Технологическая карта урока по биологии «Внешнее строение рыб»
Автор: Пулукчу Ольга Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 28.08.2023
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Пулукчу, О. Н. Технологическая карта урока по биологии «Внешнее строение рыб» / О. Н. Пулукчу. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8559/ (дата обращения: 16.12.2024).
Учебная дисциплина: биология.
Класс: 8
Тема: Внешнее строение рыб.
Тип: комбинированный
Цель: создание условий для формирования знаний о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб,
связанных с водной средой обитания.
Задачи:
– Образовательные: повторить и закрепить знания о беспозвоночных животных; познакомить с особенностями внешнего строения и образа жизни рыб в водной среде.
– Коррекционно-развивающие: корригировать внимание на основе упражнения; развивать познавательные способности; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником;
– Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Компетенция: коммуникативная, информационная.
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, перчатки, тушки свежей рыбы: карась, щука.
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке. 1.Упражение на внимание. |
Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Долгожданный дан звонок. Начинаем мы урок. — Сядет тот, в имени которых 3 буквы: Яна — Сядет тот, в имени которых третья буква Р: Боря, Фархунда — Сядет тот, в имени которых есть 5 букв: Алина, Арина, Антон. — Сядет тот, в имени которых 4 буквы: Паша, Стас, Даша. |
Подготовка уч-ся к уроку. Занимают свои рабочие места. |
Повторение предыдущего материала. Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал. 1.Беседа по вопросам. |
Урок начнем с повторения. Назовите беспозвоночных, одомашненных животных. (пчелы, тутовый шелкопряд). Для чего человек разводит этих насекомых? (мед, пчелиный яд (используют в медицине), шёлковые нити. К какой группе животных относятся пчёлы и тутовый шелкопряд? (беспозвоночные) —Чем отличаются позвоночные животные от беспозвоночных? (есть позвоночник и скелет). На какие группы делятся позвоночные животные? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом. |
Постановка целей и задач урока. Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся |
1. Создаёт эмоциональный настрой для изучения новой темы. Сегодня мы познакомимся с представителями позвоночных животных. А вот с какими, вы узнаете, если расставите карточки с числами в порядке возрастания. 2. Повторить правописание слова; назвать часть речи, род 3.Сообщает цели и задачи урока. Что нам надо сегодня узнать на уроке? Мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. |
Уч-ся слушают учителя. Расставляют числа. Называют тему урока и задачи. |
Объяснение нового материала. Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе. 1.Работа в тетради. 2.Сообщение обучающегося. 3.Словарная работа. 3.Практическая работа. 4.Ситуативная задача. 5.Физминутка. |
1. Работа в тетради. Запишите число, тему урока. 2. Сейчас нам Боря, расскажет об интересных обитателях водного царства. Рассказ учащегося. Рыбы — это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, крупные и мелкие реки, озера, пруды. Самые крупные рыбы живут в морях и океанах. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела составляет до 20 метров, а весит до 30 тонн. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей- акул, довольствуется поеданием планктона, то есть бактериями, водорослями, моллюсками. Среди речных рыб первенство держит сом, длина тела составляет 5 метров и весит около 300 килограммов. Самые маленькие на земле рыбы бычки. Длина этой крошечной рыбки-самца составляет всего 1–1,5 сантиметров, а взрослой самки достигает до 14-ти сантиметров. Они настолько прозрачные, что практически невидимые в воде, поэтому о них мало сведений в связи с трудностями вылова. Несмотря на разнообразие форм, размеры рыбы имеют общие признаки. На примере карася и щуки мы с вами рассмотрим, каково внешнее строение рыб. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли ихтиологов. А кто такие ихтиологи? ИХТИОЛОГИ — ученые, которые занимаются изучением рыб. 3.Практическая работа «Внешнее строение рыб». Перед вами, ребята, лежат тушки рыб. Сейчас мы с вами будем определять некоторые признаки внешнего строения рыб. Проведем практическую работу. Все результаты мы будем записывать в таблицу. (раздать таблицы, вклеить в тетрадь). С помощью текста учебника вы будете находить ответы на вопросы.
Ребята, а как можно определить, свежая рыба или нет? (по запаху, по жабрам, по цвету). Собрать всех рыбок по классу. |
Записывают дату Сообщение учащегося. Находят в словаре Ожегова значение слова. Выполняют практическую работу по плану под руководством учителя. По ходу заполняют таблицу. Учебник, страница 46–48 Работают с учебником. Ответы записывают в таблицу. Ответы детей. По классу собирают картинки рыб. |
Закрепление и повторение изученного материала. Цель: закрепить знания и умения. 1.Работа в печатных тетрадях, стр. 13, № 2 2.Работа с кроссвордом. 2.Дидактическая игра «Кто в реке живет?» |
Задание: Подписать на рисунке названия частей тела и органов рыбы. Учащимся предлагается разгадать кроссворд. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто в реке живет?» Наш с вами округ славится богатыми водными ресурсами. Какая река протекает в нашем крае? (Обь) Эта река очень богата рыбой. Более 50 видов водится в нашей реке. Вы сейчас наловили много рыбы. Скажите, как называется рыба, которую вы наловили. Моря, реки, озера — дом, в котором живут рыбы. Но часто по вине человека этот дом засоряется, и многие виды рыб находятся на грани исчезновения. Поэтому наш с вами гражданский долг — беречь и охранять чистоту рек и морей, сохраняя для своих детей и внуков природные богатства любимой Родины. Какой экологический знак можно установить на берегу реки? |
Работают группами. Разгадывают кроссворд в парах. Ответы учащихся. |
Домашнее задание. |
На выбор: – Подготовить сообщения о рыбах, обитающих в нашей местности. – Нарисовать экологический знак. |
Записывают задание в дневник. |
Подведение итогов урока и оценка. Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся. |
Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика. |
Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом. |
Рефлексия. Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке. |
Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? |
Высказывают своё мнение об уроке. |
Литература:
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-ryby-vneshnee-stroenie-v-8-klasse-4409523.htmlhttps://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-ryby-vneshnee-stroenie-v-8-klasse-4409523.html