В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни.
В настоящее время проблемы, связанные со здоровьем, имеют массовый характер и охватывают людей разных возрастов, учащейся молодежи в том числе. В этой связи одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы является сохранение здоровья учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования (ОО), подчеркивает, что «современная школа должна формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью, устойчивое представление о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни» [4].
В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3]. Понятие «здоровье индивидуума» нельзя определить с достаточной точностью, т.к. оно связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека, с состоянием приспособительных возможностей организма.
Поэтому состояние здоровья учащихся в последние годы стало предметом исследования многих современных педагогов. За последние несколько лет были разработаны и реализованы многочисленные программы по различным аспектам здоровьесбережения [1-2, 5].
Так программа авторского коллектива Шешериной Г. А. представляет собой программу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [5].
Программа авторского коллектива под руководством Мачульской Т. Б. представляет собой программу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на формирование знаний о здоровом образе жизни, профилактику вредных привычек, воспитание культуры здоровья и «развитие плюс подвижность». Одной из важнейших задач данной программы является воспитание обучающихся, обеспечение их необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье [2].
Программма Катович Н. К. и Ковалевой В. Н. «Культура здорового образа жизни» разработана для учащихся 9-10 классов. Она формирует ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, знания, умения и навыки в области здоровья, побуждает учащихся к самопознанию и самосовершенствованию [1].
Проведенный нами анализ содержания данных программ показал, что они формируют достаточно поверхностное понимание понятия «здоровый образ жизни», глубоко не раскрывают механизмы формирования установок здоровьесбережения в учебной и повседневной жизни учащихся. В этой связи нами в рамках исследования на тему «Организация здоровьесберегающей деятельности средствами учебного предмета «Биология» общеобразовательной школы» предпринята попытка углубленного изучения факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, механизмов здоровьесбережения с точки зрения изучения различных разделов школьного курса «Биология» основной школы.
Анализ программ здоровьесбережения выявил преобладающую теоретическую направленность их содержания. В программах отсутствует перечень лабораторных, практических работ, демонстрационных опытов, самонаблюдений, что, на наш взгляд, в современных условиях реализации компетентностного подхода к школьному образованию, неприемлемо. Поэтому мы в настоящее время рассматриваем возможности включения в нашу авторскую программу курса значительного количества разнообразных форм практикоориентированной деятельности, базирующейся н6а знании практически всех разделов школьной биологии основной школы. В качестве примера приведем темы отдельных лабораторных и практических работ: «Изучение санационных свойств растений кабинета биологии», «Изучение запыленности воздуха кабинета биологии», «Изучение вентиляционного режима домашней спальни», «Изучение показателей электромагнитного излучения бытовой техники на домашней кухне», «Изучение экономических показателей домашней квартиры с точки зрения здоровьесбережения» и др.
Также мы предлагаем разнообразную тематику опытов, самонаблюдений, связанных с изучением состояния собственного здоровья обучаемых. Это такие темы, как: «Изучение сезонности собственных респираторных заболеваний», «Изучение качества обуви с точки зрения здоровьесбережения», «Изучение постельных принадлежностей с точки зрения сохранения и укрепления собственного здоровья», «Анализ собственного гардероба с точки зрения здоровьесбережения», «Анализ собственных вредных привычек», «Изучение собственного рациона питания в разные сезоны», «Изучение наиболее часто употребляемых напитков с точки зрения здоровьесбережения», «Определение энергетической ценности продукции фаст-фуда» и др.
Мы считаем, что разрабатываемая нами программа поможет устранить существующие «пробелы» в деятельностной составляющей процесса формирования здорового образа жизни, в большей степени мотивировать учащихся на ведение здорового образа жизни, более отчетливо показать практикоориентированный характер содержания школьного курса биологии и в итоге изменить отношение учеников и к изучению данного предмета и собственному здоровью.
Литература:
- Культура здорового образа жизни. Программа факультативных занятий для 9(10) классов: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://school20.goroo-orsha.by/index.php?Itemid=186&catid=24:2011-01-31-07-23-32&id=286:-ixx-2010-l-&option=com_content&view=article (дата обращения 12.11.2017)
- Программа формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа:http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621056/ (дата обращения 12.11.2017)
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901977493 (дата обращения 14.10.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
- Шешерина Г. А. Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Г. А. Шешерина., Н. К. Солопова, И. В. Кожевникова и др. – Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – 94 с.