От традиционного урока изучения нового материала к уроку открытия нового знания (на примере урока географии 5 класса «Стороны горизонта»)
Автор: Сазанова Наталья Игоревна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 1009 раз
Библиографическое описание:
Сазанова, Н. И. От традиционного урока изучения нового материала к уроку открытия нового знания (на примере урока географии 5 класса «Стороны горизонта») / Н. И. Сазанова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2890/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье на примере авторской разработки урока географии 5 класса «Стороны горизонта» рассмотрены отличия урока открытия нового знания по ФГОС от традиционного урока изучения нового материала.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, типы уроков, урок открытия нового знания, урок изучения нового материала, отличия этих уроков.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (ОО) предусматривает применение школьными учителями новой типологии уроков, в которой особое место занимает урок открытия нового знания [5]. Само название этого типа урока подразумевает, что учащиеся самостоятельно, но под руководством учителя «открывают» новые для себя знания. На этом уроке учитель не просто излагает учебный материал, проверяет усвоенное содержание, задаёт вопросы, а организует деятельность учащихся по освоению нового в процессе работы с различными источниками географической информации. Эти же функции ранее выполнял традиционный урок изучения нового материала, структура которого включает в себя следующие этапы: организационный, проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления изученного, обобщения и систематизации материала, подведения итогов урока, постановки домашнего задания [6].
Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения, рефлексии учебной деятельности [4].
На примере урока географии 5 класса «Стороны горизонта», сравним эти два типа урока.
Начнём с организационного этапа в традиционном уроке и этапа мотивации в современном уроке. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся к уроку, пытается заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку. Это мы делаем следующим образом: «Ребята, сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей».
Следующий этап в традиционном уроке – это этап объяснение нового материала (этап проверки домашнего задания в данном примере отсутствует), в современном уроке – этап актуализации темы. На традиционном уроке учитель сам формулирует тему урока; на современном уроке тему формулируют сами учащиеся. Учитель направляет, помогает им в этом. Мы это делаем следующим образом: обращаясь к ученикам, предлагаем им ответить на вопросы: Поднимите руку, кто из вас любит путешествовать? Что нужно знать для того, чтобы отправиться в путешествие? Посмотрите на экран, подумайте, чем заняты дети? Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где – север, а где – юг), позволяет определить тему «Стороны горизонта». В случае возникновения затруднений с формулировкой темы, мы зачитываем стихи о сторонах горизонта:
«В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти – страны света,
Ну, а дом их – вся планета»
На традиционном уроке учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (т.е. цели и задачи урока). На современном уроке цель формулируют сами учащиеся. Мы это делаем, организуя самостоятельный поиск ответов на вопросы: Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?». Ответы учеников позволяют определить задачи урока: – изучать стороны горизонта, учиться определять стороны горизонта. Школьники выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока, затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах.
Затем мы предлагаем ученикам проверить, какие стороны горизонта им уже известны, выполнив задание 1 в маршрутной карте «Подпишите известные Вам стороны горизонта»:
После его выполнения ученики самостоятельно друг у друга проверяют правильность его выполнения по предложенному эталону.
На традиционном уроке учитель предлагает учащихся перечислить уже известные им стороны горизонта, сам вносит поправки в ответ, знакомит с планом урока и затем переходит к объяснению новой темы, либо дает задание по тексту параграфа, а затем проводит фронтальный опрос.
На следующем этапе выявления места и причины затруднения мы задаёт ученикам вопрос: Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания? Ответы учеников могут быть самыми различными: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В).
На четвертом этапесовременного урока «построение проекта и выхода из затруднения» мы задаёт ученикам вопрос: Что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта? Возможные ответы учащихся: «Знать, что же такое горизонт», «Какие стороны горизонта существуют». После ответов учеников мы демонстрируем им слайд с планом урока, подчеркивая, что практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока. Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока, т.е. строят проект выхода из затруднения.
На этапе реализации построенного проекта учащимся предлагается прочитать текст §16 учебника [1].
На традиционном уроке 2 – 5 этапы объединяет в себя этап объяснения нового материала.
На шестом этапе современного урока первичного закрепления с проговариванием во внешней речи мыпредлагаем выполнить задание 2 в маршрутной карте:
Дайте определения:
1) Видимое глазом пространство называют ______________________.
2) Воображаемую линию, отделяющую небо от Земли называется _________________________________.
3) Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют __________________________________.
Затем проводим фронтальный опрос. Для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта»? к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить.
Перед седьмым этапом в современном уроке мы, как правило, проводим физкультминутку. Для этого мы задаём ученикам вопрос: Что необходимо нам с вами, чтобы отчётливо различать линию горизонта на местности?» После ответа учащихся: «Хорошее зрение», выполняем гимнастику для глаз. На традиционном уроке физкультминутку можно провести после этапа объяснения нового материала.
На этапе урока «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» мы предлагаем применить открытые учащимися знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и даем задания на определение сторон горизонта:
Выполните задания на определение сторон горизонта.
1) Машина – ________; Ель – _____; Снежинка – ______; Глобус – ______; Звезда – _______.
2) 1 вариант – ________; 2 вариант- __________
Учащиеся по эталону осуществляют взаимопроверку правильности выполнения заданий.
На традиционном уроке изучения нового материала шестой и седьмой этапы современного урокаоткрытия нового материала объединяет этап закрепления изученного. Учащимся могут быть предложены аналогичные задания, но учитель сам, во время фронтального опроса, корректирует ответы учащихся.
На следующем этапе современного урока «включение в систему знаний и повторение» мы задаем учащимся вопрос: При изучении какой темы вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?» Ответы учеников свидетельствуют об осознанном понимании перспектив использования нового знания. Затем предлагаем учащимся выполнить тест на повторение открытых знаний, после чего осуществляется взаимопроверка правильности его выполнения.
На традиционном уроке данный этап соответствует этапу обобщение и систематизация материала,где учитель сам перечисляет определения, с которыми учащиеся познакомились в ходе урока, чему научились на уроке, либо задает эти вопросы учащимся.
Этап подведения итогов урока в традиционном уроке направлен на выяснение того, чему ученики научились на уроке, что узнали нового и аргументацию оценки знаний учащихся.
Затем в традиционном уроке идёт этап постановки домашнего задания, где учитель задаёт единое домашнее задание всем ученикам класса.
На уроке по ФГОСследует этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе урока мы сначала предлагаем ученикам ответить на вопрос: Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе урока поставленной в начале урока цели, а затем закончить предложения: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, теперь я могу…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…
После этого мы подсчитываем общий балл за урок, и каждый ученик ставит себе оценку. Затем озвучивается домашнее задание: включающее задание для всех и задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием): Подготовить сообщение по темам:
Появление компаса и его устройство; Ориентирование на местности по местным признакам, нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.
Хотим отметить, что если учитель достаточно уверенно владеет ИКТ компетенциями, то грамотно построить урок, учитывая возрастные, психологические особенности учащихся, не забывая про технологии здоровьесбережения, не составит большого труда. Такой урок подарит ученику радость познания, а учителю даст возможность повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- География. Начальный курс. 5 класс. / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа. 2014.
- http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/discovery-lesson/
- http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html
- http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/21.html
- http://uroki-fgos.ru/ob-obrazovanii/ob-urokakh-po-fgos/188-ispolzovanie-ikt-na-urokakh-geografii-fgos
- http://открытыйурок.рф/статьи/596998/
Ключевые слова
ФГОС, типы уроков, урок открытия нового знания, урок изучения нового материала, отличия этих уроковПохожие статьи
Урок открытия нового знания «Первообразная»
В статье автор рассматривает урок открытия нового знания на примере темы «Первообразная». Здесь раскрываются методические особенности ведения данного урока в условиях ФГОС и проблемы, возникающие при рассмотрении данной темы.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Цели географического образования в современной школе
Статья посвящена особенностям современного географического образования, требования к которому изложены в ФГОС ООО. В данной статье рассматривается история необходимости появления и разработки ФГОС, подробно рассматривается каждая цель (планируемый ре...
Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока
Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...
Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Похожие статьи
Урок открытия нового знания «Первообразная»
В статье автор рассматривает урок открытия нового знания на примере темы «Первообразная». Здесь раскрываются методические особенности ведения данного урока в условиях ФГОС и проблемы, возникающие при рассмотрении данной темы.
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Цели географического образования в современной школе
Статья посвящена особенностям современного географического образования, требования к которому изложены в ФГОС ООО. В данной статье рассматривается история необходимости появления и разработки ФГОС, подробно рассматривается каждая цель (планируемый ре...
Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока
Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...
Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...