Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов»
Автор: Петракова Анастасия Михайловна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 03.02.2024
Статья просмотрена: 228 раз
Библиографическое описание:
Петракова, А. М. Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов» / А. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8943/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, способы разрешения конфликта.
Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.
Задачи:
— ознакомление с основными понятиями;
— обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
— воспитание ответственного поведения;
— сплочение классного коллектива.
Место проведения: учебный кабинет в школе.
Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.
Методы работы:
— активное слушание;
— дискуссия;
— мозговой штурм;
— групповая работа;
— обсуждение;
— рефлексия.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер, доска, ручки, фломастеры, бумага формата А4, раздаточный материал.
Участники: дети младшего школьного возраста.
Время проведения: 40–45 минут (1 урок)
Организационный момент:
— организация рабочих мест учащихся и педагога;
— подготовка оборудования.
Ход занятия
Вступительное слово педагога-психолога.
— Дорогие ребята, все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры — нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения. Тема данного занятия «Мир без конфликтов», сегодня вы узнаете все о конфликтах и способах их позитивного разрешения.
Основная часть. Беседа на тему «Что такое конфликт».
— Предлагаю подумать, что такое конфликт? (ответы детей)
— Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
— Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
— Кто успел помириться?
— Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
— Кто попросил прощения?
— Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
— Кто конфликтует по несколько раз в день?
— Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
— Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».
Разберём основные понятия:
— Конфликт - столкновение противоположных мнений, часто сопровождается ярко окрашенными отрицательными эмоциями.
— Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
— Способы разрешения конфликта — юмор, компромисс, анализ ситуации, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи.
—Акак Вы решали конфликтные ситуации? (ответы детей)
Существует много способов положительного разрешения конфликтов. Мы сегодня с вами их разберём. Для начала поработаем в парах. Переходим к нашему первому упражнению.
Упражнение «Разожми кулак»
Цель: показать участникам, что конфликтные ситуации можно разрешать мирным путём.
Работа в парах сидя за партами. Один участник упражнения зажимает кулак, задача второго участника сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал (обычно дети начинают с силой разжимать руку). После определённой паузы необходимо подойти к одному из зажавших кулак и любезно просить его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.
Рефлексия:
— Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (ответы детей)
Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: совместная деятельность, выяснение того, как дети могут работать сообща.
Детям раздаются листы А4 (по одному на парту). Задача в паре нарисовать совместный рисунок. Далее обсуждение совместной деятельности и презентация творческих работ.
Рефлексия:
— Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (ответы детей)
— Мы с вами выполнили два упражнения («Разожми кулак» и «Совместный рисунок»). Научились работать мирно и общаться без конфликтов. Пришло время рассказать вам притчу.
Притча «Солнце и ветер»
Цель: способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Рефлексия:
— Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!
— Какие пословицы подходят к притче Ушинского «Ветер и Солнце»? (дискуссия)
Добро сильнее зла.
Доброта и искренность — признак силы. Не каждый может себе это позволить.
За твое, за мое спор разгорается.
Кроткое слово гнев побеждает.
А теперь переходим к практическому упражнению.
— Вспомнили пословицы, а теперь переходим к практическому упражнению.
Практическое упражнение «Встреча на мосту».
Цель: научить детей решать конфликты мирно и находить компромисс.
Из бумаги формата А4 выкладывается мост. Каждая пара участников встречается на мосту и решает, как можно будет пройти, так чтобы не упасть в пропасть.
Рефлексия:
— Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)
— А теперь самое интересное, в завершении нашего практического упражнения мы смотрим психологический видео ролик.
Просмотр видео «Как важно уметь договариваться» (дополнение к практическому упражнению «Встреча на мосту»)
Продолжительность 2:45.
Обращаем внимание на два персонажа (лось и медведь). Встретившись на мосту, они не могут уступить друг другу. Зарождается конфликт. Появляются миротворцы, но им не удается помочь упёртым участникам ссоры. И вот миротворцы оказываются в аналогичной ситуации. Как они себя ведут? Как решается конфликтная ситуация? (обсуждение) .
Вывод: в конфликтной ситуации целесообразно найти выход и хорошо если инструментом будет компромисс, умение договариваться, нахождение взаимовыгодного решения, уместный юмор. Но в обществе до сих пор находятся лоси и медведи, которые упёрты, как бараны. Они вредят всему процессу. Если вы хотите научиться эффективной коммуникации и овладеть навыками лёгкого и результативного общения, то у каждого вас есть все средства для этого. Учимся эффективному бесконфликтному общению.
Упражнение «Подарок»
Цель: научить детей относиться уважительно друг к другу.
—Уменя есть коробочка с добрыми советами для каждого из вас. Каждый участник достаёт из коробочки листок с номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания зачитываются вслух.
- Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
- В споре умей выслушивать собеседника до конца.
- Уважай чувства других людей.
- Любую проблему можно решить.
- Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
- Не сердись, улыбнись.
- Начни свой день с улыбки.
- Будь уверен в себе.
- Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
- Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
- Будь обаятелен и добр.
- Извинись, если ты не прав.
- Не забывай выражать свою благодарность.
- Выполняй свои обещания.
- Не критикуй постоянно других.
- Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.
- Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».
Рефлексия:
— Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
—Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Воспитатель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Рефлексия:
— Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? (дискуссия)
Заключительная часть:
— Ребята, нашей жизни случаются ссоры и конфликты. Сегодня с вами мы научились (благодаря упражнениям) решать конфликтные ситуации. Мы, конечно, с вами играли, но и в то же время проигрывали то, что случается с нами в реальной жизни. В конфликтные ситуации попадают и взрослые, и дети, но самое главное — это научиться правильно и достойно решить любую конфликтную ситуацию.
— Давайте пожелаем, друг другу хорошего настроения и хорошего дня!
— Я раздаю вам памятки, ознакомьтесь с правилами бесконфликтного общения. Мы завершай наше занятие. Надеюсь, оно было интересным и полезным для вас!
Приложение
Памятка «Правила бесконфликтного общения»
Правила для тех, кто говорит:
— Проявляйте доброжелательность, уважение по отношению к собеседнику, с которым вступаете в общение.
— Говорите вежливо и избегайте категоричности.
— Будьте скромны в самооценке, ненавязчивы.
— Ориентируйтесь на собеседника, создавайте для него психологический комфорт.
— Постоянно стимулируйте интерес собеседника к проблемам общения.
— Будьте логичны в изложении своих взглядов и предложений.
— Удерживайте внимание собеседника, стимулируйте его активность в восприятии.
— Выбирайте такой стиль разговора, который был бы благоприятным.
— Учитывайте дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики.
Правила для того, кто слушает:
— Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.
— Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.
— Не перебивайте собеседника, выслушайте его до конца.
— Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.
— Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки для говорящего.
Литература:
- Завязкин О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. — М.: Сталкер, 2000. — 320 с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2008. — 490 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Афонькова В. М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. — М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — С. 28–40.
- Петракова, А. М. Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мир без конфликтов» / А. М. Петракова. — Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/701307 (дата обращения: 29.01.2024).
Похожие статьи
Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку
Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.
Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни
Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...
Познавательное занятие в старшей группе на тему «Опасности в повседневной жизни»
В статье авторы пытаются воспитать безопасное поведение в необычных для детей жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...
Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями
Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Похожие статьи
Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку
Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.
Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни
Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...
Познавательное занятие в старшей группе на тему «Опасности в повседневной жизни»
В статье авторы пытаются воспитать безопасное поведение в необычных для детей жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...
Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями
Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.
Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста
В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.