ученика — ориентир будущего. Но бывает, что наставник и ученик в своей проектной деятельности твердо знают и определяют свое будущее. Учитель, видя ученика, осознанно помогает раскрыть себя, руководит им и направляет. И такая гармония дает результат: ученик твердо видит свое будущее и с интересом работает над проектом.

2023 год — год наставника. Учитель по своему призванию наставник. Работая в школе, учит, наставляет, советует, направляет. С годами понимаешь свою роль как наставника в жизни ученика. С внедрением ФГОС огромная роль уделяется проектной деятельности ученика. Каждый предметник прекрасно видит в каждом ученике его интересы, склонности и возможности. Как учитель истории, я понимаю и вижу в каждом ученике патриота своей Родины. Как можно не знать и не любить историю края, малой Родины, историю мировую… Долг каждого историка — привить интерес к своему предмету не только через уроки истории, но и через проектную деятельность ученика. Учитель-наставник, работая с учеником по проекту, раскрывает потенциал ученика, его способности, видит в ученике маленького ученого и исследователя. Я, как наставник, работаю с учеником с высокой мотивацией. Но бывает, что учитель берет ученика, он работает над проектом, выступив и защитив даже на отлично, понимает, что история не для него, обнаруживает свои наклонности к другим предметам. Наставник понимает, что сыграл свою роль в выборе. И это результат наставника — помочь ученику найти себя в этом мире профессий.

Наставник учится и перенимает опыт передовых учителей, осознанно понимает свою роль в судьбе ученика. Учитель живет, пока учится. Современное школьное образование расставляет свои ориентиры и требования современному учителю. Каким бы опытным ни был учитель, он должен шагать в ногу со временем и выполнять законы, распоряжения Министерства образования. Набирать опыт и соответствовать современности помогают методические объединения учителей истории и обществознания как на школьном, так и на республиканском уровне. Изучать методику преподавания передовых учителей, например, отличное подспорье — вебинары, учебные площадки «Просвещение», «Русское слово». «Я класс», «Учи.ру», практики. Время заставляет постоянно заниматься самообразованием, быть в курсе современной педагогики, использовать передовые технологии на ряду с традиционными: интерактивные подходы в учебном процессе, педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, технология игрового обучения, метод проектов, личностно-ориентированный подход.

Наставник с учеником в проектной деятельности — одно целое, это гармония интересов, желаний, мотивация создать продукт своей деятельности. Добиться совместных результатов.

Из опыта моей работы как наставника. Я — преподаватель истории и обществознания. В этих областях простор для выбора темы. Это, конечно, и сложно, и есть где проявить себя. Зная способности и интересы ученика, выбор не предоставляет сложности. Вопрос в другом: будет ли деятельность учителя и ученика гармоничным и продуктивным в совместной деятельности. Если интерес совпадает, тогда успех обеспечен. Много времени уходит на выбор темы проекта. Тема должна быть мотивированной, доступной и интересной для ученика. Учитель дает право выбора, право проявить свою инициативу, не навязывая свое мнение. Ученик, выбрав сам тему проекта, будет заинтересован в творческом успехе. Предлагается также найти литературу, поиск по теме, изучение источников, умело использовать в раскрытии темы, попустить через себя. Совместно продумать план действий, поддерживать и поощрять идеи ученика, умело подводить его к действиям: понимать, исследовать, осознавать. Учить его грамотно выражать свои мысли, поддерживать и направлять ораторские возможности, ведь впереди защита проекта. Успех ученика зависит от многих факторов: умение излагать свои мысли, убеждать в актуальности выбранной темы, вызвать интерес публики, проявить ораторские способности, спорить, грамотно изложить вывод и заключение. На всем этапе работы над проектом наставник в гармонии с учеником, но не подавляя его инициативу и творчество.

Каковы мои результаты работы с учеником в проектной деятельности? По предложению ЦТР и ГОШ г. Олекминска кружок краеведения начал работу над проектом «История АлСиба — история моей страны». Удачно мои ученики выступили по проекту, есть призовые места, грамоты, дипломы. Успех окрылил моих учеников, мы решили продолжить. И как результат проект «История АлСиб — история моей страны» занял третье место в районной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Успешным было выступление на республиканской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» — диплом 2 степени, рекомендация на конкурс «Высший пилотаж». Мой ученик принял участие во Всероссийском проекте «Поезд Памяти» по маршруту «Москва- Минск». Далее Никита проявил желание участвовать в проектах по обществознанию. Есть мечта — стать юристом! Раскрыть его способности помог республиканский кружок «Фемида» по линии РРЦ «Юные якутяне». Участие было дистанционным, но оно позволило моему ученику приобрести уверенность, научится выражать свое мнение, выступать перед слушателями, защищать свое мнение. Выезд из г. Олекминска в Якутск не всегда может быть возможным. Дистанционное и заочное участие в проектах дало положительные результаты — опыт выступления, общения. Проект «Моя законотворческая инициатива» раскрыла талант моего ученика, он стал увереннее и мобильнее. Диплом 3 степени за участие в республиканском конкурсе, открыл путь участия в очном конкурсе в г. Москва. Отличный успех — Диплом 2 степени! Это успех совместной деятельности наставника и ученика. Мой ученик твердо знает — его будущая профессия — юрист.

Подводя итоги можно сделать вывод — грамотное и умелое наставничество приносит свои плоды. Только мотивация ученика, помощь наставника, совместная заинтересованность, целеустремленность — вот гарантия успеха и ученика и наставника. Наставник в современной школе это квалифицированный специалист, помощник, советник. Огромный успех приносит самообразование учителя, желание шагать в ногу с современным школьным образованием.

Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Организация проектной деятельности с обучающимися

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Организация проектной деятельности с обучающимися

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Задать вопрос