Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»
Автор: Герман Елена Вячеславовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 126 раз
Библиографическое описание:
Герман, Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии» / Е. В. Герман. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7511/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.
Ключевые слова: рабочая тетрадь, обучающие с нарушением интеллекта, математика в рабочей профессии, методическое обеспечение.
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
М.И. Калинин
Нарушение интеллекта у детей (умственная осталось) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. У обучающихся наблюдаются разнообразные нарушения в развитии психических высших познавательных процессов (восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь), нарушения эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или чрезмерная инертность), нарушения физического развития (деформация формы черепа, деформация конечностей, нарушение моторики.)
Особенностями обучающихся являются следующие: новый материал усваивают только после многочисленных повторений; с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами; часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.; не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте; испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала; не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности; нецелеустремленные, неинициативны; с трудом формируют абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков; трудно формируют правильные отношения со сверстниками и взрослыми, у них поведение стереотипное, шаблонное; самостоятельно не могут оценить свою работу, часто не замечают своих ошибок; требуют постоянной опеки со стороны взрослых (родителей, педагогов) [3].
Таким образом, при обучении детей с особенностями психофизического развития педагогу важно одинаково понимать и принимать всех обучающихся, учитывать их индивидуальные особенности, в каждом из них видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.
Математика достаточно сложная дисциплина. И закончив школу, ребята с облегчением вздыхают. Но, поступив в колледж, они узнают, что математика и здесь занимает ключевое значение. А они не очень любят устно считать, опасаются трудных задач, больших вычислений.
Обучающиеся не понимают, зачем нужна математика в рабочей профессии. И на первом же занятии задают одни и те же вопросы: «А зачем математика нужна швее? Что она может дать мне?». Проведенное анкетирование доказало, что у обучающихся очень низкая мотивация к изучению математики. Так, 13% обучающихся затруднились ответить, 40% считают, что математика будущей швее не нужна, и только, 47 % респондентов согласились с тем, что будут применять математические знания в профессии.
Как объяснить «особенным» детям, что математику необходимо изучать, что она пригодится им в будущей профессии и реальной жизни?
Главная цель разработанного продукта: повышение эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых с задержкой психического и умственного развития за счет подбора практико-ориентированных и творческих заданий.
В пособие представлены разнообразные задания по темам: «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел», «Дроби», «Геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Метрическая система мер».
По учебному плану на изучение дисциплины «Математика в профессии» отведено 42 часа. Рабочая тетрадь разделена на 21 занятие. Каждое занятие соответствует теме адаптированной рабочей программы и содержит определенный набор заданий.
Содержание заданий направлено на закрепление математических знаний, умений и навыков, на повторение пройденного в школе материала, на выработку практических навыков и применение их в будущей профессии.
В тетрадь включены такие упражнения и задачи, которые способствуют развитию эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого слушателя и формируют его позитивные личностные качества для дальнейшей адаптации в современных условиях жизни.
Основу рабочей тетради составляют: задания из учебника Маргариты Николаевны Перовой «Математика» (9 класс) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений; задания по математике для начальной школы; задания, составленные совместно с преподавателями специальных дисциплин по профессии «Портной», «Швея».
В пособии используются разнообразные виды заданий:
выбор ответа из предложенных вариантов;
задания, способствующие развитию зрительного восприятия и запоминанию материала, коррекции моторики рук, внимания, мышления;
рисование и раскрашивание;
а также ритмичная и эмоционально заряженная информация (сказки, стихи, пословицы), чтобы материал запоминался гораздо легче.
Рис. 1. Пример задания из рабочей тетради
Задания распределены по нарастающей степени трудности, с соблюдением принципа «от простого к сложному». Все задания выполняются в тетради, что экономит время на занятии.
В результате использования рабочей тетради, обучающиеся получают ответ на свой вопрос «А зачем нам нужна математика?» и перестают боятся математики.
Таким образом, данное пособие формирует внутреннюю мотивацию у обучающих к изучению математики, организует и упорядочивает их мышление, способствует развитию их интеллектуальных способностей, умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы, находить закономерности, способствует их социальной адаптации и пониманию значимости математики в своей будущей жизни и профессии.
Данное пособие экономит время педагога для подготовки к проведению занятий по дисциплине, позволяет ему на занятии провести качественный и эффективный контроль, для этого достаточного просто посмотреть в тетрадь обучающегося.
Так же его могут использовать родители для выполнения заданий с ребенком в домашних условиях, при этом им не обязательно иметь математическое образование для понимания и выполнения заданий тетради.
Рабочая тетрадь находится в свободном доступе на официальных сайтах: сайт Хабаровского технологического колледжа [1] и сайт ООО «Инфоурок» [2].
Литература:
- Методическая копилка - Хабаровский Технологический Колледж (khtk27.ru)
- Рабочая тетрадь по дисциплине Математика в профессии Швея (infourok.ru)
- Саенко Ю.В. Специальная психология: учебно-метод. пособие. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2002. – 142 с.
Ключевые слова
методическое обеспечение, рабочая тетрадь, обучающие с нарушением интеллекта, математика в рабочей профессииПохожие статьи
Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»
Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности
Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.
Рабочая тетрадь по МДК 01.01 Раздел Автоматика, для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
В статье представлено описание авторской разработки – рабочей тетради «Автоматика», выполняющей роль методического обеспечения специальности техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Сценарий учебного занятия по предмету «Материаловедение»: работа в малых группах
В статье описываются основные этапы проведения итогового занятия методом обучения «работав малых группах», материаловедение.
Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников
Статья посвящена вопросу организации всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Журналистика». Автор рассматривает профиль олимпиады как возможность школьников проявить свои навыки, анализирует форматы и содержания заданий.
Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»
В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...
Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...
Похожие статьи
Роль проектной деятельности в формировании математической грамотности и культуры студентов в процессе освоения ими образовательной программы по дисциплине «Математика»
Данная статья посвящена оценке влияния проектной деятельности на формирование математической грамотности и культуры, в частности, проанализированы положительные стороны исследовательской деятельности студентов при изучении математики статья предназна...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности
Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.
Рабочая тетрадь по МДК 01.01 Раздел Автоматика, для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
В статье представлено описание авторской разработки – рабочей тетради «Автоматика», выполняющей роль методического обеспечения специальности техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Сценарий учебного занятия по предмету «Материаловедение»: работа в малых группах
В статье описываются основные этапы проведения итогового занятия методом обучения «работав малых группах», материаловедение.
Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по направлению «Журналистика» как платформа для профессиональной ориентации школьников
Статья посвящена вопросу организации всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Журналистика». Автор рассматривает профиль олимпиады как возможность школьников проявить свои навыки, анализирует форматы и содержания заданий.
Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»
В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...
Опыт проведения демонстрационного экзамена у обучающихся электротехнического профиля
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания качества образования. В данной статье рассматриваются особенности проведения демонстрационного экзамена обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Автор демон...