Комплексное занятие по обучению грамоте и воспитанию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Интеллектуально-познавательная игра «Зарница»
Автор: Щерба Наталья Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 05.05.2022
Статья просмотрена: 173 раза
Библиографическое описание:
Щерба, Н. В. Комплексное занятие по обучению грамоте и воспитанию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Интеллектуально-познавательная игра «Зарница» / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7338/ (дата обращения: 16.12.2024).
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений дошкольников о России.Активизация словарного запаса по теме «Моя Родина — Россия». Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа, грамматического стоя речи (навыков словообразования), чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи дошкольников, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
Воспитательные цели . Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, любви к Родине; дружбы и взаимопомощи, самостоятельности, активности и инициативы.
Оборудование. Карта маршрута; флажки; символы звуков; буквы; мишень, с написанными буквами; мешочки для метания; предметные картинки (береза, дуб, клен, сосна, тополь); звуковая схема (ЗГЗГСГ), резиновые кружки (кочки); карточки с названиями российских городов; четыре пакета с цифрами (1,2,3,4), наборы открыток «Города России».
Ход занятия.
Логопед. Ребята, я предлагаю сегодня поиграть в интеллектуально-познавательную игру «Зарница». Вы готовы?
Дети. Да!
Логопед. Кем вы будете?
Дети. Пограничником, десантником, связистом, медицинской сестрой и т. д.
Логопед. А я буду ваш командир. Что мы будем защищать?
Дети. Нашу Родину-Россию.
Логопед. Почему мы называем нашу Россию своей Родиной?
Дети. Мы здесь родились, говорим на родном языке, здесь все у нас родное.
Логопед. Почему мы называем Россию нашим Отечеством?
Дети. Здесь жили наши отцы и деды.
Логопед. Как называют граждан России?
Дети. Россияне.
Логопед. Ребята, а кто такие защитники Отечества?
Дети . Это военные- солдаты, офицеры.
Логопед. Какие рода войск вы знаете?
Дети. Сухопутные, военно-морские, военно –воздушные и др.
Логопед. Наша Родина –это великая Россия. Самая большая в мире страна. Тридцать морей и два океана омывают могучую Родину. В России тысячи городов, сел, деревень. В России живут великие люди.
Родина начинается на пороге твоего дома, сада. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Логопед. Родиной надо гордиться, любить ее и защищать!
(Т. Коти «Родина моя-бескрайняя Россия!»)
Родина моя-бескрайняя Россия.
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля-
Все напоминает нам о самом важном.
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном-
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом!
(Дети читают стихи)
1 ребенок.
Есть аптечка мед. сестрички
У связистки –телефон.
Есть собака пограничника
Защищать наш Отчий дом.
2 ребенок
Чтобы сильными нам стать
И врага нам побеждать
Будем мы всегда учиться
Быстро бегать и читать,
Звуки слышать, буквы знать,
Лазать, прыгать, догонять .
3 ребенок.
А еще нужна сноровка:
Тренировка, тренировка.
Нам поэтому не спиться,
Мы пришли играть в «Зарницу»!
Логопед . Отряд! На первый-второй расчитайсь!
(Дети расчитываются на первый –второй).
Логопед. Налево! Шагом марш!
(Звучит музыка, дети маршем движутся по залу. Звучит команда: «Стой! Раз-Два!» Дети останавливаются лицом к ведущему.)
Логопед. Ребята, нам предстоит сделать марш-бросок –пройти полосу препятствий и найти секретный пакет. (Показ маршрута на карте). Быстро достигнуть цели, вам поможет быстрая и слаженная работа. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать флажок. Флажок будет означать, что задание пройдено успешно и можно переходить к следующему этапу игры.
Первый этап- построение. Игра «Живые буквы».
Логопед показывает детям символы звуков. Дети называют звуки и получают карточки с буквами. Из полученных букв дети составляют слова (горы, небо, Родина, флаг и т. д.)
Второй этап- стрельбище. Игра «Придумай слово».
(Мишень, с написанными вразброс буквами). Детям нужно мешочком попасть в цель (любую букву) и придумать, как можно больше слов на эту букву.
Третий этап –разведчики. Игра «Звуковой анализ слов».
(На доске размещаются картинки: береза, дуб, клен, сосна, тополь и звуковая схема ЗГЗГСГ, где обозначает: З (зеленый цвет) — мягкий согласный звук, С (синий цвет)- твердый согласный звук, Г (красный цвет) -гласный звук. Детям нужно найти подходящую картинку к звуковой схеме слова и объяснить свой выбор.
Четвертый этап — переправа. Игра «Дружная семейка».
(Логопед раскладывает резиновые кружки (кочки), на обозначаемой территории. Детям предлагают «перейти болото», по кочкам, называя слова из одной семейки (родственные слова), со словом- Родина (род, родник, родня., родителя, родной, народ о др.)
Пятый этап- минное поле. Игра «Найди звук в слове».
(На полу расставлены предметы и игрушки)
Логопед предлагает саперам «разминировать минное поле» и раздает детям по одной букве. Задача игрока проползти и собрать все предметы на данную букву и, не задев других предметов, вернуться обратно.
Шестой этап — поиск секретного пакета. Игра «Определи слово по количеству слогов».
(Карточки с названиями российских городов: Владивосток, Волгоград, Москва, Омск; четыре пакета с цифрами (1,2,3,4).
Логопед предлагает детям найти секретный пакет. Для этого нужно прочитать слова и разделить их на части (слоги), назвать город, в котором будет два слога, объяснить свой выбор.
Логопед:Вы верно выполнили задание, это город Москва.
( Логопед раскрывает пакет с цифрой 2 и достает набор открыток «Города России»)
Логопед : Ребята, вы славно потрудились — выполнили все задания и нашли секретный пакет! Молодцы! (Каждый ребенок получает грамоту и набор открыток).
(Под музыку дети выходят из зала).
Литература:
- Н. В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. —СПб.: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2020.
- Т. А. Ткаченко. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Г. А. Александрова. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. —СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2015.