Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении
Автор: Пилипчук Дмитрий Викторович
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.
Дата публикации: 11.02.2022
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Пилипчук, Д. В. Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении / Д. В. Пилипчук. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 1-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7091/ (дата обращения: 16.12.2024).
Суворовское военное училище — это образовательная система особого типа, относящаяся к группе профессионально детерминированных систем. Главной особенностью образовательного учреждения такого типа является обособленность и военно-профессиональная направленность обучения и воспитания. Основное предназначение Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, — создание оптимальных условий для развития талантливой и высокопрофессиональной молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести, и ориентированной на военную или иную государственную службу. На педагогический коллектив училища возлагается особая ответственность за достижение обучающимися личностных результатов, определенные ФГОС: формирование у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности училища.
Личностная активность воспитанников по-разному проявляется на разных возрастных этапах. Необходимость в развитии этих процессов наиболее актуальна на старших курсах. Перед воспитанником шестого-седьмого курса встает проблема выбора будущей профессии, он осваивает пути реализации себя во «взрослом» мире, способы утверждения своего «Я» и сталкивается при этом со многими трудностями. Вот почему так важно вовремя оказать педагогическую помощь воспитанникам в самоопределении, помочь ему в осознанном выборе, преодолении трудностей, обеспечить условия для его саморазвития.
Одной из составляющих педагогической поддержки самоопределения обучающихся старших курсов является поддержка в них процессов самопознания и самоанализа. Самоанализ влияет на процесс самосознания в целом, изменяет статичные характеристики самосознания (знания и представления о себе, самооценку и самопринятие, способы и формы самореализации), стимулирует развитие его динамичных составляющих (самопознание, самоотношение, процессы самореализации и саморегуляции в общении и деятельности). Самоанализ рассматривается, как способность индивида сделать самого себя (свои знания, чувства, отношение, поведение) предметом специального рассмотрения и практического преобразования, как способ существования, который выводит человека из «непосредственного потока жизни», как отстраненный взгляд на себя и свою проблему. Самоанализ выступает как основа, условие для осознанного выбора и одновременно как путь (способ и средство) решения ситуации выбора, который ставит личность перед необходимостью осознания собственных мотивов, целей, соотнесения их с имеющимися средствами.
Следовательно, становление и развитие процессов самоанализа делает жизнь обучающегося более осознанной, помогает ему реально анализировать свои проблемы, в том числе кризисные ситуации, программировать последствия своих действий, воспринимать неожиданные ситуации с позиции аналитика, быть более стрессоустойчивым и независимым от негативных внешних влияний.
Главная цель педагогической поддержки воспитанника старших курсов в становлении у него навыков самоанализа — помочь так построить познание себя и анализ своих поступков, чтобы они стали действенной силой, создающей благоприятные внутренние условия для осознанного жизненного самоопределения, внутренней уверенности в правильном принятии самостоятельных решений, формирующей в них чувство ответственности за сделанный выбор.
Педагогическую поддержку старшекурсников в становлении у них самоанализа можно представить как ряд педагогических условий, стимулирующих самостоятельную деятельность обучающихся. Сказанное отражено в таблице, где показана взаимосвязь предмета педагогической поддержки и педагогических условий, способствующих его развитию.
Педагогические условия |
Предмет педагогической поддержки |
1. Расширение информационного поля о себе |
1. Стремление старшекурсника к самопознанию |
2. Соотнесение различной информации о себе, выявление проблем, вытекающих из этого. |
2. Стремление к анализу |
3. Определение наличных способов для разрешения появившихся проблем, вариантов поведения в кризисных ситуациях |
3. Стремление старшекурсника к осознанию себя как субъекта анализа, к самоанализу (что хочу, что могу, за что отвечаю, чему хочу научиться...) |
4. Условия, требующие проявления деятельности самоанализа для решения внутренних конфликтов или противоречий со средой. Самоанализ готовности (своего желания и старых средств) двигаться в развитии новых способов самоопределения как проекта своей жизнедеятельности |
4. Готовность старшекурсника к субъектности (способность к осознанному выбору в сложных и проблемных ситуациях, готовность нести за него ответственность), к деятельности по самоопределению |
Каковы же средства такой педагогической деятельности?
В первом предмете педагогической поддержки — это упражнения на личностно-значимое общение, групповые дискуссии, упражнения и тесты на самопознание и самодиагностику. Во втором предмете педагогической поддержки осуществляется проблематизация полученных знаний о себе через сравнение с прежними представлениями, с мнением других, выявление явных и скрытых противоречий в связи с определением значимости для себя той или иной информации. Это происходит через групповую и диадную работу, самостоятельную работу и через индивидуальную работу с воспитателем.
В третьем предмете педагогической поддержки реализуется поиск разрешения противоречий посредством актуализации прежнего опыта и определения наличных возможностей и средств по снятию противоречий (мини-лекции, информационные сообщения воспитателя, позволяющие по-новому взглянуть на выявленные проблемы и способы их разрешения), стимулирования дальнейшей работы старшекурсников с данной проблемой и получения новой информации о способах самоанализа.
В четвертом предмете педагогической поддержки происходит отработка новой информации о способах самоанализа (в смоделированных педагогом ситуациях), с помощью упражнений в группе, диадах, самостоятельной работы суворовцев с последующим обсуждением результатов в группе и индивидуальной беседе с воспитателем.
Пример такой педагогической работы представлен в технологической карте внеклассного занятия.
Технологическая карта классного часа
Тема |
«Самовоспитание — высшая форма самосовершенствования » |
Цель |
Педагог: создание условий для развития таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой. Обучающийся: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции |
Основные понятия |
Самовоспитание, самосовершенствование, целеустремленность, воля |
Планируемые результаты
личностные |
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способность к нравственному самосовершенствованию |
|
метапредметные |
познавательные |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
регулятивные |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее |
|
коммуникативные |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью |
|
Ведущая технология |
Технология этического диалога |
|
Ход классного часа
№ п/п |
Технологические этапы классного часа |
Метод/прием |
Деятельность суворовцев |
Время |
1 |
Постановка проблемы |
Сообщение темы и цели занятия |
Суворовцы читают эпиграф к занятию, выявляют проблему, определяют тему и цель разговора |
3 мин |
2 |
Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников |
Беседа |
Суворовцы смотрят видеоролик «Самовоспитание личности. А кто воспитывает тебя?», внимательно слушают, принимают активное участие в беседе, высказываются |
25 мин |
3 |
Выдвижение альтернативных вариантов |
Тест на саморазвитие |
Суворовцы проходят тестирование на саморазвитие |
7 мин |
4 |
Конфронтация — участников — (противостояние взглядов) |
Способы самовоспитания |
Размышляют о себе, осознают свои мотивы и побуждения, формулируют оценочные суждения о себе |
5 мин |
5 |
Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства |
Подведение итогов |
Обобщают материал классного часа |
3 мин |
6 |
Рефлексия |
Самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя» |
Выстраивают логическую цепочку достижения воспитательных целей занятия |
2 мин |
Конспект классного часа
№ п/п |
Организационные этапы классного часа |
Задача этапа |
Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
1 |
Целеполагание |
Определение цели занятия, приучение суворовцев к необходимости определять цель любого действия |
ЭПИГРАФ: «Кем бы ты ни был — будь лучше» Авраам Линкольн, 16-й президент США Воспитатель: Прочитайте эпиграф нашего занятия. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего? Суворовцы : (отвечают) Воспитатель: Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию — у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать. А как человек может стать лучше? Суворовцы : (высказывают предположения) Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием. Воспитатель: Сегодняшний классный час мы и посвятим вопросу самовоспитания. |
2 |
Информационный блок |
Актуализация знаний о понятиях самовоспитание, самосовершенствование |
Видеоролик — «Самовоспитание личности. А кто воспитывает тебя?» — 1,20 мин. Воспитатель: Во многих случаях люди, в том числе и многие суворовцы, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы. Самовоспитание — это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает. Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела. Средних дарований человек использует лишь 4 % своих нервных клеток. Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинать развитие своих способностей. Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде. Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество — целеустремленность. Именно целеустремленность позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и их способности рано гаснут. Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремленности, необходимо развитие воли. Воля — наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем. Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом все возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу — поставьте. Не хочется звонить по делу — позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе — и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду. |
3 |
Тест на саморазвитие. Диаг-ностика реализации потреб-ностей в саморазвитии |
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное |
Воспитатель: Саморазвитие или самовоспитание — это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха. Тест на саморазвитие Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 — скорее соответствует, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее не соответствует; 1 — не соответствует. Тестовый материал 1. Я стремлюсь изучить себя. 2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами. 3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. 6. Я анализирую свои чувства и опыт. 7. Я много читаю. 8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности. 10.Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. 13.Я получаю удовольствие от освоения нового. 14. Возрастающая ответственность не пугает меня. 15.Я положительно отнесся бы к продвижению по службе. Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что саморазвитие на данный момент остановилось. Саморазвитие, т. е. творчество, направленное “внутрь”, на свою личность — это часть индивидуального стиля жизнедеятельности. Саморазвитие предполагает динамику таких свойств личности и способностей, как эмпатия, искренность, открытость, доверие, ответственность, позитивное отношение к себе и другим, внимание к миру, понимание себя, следование общечеловеческим ценностям, гуманистическая направленность. |
4 |
Воспитывающие ситуации |
Искать свой самый лучший способ само-воспитания. |
Видеоролик «Саморазвитие и самосовершенствование. Ответственность» — 2 мин. Воспитатель: Что же такое самовоспитание? Суворовцы: «Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития». Все задумываются над своим совершенствованием, предпринимают попытки работать над собой. Чаще всего это делают люди, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает. Воспитатель: Изучая биографии великих людей, мы убеждаемся, что большинство из них своими заслугами обязаны сами себе. Проще — они сами себя сделали: воспитали характер, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования, занимались самовоспитанием. Суворовец 1: Большое значение самовоспитанию придавал Л . Н . Толстой . В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления: — «Я дурен собой, неловок, …, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок». — «Я несдержан, нерешителен, непостоянен, …». — «Я не аккуратен в жизни и так ленив…». — «Я умен…». — «Я честен, т. е. люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра — славу». Л. Н. Толстой намечает программу исправления себя: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков» бесхарактерности, раздражительности и лени». Затем в дневнике Л. Н. Толстого можно найти записи — результаты над собой: «Я много переменился, но все же не достиг той степени совершенства, которого бы мне хотелось бы достигнуть». Суворовец 2: Русский писатель, классик мировой литературы А . П . Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен тебе сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр…. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». В марте1886 года А. П. Чехов пишет своему брату Н. П. Чехову письмо. В нем содержится своеобразная программа самовоспитания. «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал...нужны беспрерывный труд, вечное чтение, штудировка, воля...Тут дорог каждый час… Воспитанные люди... уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! … Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в глазах говорящего. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Им нужен в здоровом теле здоровый дух. Таковы воспитанные»... Воспитатель: Таких подобных примеров много, когда человек, благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой самосовершенствовался и развивал у себя лучшие личностные качества. Один мудрый человек сказал: «Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!» Французский философ и писатель Жан Поль Сартр утверждал, что «Человек есть только то, что он сам из себя делает» , подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. |
5 |
Подведение итогов |
Обобщение материала классного часа |
Воспитатель: Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать одинаковых рецептов для всех. Каждый человек уникален, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе адекватную оценку ну и, конечно же, работать над собой. Самовоспитание это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. «Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера» . Дзигоро Кано, выдающийся японский педагог, мастер боевых искусств, создатель дзюдо. (В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для насмешек со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдо. В 1907 году Дзигоро Кано стал руководителем самой влиятельной японской спортивной организации, был избран членом Международного олимпийского комитета) |
6 |
Рефлексия |
Способствовать осмыслению материала классного часа. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств |
Воспитатель: Что нового узнали вы во время нашей беседы? Какие выводы для себя сделали? Выберите начало фразы и продолжите её. Сегодня я узнал… Я понял, что… Меня удивило… Я попробую… Я почувствовал, что… Мне захотелось… Суворовцы: (отвечают) Подумайте над этими важными вопросами. Пусть каждый попробует составить личную программу для самосовершенствования |
Список литературы
1. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.
2. Соловьева А. Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -20 с.
3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.