Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Гайтян С. В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения // Образование и воспитание. — 2018. — №5. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3715/ (дата обращения: 19.10.2019).



Приводится обзор суждений выдающихся деятелей науки и образования прошлого о сохранении и укреплении здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. Выполнению этой задачи помогает использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. В условиях современного образования главными факторами ухудшения здоровья детей являются такие педагогические аспекты как организация учебно-воспитательного процесса без учета физиологических возрастных показателей развития детей, их состояния здоровья, высокий уровень информационной перегрузки, недостаточная подготовка педагогов и родителей к работе в здоровьесберегающем пространстве.

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Эти слова до сих пор не потеряли своей актуальности. Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность перед собой, обществом, подрастающим поколением.

Большую часть времени ученики проводят в школе, поэтому учителя в процессе обучения должны не только учить, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возможно сохранить их здоровье. Поэтому главной целью статьи является привлечение внимания педагогов к активному внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, воспитанию сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью своих учеников.

Анализ государственных документов — Конституции РФ, Закона РФ об образовании, основ законодательства России о здравоохранении, Федеральных государственных образовательных стандартов, Национальной доктрины образования в РФ свидетельствует о том, что приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения требует разработки образовательно-оздоровительных программ, эффективных форм и методов сообщения и взаимодействия всех социальных институтов для проведения занятий, психолого-развивающих тренингов, направленных на становление и развитие личности. Поэтому педагогические коллективы должны работать над активным внедрением здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях и изучать опыт работы выдающихся педагогов.

Обзор научно-педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского поможет учителям сформировать у детей практические навыки для укрепления и сохранения здоровья.

Изучение научно-педагогических трудов Я. А. Коменского показало, что к вопросам жизни и здоровья педагог подходил с позиций теолого-философских рассуждений христианства и Бога. Анализ работ выдающегося дидакта позволил установить, что благодаря знаниям анатомии и физиологического развития человека, а также педагогическим наблюдениям он определил семь возрастных периодов развития человека. Заботясь о сохранении здоровья детей, педагог определил возраст начала их обучения в школе: «Отпускать детей из материнского крова и передавать преподавателям ранее шестилетнего возраста я не советовал бы …» [1, с.237]. Свой совет Я. А. Коменский аргументирует тем, что слишком юный возраст требует большей заботы, а в 5–6 лет едва лишь заканчивается формирование черепа, еще недостаточно развиты органы чувств и тому подобное.

В работе «Законы хорошо организованной школы» Я. А. Коменский указывает на санитарно-гигиенические требования к оборудованию классов, кабинетов, школы, что способствует сохранению здоровья школьников. Я. А. Коменский рассматривал вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с позиций профилактической направленности.

В педагогической литературе выдающийся педагог-мыслитель XVIII в. Иоганн Генрих Песталоцци дал описание методик гигиенического, физического и нравственного воспитания молодого поколения. Педагог убежден, что забота учителя в воспитании здоровых детей должна проявляться в любви к ним, а любовь — в деятельности. Единство с детьми — самый действенный путь для воспитания и понимания своих подопечных. И. Г. Песталоцци писал: «Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них». [2, с.140].

И. Г. Песталоцци разработал специальные гимнастические упражнения — «элементарная гимнастика» и считал, что физические упражнения, оздоровительные игры и закаливание, бег босиком, влияние воздуха и солнца — средства укрепления и сохранения здоровья детей. По его глубоким убеждениям, «школы не должны вредно влиять на здоровье учащихся» [2, с.135].

Константин Дмитриевич Ушинский — выдающейся педагог, который разработал теорию и практику физического воспитания как одного из составляющих здорового образа жизни. В своей фундаментальной работе «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинский выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха. [3, с.43].

Определяя главные задачи школы, Антон Семенович Макаренко исходил из того, что нужно воспитать здоровое поколение. В своей работе «Через труд и самоорганизацию — к новой жизни» А. С. Макаренко писал, что его стремление как педагога «молодые, здоровые мальчики, все — как один. Веселый, здоровый смех, шутки и совершенно свободное самочувствие» [4, с.205]. В его художественно-педагогических произведениях указаны основные принципы оздоровления воспитанников. Важным признаком здорового образа жизни педагог считал оптимизм, воспитание культуры эмоций. С точки зрения А. С. Макаренко здоровый образ жизни является условием и результатом воспитательной работы. Здоровье ребенка он рассматривает не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

На становление отечественной педагогики оказал влияние еще один выдающейся отечественный педагог — Василий Александрович Сухомлинский. Принципиально важным для педагога была постоянная и последовательная забота о здоровье учеников как неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. В его фундаментальных произведениях «человек словно вторично рождается» и с позиций естественных знаний излагаются основы рационального воспитания, значение соблюдение режима труда и отдыха для предупреждения переутомления и др.

Обобщая взгляды В. А. Сухомлинского на роль учителя в воспитании подрастающего поколения, можно подчеркнуть, что наиболее четко свою позицию педагог изложил в таком высказывании: «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести — судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа» [5, с.257].

В. А. Сухомлинский глубоко убежден, что «педагог не имеет права не знать, что происходит с ребенком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии» [6, с.46].

Подводя итоги научно-педагогического наследия Я. А. Коменского. И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского можно сказать, что каждый из них сделал неоценимый вклад в утверждение основополагающего принципа педагогики — сделать школу центром здоровья, ведь приобретение школьных знаний ценой здоровья детей никому не нужны.

Литература:

  1. Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения [Текст]: В 2-х т. / Я. А. Коменский; Под ред. А. И. Пискунова и др. — Т.1. — Москва: Педагогика, 1982. — С. 83–440.
  2. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения [Текст]: в 3-х т. / И. Г. Песталоцци; Под ред. М. Ф. Шабаевой, Подготовка текста, вводная статья, примеч. В. А. Ротенберг. — Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 140.
  3. Ушинский К. А. Избранные педагогические произведения [Текст]: В 2-х т. / К. А. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова и др. — Т.1. — Москва: Педагогика, 1974. — С. 243–275.
  4. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. / Сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — 536 с. [Электронный ресурс] — URL: http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Frolov/Makarenko-shkola_gizni,_truda,_vosp_Red_A_Frolov_E_Ilaltdinova_Chast_1.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
  5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Ред. коллегия: А. Т. Дзеверин (пред.) и др. — Т.З. — К: Рад. школа, 1979. — С. 364–409.
  6. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5-ти т. / Сухомлинский В. А. / Под ред. А. Т. Дзеверин и др. — Т.4. — К.: Рад. школа, 1979. — С. 46.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, учебно-воспитательный процесс, подрастающее поколение, педагог, научно-педагогическое наследие, активное внедрение, сохранение здоровья детей, укрепление здоровья детей, РФ.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции.

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждениях, в действительности

Здоровье и отношение к здоровью как педагогов, так и дошкольников имеет большое значение и в связи с тем, что дошкольные...

Проблема здоровья школьников и роль спортивных танцев...

Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие.

Учебно-воспитательный процесс в рамках образовательной программы объединения...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

Библиографическое описание: Захарова А. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются снижение общего уровня жизни, экологическая...

Условия формирования здорового образа жизни школьников...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления... Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из...

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у школьников требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в современной школе. Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции.

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждениях, в действительности

Здоровье и отношение к здоровью как педагогов, так и дошкольников имеет большое значение и в связи с тем, что дошкольные...

Проблема здоровья школьников и роль спортивных танцев...

Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие.

Учебно-воспитательный процесс в рамках образовательной программы объединения...

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат...

Библиографическое описание: Захарова А. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются снижение общего уровня жизни, экологическая...

Условия формирования здорового образа жизни школьников...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления... Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из...

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у школьников требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в современной школе. Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать...

Задать вопрос