Конспект урока русского языка на тему «Суд над безударными гласными»
Автор: Фетисова Татьяна Николаевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 13.10.2018
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Фетисова, Т. Н. Конспект урока русского языка на тему «Суд над безударными гласными» / Т. Н. Фетисова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3593/ (дата обращения: 16.12.2024).
Технологическая карта
Тема урока: «Суд над безударными гласными»
Дата урока:
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-суд
План урока:
1.«Подготовительная часть» 8 мин
‒ Организационный момент
‒ Минутка чистописания
‒ Объявление темы и целей урока
2. «Судебное следствие» 12 мин
‒ Словарная работа
‒ Первичное закрепление
3. «Прения сторон» 12 мин
‒ Физминутка
‒ Вторичное закрепление 0,5мин
4. «Последнее слово подсудимым» 5 мин
‒ Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
5. «Постановление приговора»3 мин
Цели урока:
‒ образовательные: создание условий для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладения способами проверки; отработка алгоритма проверки безударной гласной буквы в корне слова.
‒ развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи учащихся, а также орфографической зоркости
‒ воспитывающие: воспитание любознательности, культуры межличностного общения; любви к русскому языку
Задачи урока:
‒ расширять знания учащихся о безударной гласной в корне слова и правописание словарных слов;
‒ развивать логическое мышления и связную речь, внимание;
‒ воспитывать интерес к предмету и ответственное отношение к учёбе;
‒ обогащать словарный запас, развивать монологическую речь учащихся;
‒ повышать мотивацию в процессе обучения.
Формируемые УУД:
‒ личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
‒ регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
‒ коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формировать собственное мнение в высказываниях;
‒ познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, подготовленная доска, мантия (судебные атрибуты), учебник, карточки с индивидуальным заданием, фото-видеоматериал.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
№п/п (название этапа урока) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
М Е Т О Д Ы |
Ф О Р М Ы |
С Р Е Д С Т В А |
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ» |
|||||
1.Организационно-мотивационный. Постановка учебной задачи |
Приветствие. Встали, подровнялись, проверили готовность к уроку. (вкл. музыка) — Сегодня у нас необычный урок — урок-суд. И мы с вами находимся в зале судебных заседаний. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. |
Поприветствовали учителя. Дети проверили свою готовность к уроку. |
СЛОВЕСНЫЙ |
КОЛЛЕКТИВНАЯ |
Я ЗЫКОВЫЕ |
2. Минутка чистописания |
— Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа». — Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы увидели в соединениях? На доске: иБиЕиЗиУиДиАиРиНиЫиЕ иГиЛиАиСиНиЫиЕ — Прочтите и запишите, спрятанные здесь слова. Не забываем следить за своей посадкой. Сядьте правильно. (учитель ходит по классу и контролирует работу детей, следит за посадкой). — Кто может назвать тему нашего необычного урока? (Учитель подводит итог, словесно оценивая работу учащихся.) — Тема урока: «Суд над безударными гласными» — Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляется состав суда: Судья — Фетисова Татьяна Николаевна Прокурор –Нектов Станислав Адвокат — Гуров Савелий Подсудимые — безударные гласные в корне. |
Дети работают в своих тетрадях. Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока.
(ответы детей) — «И» с чередованием «Б,Е,З,У,Д,А,Р,Н,Ы,Е,Г,Л,А,С,Н,Ы,Е»
(дети пишут)
(Один ученик отвечает) — Тема нашего урока «Безударные гласные» |
П Р О Б Л Е М Н О — П О И С К О В Ы Й С Л О В Е С Н Ы Й |
Ф Р О Н Т А Л Ь Н А Я И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я |
П Р Е З ЕНТАЦИЯ К Л А С С Н А Я Д О С К А |
«СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ» |
|||||
3. Словарная работа |
- Мы начинаем слушание по делу. Прокурор вам слово.
— Адвокат, вам есть что добавить?
—Сейчас разберёмся! Скажите мне, ребята, как называются эти птицы? — Вот видите, ребята назвали всех птиц правильно. — Попрошу всех записать названия этих птиц, а потом проверим предположение прокурора?
(Проверка работы). —В каких словах безударный гласный можно было проверить? А что нужно делать с остальными словами? |
ПРОКУРОР: — Ваша честь, сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! АДВОКАТ: — А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными. ПРОКУРОР: — Ваша честь, в суд поступило заявление от птиц. Прошу ознакомиться с материалами. «Мы страдаем больше всех. Наши названия постоянно пишут неправильно» (учащиеся называют птиц на слайдах презентации) — Назвали правильно, но пишут их совсем по-другому. (дети пишут СОРОКА, ВОРОНА, ДЯТЕЛ, ВОРОБЕЙ, СНЕГИРЬ, СИНИЦА) (дети отвечают) — Это словарные слова. Их нужно запомнить. |
И Г Р О В О Й С Л О В Е С Н Ы Й |
К О Л Л Е К Т И В Н А Я И Н Д И В Д У А Л Ь Н А Я |
П Р Е З ЕНТАЦИЯ |
4. Первичное закрепление |
СУДЬЯ: — Прошу подойти сюда свидетелей (вызывает 6 учеников) На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду.
СУДЬЯ: — Получите документы, ознакомьтесь с их содержанием, выполните задания и сдайте суду. — А мы продолжаем наше заседание. У суда есть видеозапись, которая подтверждает тот факт, что безударные гласные надо проверять. Так ли это, мы сейчас выясним. — Господа присяжные, какой вывод вы можете сделать? Каким способом можно проверять безударные гласные в корне? — Запишите слова, которые были представлены в видеофрагменте и подберите к ним проверочные. — Ребята, которые получили индивидуальное задание, сдайте документы суду. (адвокат проверяет работу)
— Савелий Иванович, вам слово. |
СВИДЕТЕЛИ: — Клянёмся!
(дети работают по карточкам самостоятельно.)
(просмотр видеоматериала)
(дети отвечают) — Для того чтобы проверить безударную гласную, надо множ.число изменить на ед.число и наоборот.
(дети пишут: нога- ноги, вода -воды, трава- травы)
АДВОКАТ: — А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (читает фамилии и оценки). |
Н А Г Л Я Д Н Ы Й |
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я К О Л Л Е К Т И В Н А Я |
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Е К А Р Т О Ч К И П Р Е З Е Н Т А Ц И Я |
«ПРЕНИЯ СТОРОН» |
|||||
5. Физминутка |
- В зале суда объявляется перерыв. Всем встать. |
(дети выполняют физминутку под музыку) |
ИГРОВОЙ |
КОЛЛЕКТИВНАЯ |
|
6. Вторичное закрепление знаний |
- Продолжим наше заседание и на следующем этапе докажем, что вы умеете проверять безударные гласные. Для этого откройте свои учебники на стр. 58 упр.401. Запишите отрывок, решая задачи и отмечая все орфограммы. — Каким способом проверки гласных вы воспользовались? —Молодцы, ребята, вы справились с заданием, но всем ли вам было легко это сделать? Перед вами дерево знаний, но на нём нет плодов. В конце урока вы оцените свою работу с заданиями по трём критериям: — я легко справился с заданием (красный) — я затруднялся в выполнении (жёлтый) — я не справился бы с заданием сам (зелёный) и поднимите соответствующий цвет карточки. А мы продолжаем. СУДЬЯ: — Я считаю, что надо провести еще один следственный эксперимент. Станислав Игоревич, вы согласны со мной? — А теперь слушаем задание. Записать слово, вставив безударную гласную. Записать к нему проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание? СУДЬЯ: — Следующее задание. Запишите под диктовку слова. Докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет разбирательству. Боль, болит, болеет. Свет, светло, светлеет. Тёмный, темнота. — Как называются слова, имеющие общую часть? Выделите корень — Маша, прочти слова, которые ты выписала в 1 вариант. Это верно. — Во 2 варианте Сережа прочти слова. Молодец, ты не допустил ошибок. — Все справились с заданием? |
(дети выполняют задание; один ученик поднимается и комментирует, а остальные проверяют и исправляют недочеты) — В слове «трОпинка» пропущена буква О, т. к. проверочное слово «ТРОПЫ», в слове «подвЕла» пропущена гласная Е, т. к. проверочное слово «ПОДВЁЛ», в слове «прошЕл» я вставил (а) Е, т. к. проверочное слово «шедший», в слове «брОжу» О, т. к. проверочным является «БРОДИТ» и в слове «обхожу» гласная О, т. к. проверочное «ОБХОДИТ» (ответы детей) — Для того чтобы проверить безударную гласную, мы гласный поставили под ударение. ПРОКУРОР: Да, согласен. Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки: Пятак есть, аничего не купить. (св_ нья) С бородой, ане старик, срогами, ане бык, доят, ане корова. (к_за) У меня большая грива ушки икопытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шерстка гладка, кто же я? (л-шадка) (Самостоятельная работа, проверка с использованием вееров) (дети отвечают) —Свинья — свиньи —Коза — козы —Лошадка — лошадь
(дети с помощью веера гласных звуков показывают букву, которую они вставили и называют проверочное слово)
— Слова, которые имеют общую часть, называются однокоренными.
ПРОКУРОР: — А я попрошу усложнить задание и провести следственный эксперимент. На доске слова: ст_лы, шк_фы, ш_ры, м_сты, тр_ва, в_лна, д_ска, д_ма. Задание: 1-й вариант выпишите слова с безударной гласной А 2-й вариант выпишите слова с безударной гласной О. — Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у своего соседа и поручитесь, что задание выполнено верно. Маша читает: — Шкафы, шары, трава Сережа читает: — Столы, мосты, волна, доска, дома. — АДВОКАТ. — Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. |
С Л О В Е С Н Ы Й И Г Р О В О Й Н А Г Л Я Д Н Ы Й П Р А К Т И Ч Е С К И Й В З А И М О П Р О В Е Р К А М О Т И В А Ц И И О Н Н Ы Й |
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я Ф Р О Н Т А Л Н А Я К О Л Л Е К Т И В Н А Я И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я П А Р Н А Я |
У Ч Е Б Н И К П Р Е З Е Н Т А Ц И Я ДОСКА П Р Е З Е Н Т А Ц И Я ДОСКА |
«СЛОВО ПОДСУДИМЫМ» |
|||||
СУДЬЯ: — В зал суда приглашаются безударные гласные. Что вы можете сказать в свою защиту? |
ПОДСУДИМЫЕ (Ученики с буквами А, О, Е, И, Я) — Безударный — хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно! А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье. Чтоб развеять все сомненья! |
И Г Р О В О Й |
К О Л Л Е К Т И В Н А Я |
||
СУДЬЯ: — Господа присяжные, давайте удостоверимся в этом. Я называю слово, а вы показываете на веере безударную гласную и проверяете её: село, гнездо, сосна, зима, вода, беда, число. |
(дети показывают на веере выбранную букву и называют проверочное слово хором) — сЕло- сЁла, гнЕздо-гнЁзда, сОсна-сОсны, зИма- зИмы, вОда- вОды, бЕда-бЕды, чИсло- чИсла. |
И Г Р О В О Й |
И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я |
||
«ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА» |
|||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
СУДЬЯ: — Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ОПРАВДАТЬ И ПОСТОЯННО ИХ ПРОВЕРЯТЬ! СУДЬЯ: — Вы сегодня плодотворно поработали, но какими же плодами наполнилось ваше дерево знаний? Легко вам было выполнять задания или вы испытывали затруднения, или поняли, что без помощи вы бы не справились? — Мне хочется пожелать Вам, чтобы в будущем Ваше дерево знаний наполнилось только спелыми плодами, чтобы Вам легко было выполнять любые задания. |
(дети «зажигают» плоды на Дереве Знаний.) (показ карточек, выборочный самоанализ как ответ на предыдущий вопрос) |
С Л О В Е С Н Ы Й С Т И М У Л И Р О В А Н И Я |
Ф Р О Н Т А Л Ь Н А Я К О Л Л Е К Т И В Н А Я |
|
8. Инструктаж по домашнему заданию. |
Дети записывают домашнее задание в дневник. |
С Л О В Е С Н Ы Й |
К О Л Л Е К Т И В Н А Я |
Д О С К А |
|
Литература:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk
- http://kopilkaurokov.ru/