Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.10.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Убайдуллаев А. М., Ташпулатова Ф. К. Вопросы фтизиопульмонологии в трудах Абу Али ибн Сино // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2745/ (дата обращения: 23.05.2018).



Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина родился в селении Афшана недалеко от Бухары. Начальное образование получил от отца, затем обучался наукам у Абу Абдаллаха ан-Натили в Бухаре. В 996 г. молодого Хусейна за особые заслуги в медицине приглашают во дворец эмира Нуха ибн Мансура ас-Самани (976–997). Но вскоре правлению Саманидов в Бухаре приходит конец и после 1002 г. Ибн Сина уезжает в Гургандж — ко двору хорезмшаха Абу-л-Хасана Али ибн Маъмуна (997–1009). Здесь он становится одним из самых активных членов академии Мамуна. В 1011 г. Ибн Сина, избегая преследования султана Махмуда Газневи, покидает Гургандж вместе с Масихи. Он отправляется сначала в г. Абивард на севере Хорасана, затем оттуда — в Нишапур, после — в Гурган, затем с 1014 г. по 1037 г. он пребывает в Рее, Исфахане и Хамадане. Ибн Сина умер в 1037 г. в Хамадане. Его могила сохранилась там до наших дней. Подлинный ученый-энциклопедист Ибн Сина успешно занимался почти всеми отраслями знаний своего времени. Известно свыше 450 его сочинений, из которых до нас дошло около 240, в основном, на арабском языке. Научное мировоззрение Ибн Сины наиболее ярко отражено в следующих его сочинениях: 1. «Ал-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки») — медицинская энциклопедия, в которой систематизированы все вопросы теоретической и практической медицины того времени; состоит из пяти самостоятельных книг. 2. «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления») — философская энциклопедия, включающая в себя 4 части: логику, естественные науки, математические науки, метафизику (т. е. теологию). 3. «Китаб ан-наджат» («Книга спасения») — сокращенная версия «Книги исцеления». 4. «Даниш-наме» («Книга знания») — философский труд на персидском языке, в которой он рассматривает многие вопросы теоретической философии, в том числе логики. 5. «Рисала ал-иксир» («Трактат об эликсире») — посвящен химии, т. е. практическим способам трансмутации металлов. 6. «ал-Адвийат ал-калбийа» («Сердечные лекарства») — философско-медицинский труд, посвященный лечению серечных болезней, где также даются рассуждения автора о душе. 7. «Саламан ва Ибсал» («Саламан и Ибсал»), «Хай ибн Йакзан» («Живой, сын Бодрствующего») — литературно–философские повести. 8. Переписка Ибн Сины и Беруни по вопросам физики и философии. Круг интересов ученого весьма широк: медицина, философия, логика, психология, «физика» (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Но прославился Ибн Сина главным образом благодаря своим трудам по медицине и философии. Мировую славу принесли ему медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» и философская энциклопедия «Книга исцеления», вобравшая в себя не только вопросы философии, но и естествознания. Абу Али Ибн Сино много времени уделял делу врачевания, был придворным врачом у разных правителей, что приходилось сочетать и с обязанностями визиря. Ибн Сину с высоким почтением называли аш-Шейх ар-Раис (по-арабски «глава ученых»), ведь он оставил после себя огромное творческое наследие, включающее 450 уникальных трудов по философии, медицине, языкознанию, логике, психологии, этике, естествознанию, астрономии, математике, химии, музыке, литературе, которое на протяжении нескольких столетий оказывало действенное влияние на развитие восточной и европейской науки и культуры. Медицинские взгляды Ибн Сино основаны на философском подходе, так как вначале он тщательно изучал философию. Юный Авиценна прочитал «Метафизику» Аристотеля и «Комментарии к «Метафизике» виднейшего философа и врача Аль Фараби**. Прочитав другую книгу Аль Фараби «Теоретическая и практическая медицина», он увлекся медициной. Его главный труд по медицине — «Китаб ал-Канун фит-тиб» («Канон врачебной науки») [1.]. В «Каноне», пятитомной медицинской энциклопедии, Ибн Сино обобщил медицинское наследие прошлого и результаты личного опыта по вопросам здоровья и болезней человека. Ученый создавал этот труд в течение 20 лет. Первая книга «Канона» посвящена теории медицины, в ней представлены сведения по анатомии, физиологии, диагностике острых и хронических болезней, способах их лечения и сохранения здоровья. Вторая книга — фармакология простых лекарственных веществ, содержит 800 названий лечебных средств (растительного, животного и минерального происхождения), способы их добывания и применения. Третья книга включает описание отдельных болезней и методов их лечения, таких как воспаление легких и другие заболевания органов грудной полости, заболевания кишечника, болезни глаз, носа, ушей, полости рта и др.

Четвертая книга посвящена хирургии и общим болезням человеческого организма, таким как лихорадка, опухоль, язва, а также заразным болезням — оспе, кори, чуме.

Пятая книга — фармакология сложных лекарств, в которой приводятся способы их приготовления и применения.

В XII веке «Канон врачебной науки» был переведен на латинский язык и в средние века стал самым изучаемым трудом. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией». В XV веке «Канон» издавался 16 раз, в XVI — 20 раз.

Таким образом, труд Абу Али Ибн Сино «Канон врачебной науки» являлся основным источником медицинских знаний и руководством, по которому проводилось медицинское обучение во всех старейших университетах Европы в XII-XVII веках. По «Канону» Ибн Сино учились видные ученые эпохи Возрождения Андре Везалий и Леонардо да Винчи.

В «Каноне врачебной науки» Ибн Сино рассматривает строение человеческого организма, начиная от строения и расположения (топографической анатомии) скелета, мышц, сосудов и нервов, кончая анатомо-физиологическими особенностями внутренних органов. Он подробно излагает анатомию сердца, легких и плевры.

Ученый указывал, что легкие состоят из 2-х частей — правой и левой, и что правая имеет 3 и левая — 2 доли, покрытые плеврой.

Ибн Сино излагает симптомы заболеваний дыхательной системы и указывает, что дыхание при патологии легких может быть горячим, холодным, глубоким, зловонным и др. Также подробно он охарактеризовал кашель, кровохарканье, число сердечных сокращений и частоту пульса при разных патологиях. Можно утвердительно сказать, что Ибн Сино первым установил функциональное единство кардиореспираторной системы.

В развитии и течении заболеваний органов дыхания Ибн Сино придавал определенное значение погодным условиям и временам года. Он писал: «Знай, что смена времени года производит во всяком климате какой-нибудь вид заболевания. Врачу необходимо хорошо это знать в отношении каждого климата, чтобы меры предосторожности и назначение режима были основаны на знании». «Зимой часто болеют насморками. Они начинаются с переменой осеннего воздуха (на зимний); за насморком следует воспаление легких, хрипота, боль в горле»; «Весной возбуждаются хронические болезни»; «Осень — самое вредное время для больных бугорчаткой легких, то есть чахоточных».

Большое значение Ибн Сино придавал передаче болезней через «испорченный воздух» и допускал заразность отдельных болезней дыхательных органов.

В своем труде Ибн Сино особое внимание уделил воспалению и отеку легких, нагноительным заболеваниям легких, бронхиальной астме, плевриту, а также туберкулезу легких. Воспаление легких, или «воспалительная опухоль легкого», как указывал он, начинается внезапно и остро, наблюдается лихорадка, частое дыхание, боль в грудной клетке, кашель, учащенный пульс и одышка. Глаза больных блестящие, беспокойные, лицо одутловатое, щеки покрасневшие, кончики пальцев холодные и бледные. Общее состояние больного тяжелое.

Ибн Сино при нагноительных заболеваниях органов грудной клетки различал 2 формы: первая из них — это переход воспалительной болезни легких в нагноение, вторая — заболевание плевральной полости с гноем (эмпиема).

Ибн Сино считал, что в возникновении бронхиальной астмы большое значение имеют климат, внешняя среда и наследственность. Он описывал астму как врожденное (т. е. генетически обусловленное) заболевание: «…Это прирожденное повреждение дыхания». Он описал триггеры астмы — дым, резкие запахи и пр.; клиническую картину астматического приступа: «В начале приступа наблюдается стеснение, сопровождающееся откашливанием, хрипом, задержкой остановившейся материи, ощущениями тяжести и отхаркиванием мокроты». В лечении астмы большое значение ученый придавал отхаркивающим препаратам, рекомендовал кровопускание при тяжелом приступе бронхиальной астмы.

Ибн Сино дал полное и точное описание клиники плеврита и туберкулеза. При этом он выделил 5 клинических признаков плеврита: постоянная лихорадка, боль в грудной клетке, частое малое дыхание, малый пульс и кашель. Указал и на возможность перехода плеврита в туберкулез, а также в эмпиему плевры.

Ибн Сино впервые внедрил плевральную пункцию, трахеостомию с помощью серебряной канюли и интратрахеальное введение лекарственных средств. Следует отметить, что немногим врачам известно, что Авиценна первым применял перкуссию, которую впоследствии связывали с именем венского врача и музыканта Леопольда Ауэнбруггера (1722–1809 гг.) [3].

О туберкулезе ученый писал, что это инфекционное заболевание, и больных таковых надо изолировать от остальных. Туберкулез он характеризовал как болезнь бедных. Ибн Сино описал клинику и общий вид туберкулезного больного, особо выделив наблюдающиеся у него кашель с мокротой, выраженную интоксикацию и похудение. Ибн Сино фенотип людей, предрасположенных к чахотке по сложению и облику, описал так: «…эти люди сутулые, узкогрудые, у которых лопатки почти лишены мяса, особенно сзади, и выдаются вперед… с длинной и наклоняющейся вперед шеей, горло у них иногда выдается вперед и подпрыгивает. В холодных странах эта болезнь бывает чаще… Время года, когда это заболевание учащается — осень».

Ибн Сино считал, что в лечении больных туберкулезом большое значение имеют режим, питание и лекарства. Больным туберкулезом легких с кровохарканием он назначал строгий постельный режим (в положении полулежа), в первые дни — голод, запрещал смотреть на красное. Особое внимание он уделял режиму питания больных туберкулезом, широко рекомендовал молоко (козье, ослиное, женское), сливочное масло, яйца, фрукты и соки, при плохом аппетите — вино.

Для укрепления здоровья больных с заболеваниями органов дыхания Ибн Сино рекомендовал покой, перемену климата, массаж, различные натирания, горчичники, грязелечение и т. д. В комплексе лечения воспалительных заболеваний легких ученый применял постуральный дренаж.

Заслуживает особого внимания не потерявший своего значения и в настоящее время подход Ибн Сино к использованию дыхательных упражнений для восстановления сил, а также рекомендации специальных дыхательных упражнений при отдельных заболеваниях органов дыхания: усиление вдоха и выдоха, тембровая и звуковая гимнастика, дренажные упражнения и др.

Ему принадлежат строки:

«С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,

И проживешь сто лет, а может быть и боле.

Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь.

Природою лечись — в саду и в чистом поле».

Таким образом, подходы Абу Али Ибн Сино к диагностике и лечению заболеваний легких, изложенные им в далеком прошлом, и в наши дни не устарели и могут использоваться. Можно считать, что Абу Али Ибн Сино заложил основы современной пульмонологии и фтизиатрии, не говоря уже о его значительном влиянии на развитие других отраслей медицины в целом. [2].

Можно вполне согласиться с американским ученым Г. Хавзером, который назвал Гиппократа отцом медицинского мира, а Авиценну — солнцем этого мира.

Литература:

  1. Ибн Сино Абу Али; «Канон врачебной науки» в 10 томах. Ташкент: изд. медицинской литературы им. Абу Али ибн Сино; 1995.
  2. Ubaydullaev A. Role of the heritage of Avicenna in the development of sciences. В кн.: VII International scientific-practical conference “Avicenna’readings”. Bukhara: 2013. 91–92.
Основные термины (генерируются автоматически): Ибн Сино, Ибн Сина, «Канон врачебной науки», дыхания Ибн Сино, органов дыхания Ибн, Ибн Сины, Ибн Сино Абу, Ибн Сино «Канон, Ибн Сино первым, взгляды Ибн Сино, Ибн Сино особое, ученый-энциклопедист Ибн Сина, «Канону» Ибн Сино, значение Ибн Сино, Ибн Сино фенотип, Ибн Сина главным, подход Ибн Сино, мировоззрение Ибн Сины, Переписка Ибн Сины, Ибн Сину.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос