Комплексное занятие по обучению грамоте и воспитанию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Интеллектуально-познавательная игра «Зарница» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.05.2022

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Щерба, Н. В. Комплексное занятие по обучению грамоте и воспитанию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. Интеллектуально-познавательная игра «Зарница» / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7338/ (дата обращения: 16.12.2024).



Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений дошкольников о России.Активизация словарного запаса по теме «Моя Родина — Россия». Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа, грамматического стоя речи (навыков словообразования), чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи дошкольников, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Воспитательные цели . Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, любви к Родине; дружбы и взаимопомощи, самостоятельности, активности и инициативы.

Оборудование. Карта маршрута; флажки; символы звуков; буквы; мишень, с написанными буквами; мешочки для метания; предметные картинки (береза, дуб, клен, сосна, тополь); звуковая схема (ЗГЗГСГ), резиновые кружки (кочки); карточки с названиями российских городов; четыре пакета с цифрами (1,2,3,4), наборы открыток «Города России».

Ход занятия.

Логопед. Ребята, я предлагаю сегодня поиграть в интеллектуально-познавательную игру «Зарница». Вы готовы?

Дети. Да!

Логопед. Кем вы будете?

Дети. Пограничником, десантником, связистом, медицинской сестрой и т. д.

Логопед. А я буду ваш командир. Что мы будем защищать?

Дети. Нашу Родину-Россию.

Логопед. Почему мы называем нашу Россию своей Родиной?

Дети. Мы здесь родились, говорим на родном языке, здесь все у нас родное.

Логопед. Почему мы называем Россию нашим Отечеством?

Дети. Здесь жили наши отцы и деды.

Логопед. Как называют граждан России?

Дети. Россияне.

Логопед. Ребята, а кто такие защитники Отечества?

Дети . Это военные- солдаты, офицеры.

Логопед. Какие рода войск вы знаете?

Дети. Сухопутные, военно-морские, военно –воздушные и др.

Логопед. Наша Родина –это великая Россия. Самая большая в мире страна. Тридцать морей и два океана омывают могучую Родину. В России тысячи городов, сел, деревень. В России живут великие люди.

Родина начинается на пороге твоего дома, сада. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Логопед. Родиной надо гордиться, любить ее и защищать!

(Т. Коти «Родина моя-бескрайняя Россия!»)

Родина моя-бескрайняя Россия.

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля-

Все напоминает нам о самом важном.

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном-

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом!

(Дети читают стихи)

1 ребенок.

Есть аптечка мед. сестрички

У связистки –телефон.

Есть собака пограничника

Защищать наш Отчий дом.

2 ребенок

Чтобы сильными нам стать

И врага нам побеждать

Будем мы всегда учиться

Быстро бегать и читать,

Звуки слышать, буквы знать,

Лазать, прыгать, догонять .

3 ребенок.

А еще нужна сноровка:

Тренировка, тренировка.

Нам поэтому не спиться,

Мы пришли играть в «Зарницу»!

Логопед . Отряд! На первый-второй расчитайсь!

(Дети расчитываются на первый –второй).

Логопед. Налево! Шагом марш!

(Звучит музыка, дети маршем движутся по залу. Звучит команда: «Стой! Раз-Два!» Дети останавливаются лицом к ведущему.)

Логопед. Ребята, нам предстоит сделать марш-бросок –пройти полосу препятствий и найти секретный пакет. (Показ маршрута на карте). Быстро достигнуть цели, вам поможет быстрая и слаженная работа. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать флажок. Флажок будет означать, что задание пройдено успешно и можно переходить к следующему этапу игры.

Первый этап- построение. Игра «Живые буквы».

Логопед показывает детям символы звуков. Дети называют звуки и получают карточки с буквами. Из полученных букв дети составляют слова (горы, небо, Родина, флаг и т. д.)

Второй этап- стрельбище. Игра «Придумай слово».

(Мишень, с написанными вразброс буквами). Детям нужно мешочком попасть в цель (любую букву) и придумать, как можно больше слов на эту букву.

Третий этап –разведчики. Игра «Звуковой анализ слов».

(На доске размещаются картинки: береза, дуб, клен, сосна, тополь и звуковая схема ЗГЗГСГ, где обозначает: З (зеленый цвет) — мягкий согласный звук, С (синий цвет)- твердый согласный звук, Г (красный цвет) -гласный звук. Детям нужно найти подходящую картинку к звуковой схеме слова и объяснить свой выбор.

Четвертый этап — переправа. Игра «Дружная семейка».

(Логопед раскладывает резиновые кружки (кочки), на обозначаемой территории. Детям предлагают «перейти болото», по кочкам, называя слова из одной семейки (родственные слова), со словом- Родина (род, родник, родня., родителя, родной, народ о др.)

Пятый этап- минное поле. Игра «Найди звук в слове».

(На полу расставлены предметы и игрушки)

Логопед предлагает саперам «разминировать минное поле» и раздает детям по одной букве. Задача игрока проползти и собрать все предметы на данную букву и, не задев других предметов, вернуться обратно.

Шестой этап — поиск секретного пакета. Игра «Определи слово по количеству слогов».

(Карточки с названиями российских городов: Владивосток, Волгоград, Москва, Омск; четыре пакета с цифрами (1,2,3,4).

Логопед предлагает детям найти секретный пакет. Для этого нужно прочитать слова и разделить их на части (слоги), назвать город, в котором будет два слога, объяснить свой выбор.

Логопед:Вы верно выполнили задание, это город Москва.

( Логопед раскрывает пакет с цифрой 2 и достает набор открыток «Города России»)

Логопед : Ребята, вы славно потрудились — выполнили все задания и нашли секретный пакет! Молодцы! (Каждый ребенок получает грамоту и набор открыток).

(Под музыку дети выходят из зала).

Литература:

  1. Н. В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. —СПб.: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2020.
  2. Т. А. Ткаченко. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  3. Г. А. Александрова. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. —СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2015.

Похожие статьи

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная прогулка по родному городу»

Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Похожие статьи

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная прогулка по родному городу»

Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Задать вопрос