Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петров, А. А. Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации / А. А. Петров. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14004/ (дата обращения: 16.12.2024).



Характер межличностных отношений с позиции социологии и психологии личности изучали И. С. Кон, В. С. Агеев, Г. М. Андреева [1,3,4], которые обосновали, что в процессе выполнения разнообразных функциональных обязанностей у человека возникают дружеские отношения, они всегда имеют предметное содержание и проявляются в общности интересов, целей деятельности. В зависимости от видов деятельности дружеские отношения могут быть утилитарными, т. е. инструментально-деловыми или эмоционально-экспрессивными. Последние проявляются в межличностной симпатии, взаимной потребности в общении как в официальной обстановке, так и неофициальной, и неформальной.

На развитие и становление межличностных отношений большое влияние оказывает психологический климат в коллективе, его сплочённость. Эти факторы изучал А. В. Петровский, предложив классифицировать группы по уровню развития в них межличностных отношений на: 1) диффузные; 2) ассоциативные; 3) коллективные; 4) корпоративные. В диффузных группах межличностные отношения он сравнивает с «песчаной россыпью» [5, с. 51]. В ней каждый человек как песчинка: они все вместе, в тоже самое время живут и действуют отдельно. В этой группе нет того «стержня», который бы соединял людей. Такая ситуация возникает, в том случае, когда люди ещё плохо знают друг друга, пока нет общих интересов, дел, отсутствует авторитетный центр, поэтому в такой «рыхлой, рассыпчатой» группе все существуют вместе формально, удовлетворённости от взаимодействия, общения ни у кого нет.

Группа ассоциативная, по выражению А. В. Петровского, сравнима с «мягкой глиной». Первые усилия по сплочению коллектива не всегда дают желаемых результатов, потому что нет опыта совместной работы. Формальным, объединяющим группу фактором, могут служить Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, требующие поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка. Межличностные отношения в такой группе могут иметь как доброжелательный, так и конфликтный характер. На этом этапе формирования межличностных отношений целесообразно провести тестирование на проверку уровня конфликтности.

Такое исследование проведено с курсантами трёх групп (взводов), им предложен тест на проверку уровня конфликтности. Тест содержал 14 вопросов следующего содержания: 1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других? 2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят? 3) Кто вы в большей степени? 4) Как часто вам приходиться выступать с критическими суждениями? 5) Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? 6) В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно? 7) Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива? 8) Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? 9) Из трёх личностных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего стараетесь изжить в себе? 10) Кто вы в большей степени? 11) Каким человеком считают вас ваши друзья? 12) Против чего вам чаще всего приходиться бороться? 13) Что для вас наиболее характерно? 14) Что вас приходит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

Анализ результатов проведённого исследования осуществлялся в соответствии с методикой В. И. Андреева [2, с.540]. Автор выделяет 10 уровней конфликтности: 1) очень низкий; 2) низкий; 3) ниже среднего; 4) чуть ниже среднего; 5) средний; 6) чуть выше среднего; 7) выше средней; 8) высокий; 9) очень высокий; 10) наивысший. Данные, полученные в ходе опроса показали, что у курсантов первого взвода среднее значение показателя конфликтности оказалось чуть выше среднего, а у курсантов второго и третьего взводов — среднему уровню конфликтности. Отметим, что в этих группах есть курсанты, у которых уровень конфликтности выше среднего (40 % из числа опрошенных).

Результаты проведённого исследования позволяют планировать индивидуальную работу с курсантами по снижению их конфликтности. Без такой работы невозможно установить положительные межличностные отношения, сформировать коллектив или кооперацию. Кооперация, по определению А. В. Петровского, это «мерцающий маяк», в ней есть дружба, желание трудиться сообща, помогать друг другу. Более того, в ней появляется курсант-лидер, который может увлечь, повести за собой. Однако активность у такого лидера проявляется «всплесками». А. В. Петровский характеризует такого лидера как человека, у которого есть организаторские способности, однако он не всегда может собрать свою волю, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Поэтому все члены этой группы будут вести себя примерно также, «загораются», но дело до конца довести не всегда могут [5, с. 144]. По мнению психолога, высшая форма развития группы — это коллектив («горящий факел») в нём основу межличностных отношений определяет дружба, сотрудничество, единая воля, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Таким образом, развитие межличностных отношений в группе идёт постепенно по мере её становления. На каждом этапе организации межличностных отношений в группе необходимо использовать такие педагогические условия, которые способствовали бы не только их становлению, но и развитию. Командирам (начальникам), работающим с группой (подразделением) необходимо знать механизмы развития межличностных отношений. Их не мало, назовём такой, который, как показывает наш опыт и наблюдения является существенным при установлении межличностных отношений — это эмпатия. Она характеризует способность человека сопереживать, откликаться на трудности другого. В литературе выделяют три уровня эмпатии:

I уровень: когнитивный (понимание переживания другого человека, без изменения своего состояния);

II уровень: эмоциональный (человек не только понимает состояние другого, но и сопереживает и сочувствует ему);

III уровень: комплексный (Когнитивный, эмоциональный и поведенческий).

Третий уровень эмпатии характеризуется не только пониманием, чувственным сопереживанием, но и действенностью. Люди, обладающие высоким уровнем эмпатийности, как правило эмоционально отзывчивы.

Следует отметить, что есть ещё немало механизмов, значительно влияющих на межличностные отношения между людьми. В качестве примера приведём ещё один механизм, оказывающий влияние на межличностные отношения, среду обитания людей, условия в которых они общаются. Это связано с видами совместной деятельности в процессе которых устанавливаются межличностные отношения. Так, курсанты учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации живут, учатся, несут службу в наряде, отдыхают вместе круглосуточно. Служба в рядах Российской Армии обладает специфической особенностью. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры: 1) отношения субординации; 2) отношения координации; 3) отношения сотрудничества.

Каждая подструктура обладает межличностными психолого-воспитательными аспектами, оказывающими определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с этими аспектами отношения между военнослужащими принято оценивать, как «соответствующие» или «не соответствующие», а порой и «противоречащие» уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не в полной мере отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению военнослужащим таких проступков, которые не соответствуют развитию положительных качеств личности. Поэтому каждый офицер-воспитатель обязан стремиться к тому, чтобы установить в воинском коллективе уставные взаимоотношения. А на их основе формировать, прежде всего, духовно-нравственные и ценностно-личностные.

Отметим, что два вида отношений на первый взгляд обладают противоречивыми признаками, которые кажутся не совместимыми. С одной стороны, принцип единоначалия требует строгой субординации, которая заключается: 1) в делении всех военнослужащих на начальников и подчиненных, старших и младших; 2) в четком определении их прав и обязанностей; 3) в присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников; 4) оказывать уважение старшим по воинскому званию; 5) строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания воинского приветствия. Таким образом, уставы обязывают не только начальника, но и старшего требовать от подчиненного и младшего соблюдения требований воинской дисциплины и порядка.

С другой стороны, в Общевоинских уставах, как основных воинских документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, отражены принципы, выражающие моральные межличностные отношения. К ним отнесём совокупность таких отношений и таких норм поведения, которые контролируются внутренними потребностями и общественным мнением. Эти отношения включают: 1) нравственную деятельность, обусловленную мотивированными поступками; 2) моральными отношениями военнослужащих друг к другу, которые регулируются нравственными способами регулирования поведения, проявляющиеся в формах долженствования, в требованиях к себе и сослуживцам; 3) моральное (нравственное) сознание как высший уровень понимания значимости межличностных отношений, в решении задач профессиональных, личностных, социальных, военно-патриотических.

Эти отношения могут складываться на микроуровне, внутри взвода в группах (2–3 человека) — диадах или триадах.

На мезоуровне образуются отношения между взводами, а на макроуровне возникает отношения между ротами. Основой межгрупповых отношений могут служить процессы дифференциации и интеграции, которые проявляются в различных видах деятельности. Например, процессы дифференциации осваиваются на занятиях по огневой подготовке, тренажах по строевой подготовке, а также радиационной, химической и биологической защите.

Процессы интеграции позволяют формировать межгрупповые отношения при участии военнослужащих в спортивных соревнованиях (праздниках), смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, смотрах-конкурсах строевой песни.

Таким образом, межличностные, межгрупповые отношения военнослужащих формируются в соответствии с требованиями воинских уставов и педагогических условий реализации этих требований.

Литература:

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: Издательство МГУ, 1983. — 144 с.
  2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  5. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. — М.: «Педагогика», 1979. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, группа, уровень конфликтности, III, ваш коллектив, воинская дисциплина, Петровское, проверка уровня конфликтности, процесс дифференциации, Российская Федерация.

Похожие статьи

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Межличностные отношения как фактор самоактуализации профессиональных и личностных качеств курсантов учебного центра Российской Армии

Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема

Похожие статьи

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Межличностные отношения как фактор самоактуализации профессиональных и личностных качеств курсантов учебного центра Российской Армии

Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема