Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России
Авторы: Егорова Наталья Николаевна, Симонова Вероника Сергеевна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.11.2016
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Егорова, Н. Н. Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России / Н. Н. Егорова, В. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1543/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная система образования в образовательных организациях МВД России в рамках реализации компетентного подхода предъявляет все больше требований к мобилизации адаптационных возможностей обучающихся.
Как отмечает ряд исследователей (И. А. Аливердиева, С. А. Анисимов, Д. А. Андреева, А. Д. Глоточкин, И. Д. Дмитриев, А. И. Донцов, А. Н. Жмыриков, В. П. Каширин, М. Е. Литвак, Э. В. Мусаева, Б. Д. Парыгин, В. А. Сластенин и др.) уровень профессиональной адаптации обуславливает успешное вхождение обучающихся образовательных организаций МВД России в профессиональную среду, так как именно на начальном этапе обучения у обучающихся в процессе учебной и служебной деятельности интенсивно формируется представление о специфике профессии сотрудника органов внутренних дел, о требованиях, которые предъявляются к представителю правоохранительных органов, а в преодолении обучающимися внешних и внутренних стереотипов о службе в органах внутренних дел актуализируется их потребность в саморазвитии.
Рассмотрение различных аспектов профессиональной и социально-психологической адаптации сотрудников силовых структур отечественными и зарубежными учеными (В. В. Богуславский, Г. С. Дунин, Т. А. Дягтеренко, М. Г. Мелконян, Л. Г. Шатворян, С.Кабеле, Альфонсо Марио И.Рамос и др.) позволяет отметить, что термин «адаптация» был заимствован из биологической науки, и он в самом общем виде означает приспособление человека к условиям социальной среды. В психологии под термином «адаптация» понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой, а также перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды.
А. К. Гришанов и В. Д. Цуркан говорят о том, что профессиональная адаптация обучающихся образовательных организаций МВД России — это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к курсантам [2].
А. В. Сиомичев полагает, что адаптация представляет собой преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 17].
Анализ различных социологических исследований позволяет утверждать, что существуют определённое противоречие между существующей подготовкой сотрудников органов внутренних дел и их конкретной профессиональной деятельностью, поэтому есть необходимость рассмотреть возможные пути решения поставленной проблемы, что в немалой степени поможет спланировать систему психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с обучающимися, не вышедшими из стадии профессиональной адаптации. Одной из причин сложившегося противоречия является господствующая система гностического подхода практически во всех вузах страны, а под этим понимается то, что в период обучения курсанты имеют дело не с содержанием будущей профессии, а с её теоретической основой. В результате, из высшего учебного заведения, в лучшем случае, выходят знатоки в конкретной отдельной области знания, но никак не субъекты «комплексного специального умения» целостной служебной деятельности. Впоследствии, молодой специалист, пришедший на службу в органы внутренних дел, способен отлично усваивать материал, обладает определенным «багажом» знаний в своей области, но не соответствует требованиям, предъявляемым к нему как к профессионалу. Реальная служебная деятельность значительно отличается от тех теоретических знаний, которые он как молодой специалист, получил в вузе Министерства внутренних дел России, что делает невозможным или почти невозможным прямой перенос знаний на практику. Оказываясь в такой ситуации, выпускники образовательных учреждений МВД России, в ряде случаев, испытывают большие затруднения в освоении своей профессии как таковой, что влечёт за собой возврат на стадию профессиональной адаптации и, тем самым, затормаживается процесс профессионального становления и служебного роста.
Какие же факторы могут способствовать оптимизации профессиональной адаптации и мобилизации адаптационных возможностей обучающихся образовательной организации МВД России? На наш взгляд, в определённой степени ответить на этот вопрос позволяет изучение особенностей временного аспекта образа «Я» в структуре профессионального самосознания специалиста. Данному феномену посвящены исследования К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Ш.Бюлер, Е. И. Головахи, П.Жане, В. И. Ковалева, А. А. Кроник, К.Левина, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна и др., в учёных трудах которых говорится о психологической природе времени.
Например, К. А. Абульханова-Славская указала на то, что «проблема психологического времени, несмотря на возрастающее число её исследований, остается теоретически неопределенной, так как не создана единая концептуальная модель, отсутствует уровневое представление о соотношении психологического, личностного и жизненного времени, единая картина их многообразия» [1, с. 66–67].
В свою очередь, временной аспект образа «Я» является компонентом профессионального самосознания. По мнению А. К. Марковой, профессиональным самосознанием является комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений к себе как к профессионалу [4, с. 88].
Исходя из последнего определения, возможно сформулировать понятие профессионального самосознания обучающихся образовательных организаций МВД России как совокупность их представлений о себе как о будущих профессионалах, а также как система отношений к себе как к будущему профессионалу. Согласно утверждению Л. М. Митиной, высокий уровень развития профессионального самосознания обучающихся определяется тем, что целостный образ «Я» будущего специалиста вписывается в общую систему ценностных ориентаций человека, связанных с осознанием целей своей учебно‑профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения, высокой эффективностью учебной деятельности и удовлетворённостью её результатами [3].
Таким образом, мы можем полагать, что основное противоречие заключается в том, способен ли сотрудник органов внутренних дел мобилизовать и активизировать свои адаптационные возможности психики для успешного преодоления периода профессиональной адаптации, а также для полной самореализации в профессии, исходя из временных особенностей профессионального самосознания (т. е. представление о себе как о профессионале в прошлом, настоящем и будущем) или же профессиональная адаптация связана с воздействием внутренних и внешних факторов профессиональной (служебной) среды.
Теоретический анализ обозначенной проблемы обуславливает правомерность постановки гипотезы, в целях доказательства которой нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения взаимосвязи особенностей временного аспекта профессионального образа «Я» и особенностей профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России.
В результате эксперимента, в котором участвовало 96 испытуемых, нами было получено 70 показателей. Использование корреляционного анализа для выявления специфики взаимосвязи показателей профессиональной адаптации с особенностями субъективной картины жизненного пути (временного аспекта образа «Я») позволило получить результаты, согласно которым профессиональной адаптации обучающихся способствуют такие особенности временного аспекта образа «Я», как общая включённость событий будущего, направленность на перспективный профессиональный рост, саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности. Профессиональную дезадаптацию обуславливают такие особенности временного аспекта образа «Я», как направленность на прошлое, преобладание событий прошлого в оценки жизненного пути, низкая осмысленность и важность главных событий жизни, а также низкая включённость сфер профессионального развития и саморазвития.
Полученные результаты позволяют убедиться в подтверждении поставленной гипотезы и эффективности теоретического и экспериментального исследования. Проведённая нами работа имеет практическую значимость для специалистов отделов морально-психологической поддержки вузов МВД России, так как разработанные на основе обобщения результатов эмпирического исследования рекомендации, направленные на оптимизацию процесса профессиональной адаптации обучающихся, могут быть предложены в качестве одного из вариантов профилактической и коррекционной работы с обучающимися, испытывающими трудности профессиональной адаптации.
Необходимо подчеркнуть, что перспективная задача практической психологии служебной деятельности состоит в том, чтобы довести разработку средств психологического обеспечения профессиональной адаптации обучающихся и молодых сотрудников органов внутренних дел до уровня технологий. В перспективе теоретического и практического исследования, на наш взгляд, особенно интересным является вопрос об адаптационных возможностях опытных сотрудников органов внутренних дел (например, в ситуации по смене места службы), а также вопрос гендерных особенностей профессиональной (служебной) деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. — М.: Наука, 1989. — 243 с.
- Гришанов, Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев. 1990. — С. 29–41.
- Егорова, Н. Н. Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации педагогов в процессе профессионального становления / Н. Н. Егорова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием / ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива». — Тольятти, 2013. — С. 315–321.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.:Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
- Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. …канд. психол. наук / А. В. Сиомичев. — Л., 1985. — 24 с.