Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства
Автор: Багрова Нелли Дмитриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 209 раз
Библиографическое описание:
Багрова, Н. Д. Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства / Н. Д. Багрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4689/ (дата обращения: 16.11.2024).
Декоративно-прикладное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению Ушинского К. Д., мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Усова А. П., Комарова Т. С., Шпикалова Т. Я., Халезова Н. Б., Доронова Т. Н. и другие). Авторы убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Чтобы воспитать у дошкольников любовь к прекрасному необходимо знакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь — с произведениями народного творчества.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству. Ребенок научится отличать виды народного искусства. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Развивается образное представление и мышление. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть предметы народно-прикладного искусства. У дошкольников формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка предметов русского декоративно-прикладного искусства. Познание произведений народного творчества способствует интеллектуальному развитию дошкольников.
Ознакомление старших дошкольников с предметами декоративно-прикладного искусства также дает возможность нам, педагогам, качественно развивать связную речь воспитанников. Но на каком этапе по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства, составление описательных рассказов о предметах народных промыслов наиболее успешно? Каждый воспитатель это определяет сам. Считаю наиболее целесообразным тот этап, когда у детей сформированы следующие умения и навыки при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством:
– узнают и называют знакомые виды декоративно- прикладного искусства;
– определяют материал, из которого изготовлено изделие народного промысла;
– выделяют характерные средства выразительности изделия декоративно-прикладного искусства: элементы росписи, орнамент, колорит, особенности композиции;
– знакомы с символикой русского декоративного искусства и ее значением; умеют сравнивать предметы знакомых видов декоративно-прикладного искусства, находить их сходства и различия.
Для успешного формирования вышеперечисленных навыков создается развивающая среда. В центре детского творчества размещаются:
– подлинные народные игрушки — дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские, и др. (по 1–2 каждого вида);
– гжельские изделия (посуда, фигурки животных);
– изделия мастеров Полхов — Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта);
– предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда;
– дидактические игры по ознакомлению с изделиями народного творчества;
– трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
– раскраски по декоративно-прикладному творчеству.
Демонстрационный материал:
– видеофильмы о русских народных промыслах;
– слайды с изображением народных мастеров за работой;
– альбомы по народному творчеству;
– таблицы с элементами росписей;
– схемы поэтапного рисования различных видов росписей.
Важно продумать мотивацию для составления описательного рассказа
об изделии промысла. Удачная мотивация всегда переносится детьми в сюжетно-ролевую игру, соответственно больше детей составят свои описательные рассказы.
Наиболее интересны для детей моей группы были такие варианты мотивации как:
– экскурсоводы онлайн-музея («Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства);
– туристическое агентство: турагент предлагает путешественнику посетить какой-либо город или деревню с известным народным промыслом, рассказывает об изделиях декоративно-прикладного искусства (с использованием карты России);
– видеописьмо китайской девочке о семеновской матрешке.
Для поддержания интереса детей к составлению описательных рассказов о предметах декоративно-прикладного искусства использовала разнообразные приемы обучения:
– образец рассказа воспитателя (чаще используется при первом знакомстве с предметом декоративно-прикладного искусства);
– частичный образец рассказа;
– разбор образца рассказа;
– предоставление детям плана рассказа;
– коллективное составление плана рассказа;
– составление рассказа по частям;
– ребенок заканчивает рассказ, начатый воспитателем;
– рассказ в паре (дети рассказывают про один предмет, но разных промыслов), рассказывают последовательно;
– составление рассказов по схеме.
Для того чтобы разнообразить детские рассказы, заранее готовила дополнительные пункты плана. Смена вопросов активизирует детей, повышает внимание.
В процессе рассказывания лучше использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос. Вопросы же лучше задать после того, как рассказ ребенком составлен, для уточнения рассказа, дополнения.
Примерная структура плана для составления описательного рассказа об изделиях декоративно-прикладного искусства.
- Название изделия ДПИ, к какому промыслу относится.
- Внешний вид изделия (материал; форма; элементы узора, орнамент, колорит; особенности композиции)
- Назначение
- Отношение к изделию.
Использовали схемы по составлению описательных рассказов о предметах декоративно-прикладного искусства.
Составляя описательные рассказы о предметах ДПИ, дети упражняются в выделении наиболее существенных признаков предмета, в подборе точных слов. Упражняются в использовании разнообразных лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов).
Дошкольники упражняются в использовании разных типов предложений в рассказе. Таким образом, уровень развития навыков и умений связной речи у старших дошкольников повышается.
Литература:
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. Москва, ТЦ Сфера, 2015
- Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва, Мозаика-Синтез,2009
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. Москва, Просвещение,1997
- Шевчук Л. Дети и народное творчество. Москва, Просвещение, 1985