Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы
Авторы: Мулюкова Илюза Радиковна, Саяркин Леонид Андреевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 7317 раз
Библиографическое описание:
Мулюкова, И. Р. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы / И. Р. Мулюкова, Л. А. Саяркин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9093/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная действительность требует по-новому смотреть на военнослужащего, его возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Военнослужащий должен проявлять активность и усердие не только в приобретении профессионального мастерства, но и во всестороннем совершенствовании своей личности.
Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания военнослужащих современных требований военно-педагогической науки. Внутренним стержнем самовоспитания является потребность в совершенствовании.
Самовоспитание военнослужащих играет немаловажную, скорее даже определяющую роль в исполнении своего долга перед Отечеством. Тяжело добиться результатов, если военнослужащие не будут целеустремленно, активно и творчески подходить к вопросу самовоспитания и самообразования. Человек в данном случае превращает качества личности, взгляды и действия в объект собственного сознания. Самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс; неприемлемое условие успеха в любой деятельности.
Стремление к самообразованию — это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе.
Для этого нужно создавать такие условия военной службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.
21 век — век информационных технологий, характеризующийся большим потоком информации. Стоит заметить, что для качественного получения необходимых знаний военнослужащий должен уметь ориентироваться в данном потоке и найти свою «иголку в стоге сена».
Одним из немаловажных элементов самостоятельного образования является самовоспитание. Это в свою очередь активная, организованная деятельность военнослужащего по формированию в себе и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.
Обращаем ваше внимание на то, что самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам.
В современных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил, когда военное дело непрерывно усложняется и резко повышается значимость человека в бою, роль самовоспитания воинов еще более возрастает и сохраняет свою актуальность. Задача воина состоит в том, чтобы стать более активным, приобрести волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера, в свою очередь, стараясь приобрести больше положительных качеств. Выполнение данной задачи требует от военнослужащих не только стремления, но и тяжелой, кропотливой работы над собой.
Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных ученых психологов, педагогов и выдающихся военачальников.
Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание — это не внешняя «полировка» личности, а глубокая морально — психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться:
Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями,… только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других.
К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность самовоспитания военнослужащих, отностятся:
мотивация, побуждающая военнослужащих к работе над собой;
развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;
чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;
определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;
знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;
сознательная установка на разностороннее самовоспитание;
психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.
Педагогический процесс самовоспитания имеет свою логику, пути развития, методы, приемы и средства.
Рассмотрим приведенную ниже схему логического процесса самовоспитания.
Наибольшая эффективность самообразования достигается тогда, когда военнослужащий грамотно оценивает уровень своих знаний, умений и навыков, четко определяет направления, в которых ему следует совершенствоваться, ответственно подходит к решению поставленных перед собой задач. Занимаясь самообразованием, он может значительно расширить свои возможности в развитии необходимых как для военной службы, так и для повседневной жизнедеятельности качеств. На самообразование личности в ходе военной службы влияют многие факторы, такие как:
- Характер и условия служебной деятельности;
- Жизненные установки;
- Умение работать с учебным материалом;
- Осуществление самоконтроля.
Вопросам самовоспитания и самообразования большое внимание уделял Александр Васильевич Суворов. Великий полководец не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина, но и оставил советы по самовоспитанию.
Блестящие боевые успехи Суворова обусловливались не только его полководческим талантом, его великим искусством в военном деле на поле боя, но и превосходными военно-педагогическими способностями.
Александр Васильевич подобрал такой метод обучения, который помог ему подготовить армию к победам, и его способы обучения и воспитания войск самобытны, глубоко продуманы и необычайно талантливы.
Он наряду со своими несравнимыми навыками полководца также развил в себе качества военного педагога, его идеи в этой области и поныне не осуществлены другими во всей их полноте. Ведь нельзя здесь ограничиться одной подражательностью, необходимо вникнуть в саму суть возникающих на пути самообразования, проблем, научиться решать их самостоятельно.
Стоит заметить, что самовоспитание — явление социальное. Оно присуще воину, осознающему себя в коллективе, в системе воинских взаимоотношений и межличностных связей.
Воинский коллектив — социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно — правовым положением различных должностных категорий. Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами:
взаимными интересами и целями;
симпатиями и антипатиями;
потребностями в дружбе и общении;
качествами личности.
Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки. В сплочении воинских коллективов офицеры чаще всего опираются на воинов, способных самостоятельно, творчески и, что не маловажно, с чувством ответственности выполнять порученные им задачи.
Самосовершенствование в воинском коллективе, процесс как вы догадались не простой, что еще раз акцентирует наше внимание на то том, что необходимо воспитывать себя, воспитывать в себе чувства ответственности, коллективизма и товарищества.
Таким образом, условия развития Вооруженных Сил Российской Федерации в современной обстановке потребовали посмотреть на воинов, их возможности и способности в выполнении своего воинского долга. Военнослужащий должен сам проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее, поскольку в современном мире именно он является ярким примером патриотизма, высокой морали и целеустремленности.