Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 7317 раз

Библиографическое описание:

Мулюкова, И. Р. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы / И. Р. Мулюкова, Л. А. Саяркин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9093/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Современная действительность требует по-новому смотреть на военнослужащего, его возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Военнослужащий должен проявлять активность и усердие не только в приобретении профессионального мастерства, но и во всестороннем совершенствовании своей личности.

Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания военнослужащих современных требований военно-педагогической науки. Внутренним стержнем самовоспитания является потребность в совершенствовании.

Самовоспитание военнослужащих играет немаловажную, скорее даже определяющую роль в исполнении своего долга перед Отечеством. Тяжело добиться результатов, если военнослужащие не будут целеустремленно, активно и творчески подходить к вопросу самовоспитания и самообразования. Человек в данном случае превращает качества личности, взгляды и действия в объект собственного сознания. Самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс; неприемлемое условие успеха в любой деятельности.

Стремление к самообразованию — это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе.

Для этого нужно создавать такие условия военной службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.

21 век — век информационных технологий, характеризующийся большим потоком информации. Стоит заметить, что для качественного получения необходимых знаний военнослужащий должен уметь ориентироваться в данном потоке и найти свою «иголку в стоге сена».

Одним из немаловажных элементов самостоятельного образования является самовоспитание. Это в свою очередь активная, организованная деятельность военнослужащего по формированию в себе и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.

Обращаем ваше внимание на то, что самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам.

В современных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил, когда военное дело непрерывно усложняется и резко повышается значимость человека в бою, роль самовоспитания воинов еще более возрастает и сохраняет свою актуальность. Задача воина состоит в том, чтобы стать более активным, приобрести волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера, в свою очередь, стараясь приобрести больше положительных качеств. Выполнение данной задачи требует от военнослужащих не только стремления, но и тяжелой, кропотливой работы над собой.

Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных ученых психологов, педагогов и выдающихся военачальников.

Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание — это не внешняя «полировка» личности, а глубокая морально — психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться:

Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями,… только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других.

К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность самовоспитания военнослужащих, отностятся:

        мотивация, побуждающая военнослужащих к работе над собой;

        развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

        чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

        определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

        знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

        сознательная установка на разностороннее самовоспитание;

        психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Педагогический процесс самовоспитания имеет свою логику, пути развития, методы, приемы и средства.

Рассмотрим приведенную ниже схему логического процесса самовоспитания.

Документ1.jpg

 

Наибольшая эффективность самообразования достигается тогда, когда военнослужащий грамотно оценивает уровень своих знаний, умений и навыков, четко определяет направления, в которых ему следует совершенствоваться, ответственно подходит к решению поставленных перед собой задач. Занимаясь самообразованием, он может значительно расширить свои возможности в развитии необходимых как для военной службы, так и для повседневной жизнедеятельности качеств. На самообразование личности в ходе военной службы влияют многие факторы, такие как:

  1.                Характер и условия служебной деятельности;
  2.                Жизненные установки;
  3.                Умение работать с учебным материалом;
  4.                Осуществление самоконтроля.

Вопросам самовоспитания и самообразования большое внимание уделял Александр Васильевич Суворов. Великий полководец не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина, но и оставил советы по самовоспитанию.

Блестящие боевые успехи Суворова обусловливались не только его полководческим талантом, его великим искусством в военном деле на поле боя, но и превосходными военно-педагогическими способностями.

Александр Васильевич подобрал такой метод обучения, который помог ему подготовить армию к победам, и его способы обучения и воспитания войск самобытны, глубоко продуманы и необычайно талантливы.

Он наряду со своими несравнимыми навыками полководца также развил в себе качества военного педагога, его идеи в этой области и поныне не осуществлены другими во всей их полноте. Ведь нельзя здесь ограничиться одной подражательностью, необходимо вникнуть в саму суть возникающих на пути самообразования, проблем, научиться решать их самостоятельно.

Стоит заметить, что самовоспитание — явление социальное. Оно присуще воину, осознающему себя в коллективе, в системе воинских взаимоотношений и межличностных связей.

Воинский коллектив — социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно — правовым положением различных должностных категорий. Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами:

        взаимными интересами и целями;

        симпатиями и антипатиями;

        потребностями в дружбе и общении;

        качествами личности.

Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки. В сплочении воинских коллективов офицеры чаще всего опираются на воинов, способных самостоятельно, творчески и, что не маловажно, с чувством ответственности выполнять порученные им задачи.

Самосовершенствование в воинском коллективе, процесс как вы догадались не простой, что еще раз акцентирует наше внимание на то том, что необходимо воспитывать себя, воспитывать в себе чувства ответственности, коллективизма и товарищества.

Таким образом, условия развития Вооруженных Сил Российской Федерации в современной обстановке потребовали посмотреть на воинов, их возможности и способности в выполнении своего воинского долга. Военнослужащий должен сам проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее, поскольку в современном мире именно он является ярким примером патриотизма, высокой морали и целеустремленности.

Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военнослужащий, воинский коллектив, самовоспитание, возможность, задача, качество личности, чувство ответственности.

Похожие статьи

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования

Патриотическое воспитание курсантов и его виды

Воспитание физических качеств курсантов посредством новых физических упражнений

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Повседневная деятельность местного гарнизона пожарной охраны: сущность и содержание

Соблюдение трудовой дисциплины в зависимости от разных типов поведения работников организации

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Похожие статьи

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания военнослужащих на этапе получения профессионального образования

Патриотическое воспитание курсантов и его виды

Воспитание физических качеств курсантов посредством новых физических упражнений

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Повседневная деятельность местного гарнизона пожарной охраны: сущность и содержание

Соблюдение трудовой дисциплины в зависимости от разных типов поведения работников организации

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России