Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с учащимися первого класса «Развитие речи, мелкой моторики, произвольности и пространственной ориентации» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 21.11.2015

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Вишнякова, Л. А. Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с учащимися первого класса «Развитие речи, мелкой моторики, произвольности и пространственной ориентации» / Л. А. Вишнякова, Н. Н. Кантемирова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/478/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Оборудование: «волшебный мешочек», ножницы, цветные карандаши, герои «Лесной школы» (Зайчонок, Лисенок, Волчонок, учитель Ёж, Медвежонок, Белочка, Барсук и т. д.), «лесная поляна» (зеленый лист бумаги), макет школы и деревьев, «яблоня настроения» (нарисованное дерево, на которое дети прикрепляют половинки яблок разного цвета), оборудование для прослушивания музыки.

Цели:

  1.                Развивать речь, мелкую моторику, произвольность и пространственное восприятие.
  2.                Расширять кругозор учащихся о нравственно-этических нормах. Формировать целостное восприятие художественного текста.
  3.                Воспитывать нравственно-этическое отношение учащихся к окружающим и одноклассникам.

Задачи:

  1.      Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фонда, на котором развиваются все психические процессы
  2.      Улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности; мелкой мускулатуры рук.
  1.      Обучение детей слушанию произведения, пониманию его смысла; учить грамматически правильно отвечать на вопросы по его содержанию.
  2.      Обучение нравственно-этическим нормам взаимоотношения с окружающим.
  3.      Создание атмосферы психологической безопасности, комфорта в общении со сверстниками и в группе в целом.

Структура занятия.

  1.                 Психогимнастика.
  1.                Рефлексия «Яблоня настроения».
  2.                Упражнение «Подари улыбку».
  3.                Кинезиологический комплекс упражнений.
  1.             Основная часть.
  1.                Игра «Ассоциация».
  2.                Упражнение на развитие моторики «Волшебный мешочек».
  3.                Физ. минутка.
  4.                Упражнение на развитие пространственного восприятия «Лесная школа».
  5.                Упражнение «Шифровальщик»
  6.                Сказкотерапия: слушание и обсуждение сказки «Волшебное яблоко».
  1.          Заключение.
  1.                Упражнение «Чаша доброты».
  2.                Итог и рефлексия «Яблоня настроения».
  3.                Упражнение «Подари апельсин».

Ход занятия.

  1.              Психогимнастика.

1. Рефлексия «Яблоня настроения».

Цель: наглядно отобразить настроение и тревогу группы в начале занятия.

Ребята входят в класс и в корзине выбирают половинку яблока такого цвета, который подходит их настроению: красного — если у тебя хорошее настроение и тебя ничего не тревожит; желтого — если тебя что-то тревожит; зеленого — если настроение плохое и ты подавлен.

Половинки яблок приклеиваются на рисунок яблони. Получилась «Яблоня настроения» группы перед занятием.

  1.                Упражнение «Подари улыбку».

Цель: расширить «открытость» по отношению к участникам группы — способность чувствовать, понимать и принимать их; положительное эмоциональное развитие.

Дети становятся в круг и берутся за руки. Каждый из детей называет ребенка, которому он желает подарить улыбку, при этом широко улыбается ему. Улыбка передается «пожатием руки» через соседа, которого определяет ребенок. Далее тот, кто получил улыбку, передает ее другому ребенку, аналогично. (Необходимо проследить, что бы каждый ребенок получил улыбку).

  1.                Кинезиологический комплекс упражнений.

— И продолжаем мы наше занятие кинезиологическими упражнениями, которые помогут нам развивать мелкую моторику, внимание, память, а также межполушарную связь.

а) Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный и средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке обеими руками.

б) «Кулак — кольцо».

Делать упражнение «Колечко» мы уже научились. Теперь выполним упражнение на распределение нашего внимания. В момент, когда на правой руке вы сделаете кольцо большим и указательным пальцами, левая рука у вас будет в кулачке. Затем меняем положение: на левой — кольцо, на правой — кулачок. Далее на правой — кольцо — большой и средний пальцы, на левой — кулак. Поменяем положение и т. д. пока не сделаем колечки со всеми пальчиками.

в) Упражнение «Кулак — ребро — ладонь».

При положении руки: ладонь, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром. Сначала правой рукой в течение 8–10 повторений программы, затем левой, а после и двумя руками вместе.

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами (кулак, ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.

г) Упражнение «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону: кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. (Добиваться высокой скорости смены положений.)

д) Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяёте положение рук «с точностью до наоборот».

е) Упражнение «Лягушка».

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

  1.         Основная часть.
  1.                Игра «Ассоциация».

Цель: развивать активный словарь учащихся, скорость мышления, воображение.

— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ассоциация», и сегодня наше слово — ШКОЛА.

  1.                Упражнение на развитие моторики «Волшебный мешочек».

Цель: развивать способность к дифференцированию умений кисти руки.

А теперь каждый из вас возьмет из моего «волшебного мешочка» одного из героев «Лесной школы». Если герой не разукрашен, то его нужно разукрасить. Если герой не вырезан, то его вырезать. Вырезать будем ножницами, вспомним с вами правила работы с ножницами!

Правила работы с ножницами:

1)        Ножницы хранить в определенном месте.

2)        Класть ножницы сомкнутыми острыми концами от себя.

3)        Передавать ножницы друг другу кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Физическая минутка.

— А сейчас немножко отдохнем, вспомнив игру с прошлого занятия, которая помогает нам запоминать и координировать наши движения и слова.

Кто где живет?

Зимой в берлоге мишка спит (руки под щеку),

Под крышей воробей сидит (пальцы развести как на жердочке).

Лиска рыжая — в норе (руки окошком),

Жучка — в теплой конуре (руки домиком).

В логове лежит волчиха (левая рука под щеку, правая на поясе),

Под кустом дрожит зайчиха (руки над головой как уши).

Белка спряталась в дупле (лицо закрыть ладонями),

Ежик спит в сухой траве (движение пальцев перед лицом).

  1.                Упражнение на развитие пространственного восприятия «Лесная школа».

Цель: закрепить у детей понятия «справа», «слева», «за», «перед».

Ребята располагаются на ковре. В центре ставится «поляна»

— Сейчас мы должны расставить наших героев на лесной поляне возле школы. Каждый будет ставить своего героя, который ему достался из мешочка, таким образом, как в инструкции. Слушаем внимательно:

— Школа стоит посередине поляны.

— Одна елочка росла в правом нижнем углу поляны.

— Вторая елочка выросла в левом верхнем углу.

— Лисенок стоит справа от школы.

— Волчонок стоит за школой.

— Енот стоит справа от Лисенка.

— Белочка стоит за Лисенком.

— Зайчонок подошел к елочке слева.

— Медвежонок шел вместе с Зайчонком левее его.

— Учитель Ёж ждал ребят перед входом в школу.

  1.                Упражнение «Шифровальщик»

Цель: развитие концентрации и распределения внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза.

— Сегодня мы познакомимся со следующей сказкой о лесной школе. Название сказки состоит из двух слов: первое слово — «Волшебное», а вот второе и надо расшифровать. Для этого вы должны поставить вместо цифр буквы, соответствующие данному номеру.

— Назовите получившееся слово. (Яблоко)

— Ребята, сколько в этом слове слогов? Давайте отхлопаем слоги.

— Сколько в слове гласных букв?

— Молодцы! Прочитайте название нашей сказки. (Волшебное яблоко)

5. Сказкотерапия: слушание и обсуждение сказки «Волшебное яблоко»

Цель: обучение детей слушанию произведения, пониманию его смысла; учить грамматически правильно отвечать на вопросы по его содержанию.

А сейчас давайте слушать сказку

Волшебное яблоко (воровство).

В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята — зверята съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку», — подумал Волчонок.

Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы.

Но где, же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты… Нигде нет! Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»

—Нет! Не видели! — отвечали ученики.

Волчонок заплакал.

Это заметил учитель Ёж.

— Что случилось? — спросил он.

—Пропало яблоко, — ответили ребята.

— Я его.. хотел.. маме.. подарить.. Она очень любит, — всхлипывал Волчонок.

Ёж понял, в чем дело:

— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.

Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.

—Что? — спросил Лисенок. — Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.

Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.

А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.

— Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.

Волчонок простил друга.

На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:

— Это для твоей мамы!

— А ты? — спросил Волчонок.

— Я потерплю, — прошептал Лисенок.

Волчонок положил апельсин в портфель для мамы. А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.

Вопросы:

  1.      Ребята, вам понравилась сказка?
  2.      Какой фрукт получили зверята на завтрак в школе?
  3.      Кто из учеников не съел свое яблоко?
  4.      А почему?
  5.      Сумел он порадовать свою маму, принес яблоко домой?
  6.      Куда же исчезло яблоко?
  7.      Как все узнали, что яблоко взял Лисенок?
  8.      Как вы думаете, хорошо ли поступил Лисенок?
  9.      Какие чувства испытывал Волчонок, когда не нашел яблоко в портфеле?
  10. А Лисенок, когда сознался, какие испытывал чувства?
  11. Поступок, который совершил Лисенок, когда он взял чужое яблоко — хороший или плохой?
  12. Что произошло на следующий день? Как Лисенок поступил со своим апельсином, который получил на завтрак?

— Вот видите, ребята, Лисенок осознал, что брать чужое плохо, и на следующий день сделал добрый поступок, отдал свой апельсин. И добрый поступок вернулся к нему. Волчонок поделился с ним своим апельсином. Давайте и мы с вами будем стараться делать только добрые поступки.

  1.    Заключение.
  1.                Упражнение на релаксацию «Чаша доброты».

Цель: релаксация и эмоционально-положительное развитие.

Исходная поза — сидя на полу.

— Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой(вдох — выдох). Представьте рядом другую чужую чашку, она пуста. Отлейте в нее из своей чашки доброты (ребенок показывает руками, как он отливает доброту в другую чашку). Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

  1. Итог и рефлексия «Яблоня настроения».

— Изменилось ли ваше настроение за занятие? Давайте закончим «яблоню настроения» в конце занятия. (Дети выбирают вторую половинку яблока и приклеивают к первой.)

Похожи ли наши яблоки? Сравните половинки яблок. (Дети сравнивают «яблоки настроения» до занятия и в конце занятия.)

Подведем итог нашего занятия.

Скажите, что нового вы о себе узнали, какие упражнения запомнили, и будете выполнять дома для саморазвития, что понравилось, что нет, что получилось, а что не удалось.

— Наша работа на занятии получилась плодотворной, каждый узнал о себе что-то новое, интересное для себя.

  1. Упражнение «Подари апельсин»

Цель: развивать эмоционально положительное отношение друг к другу.

Каждый вынимает из волшебного мешочка апельсин и дарит его своему товарищу.

Прощание.

 

Литература:

 

  1.                Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  2.                Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3.                Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: 2002.
  4.                Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, волчонок, левая рука, Лисенок, правая рука, Ребенок, яблоко, Лесная школа, половинка яблок, пространственное восприятие.

Похожие статьи

Конспект подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития «Космическое путешествие»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в младшей группе «Овощи с огорода»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего возраста, имеющими трудности в изучении математики, на тему «Рыбы»

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Похожие статьи

Конспект подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития «Космическое путешествие»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в младшей группе «Овощи с огорода»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего возраста, имеющими трудности в изучении математики, на тему «Рыбы»

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Задать вопрос