Проведение тренинга «Отцы и дети» — конфликты с детьми» в клубе «Счастливая семья»
Автор: Мифтахова Лилия Яфасовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 13.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Мифтахова, Л. Я. Проведение тренинга «Отцы и дети» — конфликты с детьми» в клубе «Счастливая семья» / Л. Я. Мифтахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9685/ (дата обращения: 19.12.2024).
Препринт статьи
Ключевые слова: семья, конфликт, тренинг, упрямство, психотравмы
В современном обществе разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50 % детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций — необходимое условие духовного развития общества.
Цель: Повышение компетентности родителей в теоретических и практических вопросах по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими между участниками образовательного процесса.
Задачи:
- Анализ понятия «конфликт».
- Повысить родительскую компетентность по вопросу возникновения конфликтов.
- Проанализировать конфликт, как с положительного, так и с отрицательного воздействия на отношения между участниками.
- Познакомить родителей с методами предупреждения и конструктивного решения конфликта.
Вступление:
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: «Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье — ссоры, непонимание, ненависть — это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей». Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим «укрытием», помогать человеку, выжить в трудных и быстро изменяющихся условиях современной жизни. Укрытие в семье — это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка.
Сегодня мы поговорим о вечной теме «Отцы и дети». Нам всем хочется, чтобы в наших семьях царили всегда спокойствие и взаимопонимание. Мы попробуем разобраться и ответить на ряд вопросов: «Что нарушает покой семьи и как быть с возникающими конфликтами? Можно ли обойтись без них и как влияют они на нас?»
Для начала давайте с вами поздороваемся.
Упражнение «Приветствие».
Предлагаю поздороваться, так как вы встречаете кого-то и вы здороваетесь. А все мы повторим за вами.
1. Итак, давайте разберемся в понятии «конфликт». Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, спор. (толковый словарь Ожегова).
2. Существует два вида конфликтов: конструктивный конфликт, предполагающий изменения, преобразования; и деструктивный, т. е. разрушающий. Есть несколько причин конфликтов:
— возрастные особенности ребенка.
— средовые факторы- семейные традиции, обычаи, микроклимат.
— отсутствие или искажение опыта в разрешении конфликта.
Как правило, любой конфликт, сопровождается негативными эмоциями. Ребенок может проявить как физическую агрессию, так и вербальную, испытать страх, затаить обиду. Если ребенок испытывает гнев, нужно объяснить ему, что он имеет право на эти чувства, но не должен наносить вред окружающим. Можно рвать бумагу, кричать в баночку, колотить подушку. Если ребенок испытывает страх или обиду, можно использовать воздушные шары или мыльные пузыри. Объяснить, что обиды пройдут, когда шарик лопнет или сдуется, если проткнуть и выпустить воздух.
3. Упражнение «Плюсы и минусы конфликтов в семье». И так, перед вами таблица «Плюсы и минусы конфликта». Нам надо ее заполнить; какие положительные и отрицательные последствия конфликтных ситуаций в семье со своими детьми вы видите.
(Родители заполняют таблицу)
Отрицательные моменты |
Положительные моменты |
Мы видим, что не только отрицательные моменты есть в конфликтах, но и положительные. Можно сделать вывод, что конфликтов не стоит избегать, а нужно понять их причины и конструктивно их разрешать. Иногда ребенок добивается внимания неприемлемыми способами. Взрослея, ребенок старается быть более независимым от авторитета взрослых, начинает вести себя еще хуже, общение с ним становится более конфликтным. Это связано с проявлением страха перед неизвестностью, перед новым опытом. Поэтому ребенок добивается старой, привычной ситуации и кто-либо принимал решения за них. Это называется поиск «отрицательного внимания». Если родитель это понял, то можно избежать многие конфликтные ситуации. Причины конфликта- слова, фразы, приказы, ругательства.
Отрицательные стороны конфликта: разрушает здоровье, вызывает стресс, психотравмы; разрушает межличностные отношения семьи; формируется отрицательная установка в дальнейшей жизни. Положительные стороны конфликта: дает возможность осознать проблему, выявить трудности; найти пути решения; учит формам общения, умению налаживать отношения; оказывает содействие личностному профессиональному росту; развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений. Конфликты возникают между родителями и детьми из-за капризов и упрямства детей.
«Упрямство не что иное, как искаженное стремление к свободе» (К. Д. Ушинский).
«Как преодолеть капризы»:
- Единые требования к ребенку в семье.
- Дать понятие значения слова «нельзя».
- Развивать у ребенка самостоятельность в какой-либо деятельности.
- Разрешать смотреть телепередачи только определенные программы.
- Не переутомлять ребенка интеллектуальными занятиями.
Чтобы упрямства и капризы не переросли в конфликт не нужно делать ребенку «одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, не акцентировать на этом внимания. Немного уступить ребенку, но при этом дать понять ребенку, что его упрямство не уместно. Но это лучше, чем ссора или конфликт. Надо быть в поведении с ребенком настойчивым. Если сказали «нет», оставайтесь при своем мнении.
Метод шести шагов решения конфликтов по Томасу Гордану
Шаги |
Цели |
Действия родителя |
Распознавание и определение конфликта |
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы |
Дать понять, что сотрудничество необходимо |
Выработка возможных решений |
Собрать варианты решений |
Узнать решения ребенка, настаивать на альтернативах |
Оценка альтернативных решений |
Активизировать ребенка в различных решениях и мнении |
Предложить высказаться. Выбрать лучшее решение |
Выбор приемлемого решения |
Принять окончательное решение |
Узнать, что думает ребенок. Выполнять часть договора, зафиксировать на бумаге |
Выработка способов выполнения решения |
Притворить решения в жизнь |
Вынести вопросы на обсуждение «Как будем оценивать качество работы?» |
Контроль и оценка его результатов |
Способствовать реализации решения |
Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется |
Заключительная часть.
— Какие мысли у вас появились?
— Чему научились?
— Что попробуете применить, чтобы решать конфликты?
Жизнь без конфликтов невозможна. Но я желаю вам подходить к их решению со свежей головой и добрым сердцем. Давайте жить дружно!
Литература:
- Агейко О. В. Представления о семье у детей из неполных семей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 1 / под общ.ред. д-ра психол. наук В-К. Шабельникова и канд. психол. наук А. Г. Лидерса. М., 2005
- Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 112. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
- http://www.nktv.info от 18.12.2014 г. «Быть отцом серьезная и сложная задача».