Ключевые слова: ребенок, дошкольное образование, письмо, моя Родина, дошкольный возраст
Тенденция развития современного общества ставит патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций. Одной из основополагающей функций дошкольного уровня образования является обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами [1, с. 2]. Знакомство с традициями и достопримечательностями России помогает осуществлять инновационная технология посткроссинг.
Посткроссинг — международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков России, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Чтобы детям было интересно и увлекательно знакомиться с нашей необъятной Родиной, мы разработали проект «Моя Родина глазами юного посткроссера».
Реализация проекта состоит из нескольких этапов.
На первом этапе воспитанники старшей логопедической группы вместе с родителями и педагогами готовили творческие работы (рисунки, аппликация, пластилинорафию) о природе родного края, животных и растениях Байкала, достопримечательностях поселка для детей других групп детских садов страны.
Второй этап — составление писем.
Дети принимают активное участие в составлении писем.
Активно развивается планирующая функция речи. Совместно с детьми составляется план будущего письма: о чем мы хотим рассказать в письме: о нашем детском садике, о поселке, где мы живем, либо о природе родного края, о животных и растениях Байкала). Детям очень нравится наполнять тематические конверты адресатам -потенциальным своим друзьям. Конверты для девочек, конверты для мальчиков, конверт, посвященный Дню Байкала, рукодельный конверт, загадочный конверт, интеллектуальный конверт.
Третий этап. Полученные письма.
Четвертый этап. Работа с картой.
В ходе реализации проекта воспитанники с большим интересом знакомятся с картой Росси, ее городами, достопримечательностями.
При работе со всеми приходящими письмами из других детских садов нашей страны выстроился определенный алгоритм действий:
1. Каждое принесенное письмо мы с детьми внимательно рассматриваем обсуждаем наличие постовых элементов (адрес, марки, оформление и размер конверта).
Развиваем творческое воображение «Что может быть в конверте?»
Дети высказывают свои предположения. Таким образом, работаем над развитием связной монологической речью.
Угадавшему ребенку — маленький творческий сюрприз.
2. Далее педагог читает полученное письмо детям.
3. Совместное рассматривание пришедших иллюстраций, раскрасок, бумажных приятностей.
4. Работа с картой. Нахождение на карте города или области, откуда пришло письмо, знакомство с достопримечательностями (отображенными на карте). Отметка на карте данного города.
В результате реализации проекта мы задумались: а какой же момент важнее в детском посткроссинге? Подготовка письма, сбор информации, творческая составляющая при оформлении и наполнении конверта или же ответная связь адресата?
Ведь отправленные и полученные письма это и есть продукт проекта.
Несомненно, эмоциональный отклик у детей велик, как и желание отправлять и получать письма. Нужно так же подчеркнуть, что и работа с картой России вызывает большой интерес у детей.
Познавательная активность переплетается с развитием творческого потенциала каждого ребенка.
Детский посткроссинг намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он не только информативен, но и личностно, и нравственно ориентирован на каждого ребенка. То, что наша страна огромна, многообразна и многолика, ребенок узнает тактильно, осязаемо и визуально. Его знания подкрепляются его отношением, чувствами, эмоциями.
Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям дошкольного возраста. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т. д.
Благодаря проекту дети много узнали о стране, научились создавать письма и открытки. Следующим шагом нашего проекта планируется расширение географии наших историй, знаний о традициях народов нашей страны, создание коллекции открыток в разных стилях и презентаций, видео- открыток.
Литература:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (интернет ресурс) https://docs.cntd.ru/document/499057887 (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Багадаева О. Ю., Галеева Е. В., Галкина И. А., Зайцева О. Ю., Кананчук Л. А., Карих В. В., Михайлова И. В., Серёдкина Н. Д., Удова О. В., Шинкарёва Н. А. Байкал — жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. Парциальная образовательная программа дошкольного образования — Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2016. — 241 с.
- Маша Мокеева «Посткроссинг. Книга тайных знаний»,Изд-во: AmeliePress, 2021г.