Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев
Автор: Пахомов Вячеслав Владимирович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 23.02.2021
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Пахомов, В. В. Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев / В. В. Пахомов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6051/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема самоопределения есть прежде всего проблема определения своего образа жизни. [1]
С. Л. Рубинштейн
В Декларацию прав ребенка, провозглашенной 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН [2], включён принцип наличия права получить образование, которое должно быть бесплатным и обязательным и которое способствовало бы его общему культурному развитию. Благодаря этому образованию ребёнок мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Современная система образования Российской Федерации стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной ее цели — развитие физически, нравственно здоровой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [3] устанавливает основные понятия как-то: «…образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Довузовские образовательные учреждения, в том числе и суворовские военные училища, программы обучения и воспитания составляют как единый процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Программы формируют у суворовцев мотивацию получения образования в течение всей жизни и развития личности в условиях самоопределения, социализации на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества и государства.
Программы воспитания и социализации обучающихся в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище составляются по нескольким направлениям воспитания:
− гражданско-патриотическое воспитание;
− воспитание социальной ответственности и компетентности;
− нравственно-эстетическое воспитание;
− физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и экологической культуры;
− воинское воспитание и военно-профессиональная ориентация;
− трудовое воспитание.
Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей суворовских коллективов. Особенно сложным периодом при обучении и воспитании является подростковый период. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Возраст от 14 до 17 лет — переходный и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьёзные изменения в жизнь подростка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения между суворовцами.
Суворовцам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту. Проблема этого возраста — несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Работа педагогов и воспитателей должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений и пробуждать в ученике стремление к образованию.
В настоящее время проблема самоопределения суворовцев старших классов очень актуальна. Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод о недостаточной готовности воспитанников к профессиональному самоопределению. Многие суворовцы выбирают профессию и экзамены для итоговой аттестации интуитивно, под влиянием случайных факторов.
Трудности возникают из-за отсутствия у них адекватных представлений о том, что такое военно-профессиональная пригодность, как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои возможности, без учета склонностей, интересов, мотивации.
Решением данных задач является использование различных образовательных технологий. Так, например, организационно-деятельная технология развития критического мышления. Применительно к условиям стремительно развивающихся экономик мира, IP-технологий, технологий создания искусственного интеллекта требуется развитая и образованная личность, владеющая определенным субъективным опытом, способная ориентироваться в постоянно меняющихся объективных условиях.
В текущей повседневной деятельности суворовцев учебного курса проявляются факты недостаточно развитых личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения, а именно — слабо развиты способность к саморазвитию, ответственность, самостоятельность, критичность суждений. Некоторые суворовцы не предполагают в будущем выбор службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
Необходимость формирования представлений о мире военных профессий и соотнесение индивидуальных особенностей и возможностей с требованиями выбираемой профессии, обуславливают выбор мероприятий внеурочной деятельности обучающихся в суворовском военном училище с целью устранения вышеперечисленных противоречий.
Таким образом, воспитателям учебного курса в своей учебно-воспитательной работе необходимо руководствоваться задачами:
− знакомить суворовцев с многообразием мира военных профессий и специальностей;
− определять степень информированности суворовцев о мире профессий, соотнести знания с возможностями;
− дать представление о профессиональной пригодности;
− постепенно сформировать у воспитанников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
В свою очередь суворовцам в своей учебной деятельности, исходя из получаемой информации, необходимо:
− учиться формированию профессионально-этических норм поведения, ответственности, коллективизма и гордости за свою принадлежность к Вооруженным силам;
− профессионально самоопределиться в период профильного обучения для поступления и обучения в высших военных учебных заведениях, к службе в Вооруженных силах России.
Решению перечисленных задач и целей в образовании помогает технология развития критического мышления обучающихся. Она хорошо «ложится на почву» периода сознательного профессионального самоопределения подростка. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского. Он писал: «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [4].
При этом важно сформировать у обучающихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
− находить требующуюся информацию в различных источниках;
− критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
− систематизировать информацию по заданным признакам;
− переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
− видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
− находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
− устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
− уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
− уметь вычленять главное в информационном сообщении и т. д.
Суть медиаобразования ясно отражена в мыслях Я. А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию» [5].
Таким образом, не объем знаний или количество информации, уложенное в голову воспитанника, является целью воспитания и образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения и воспитания.
В основе технологии развития критического мышления лежит трехфазовая структура занятия.
Технологические этапы:
I фаза — вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой формации)
II фаза — осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза — рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что фазы именно рефлексии имеют большое значение для развития знаний воспитанников. В этом контексте рефлексия имеет значение для отслеживания результата обучения. Фаза рефлексии позволяет диагностировать результативность работы в режиме технологии развития критического мышления.
На этапе рефлексии происходит обмен воспитателя и воспитанника мнениями о новой информации, понимание о степени «глубины приобретения» нового знания, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний и выработка собственной позиции суворовцем.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что воспитанник в процессе обучения на внеклассном занятии сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Важную роль данная технология играет при организации внеурочных мероприятий с участием воспитанников старших классов, в период формирования их личностной зрелости, планирования своего профессионального будущего и ответственности за принятие решения о выборе профессии.
Одной из целей обучения ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище» МО РФ является ориентирование выпускников на дальнейшее поступление и обучение в ВУЗах Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с этим интересным являются результаты диагностических исследований, проведенных по плану психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения суворовцев девятых классов. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Всего участников |
Поступление в ВУЗы МО РФ и силовые структуры |
Поступление в гражданские вузы |
Не определились |
|||
количество |
% |
количество |
% |
количество |
% |
|
72 |
45 |
62,5 |
15 |
20,8 |
12 |
16,7 |
Исходя из этих данных, педагогам и воспитателям при обучении этих суворовцев в 10–11-х классах необходимо больше внимания уделять проведению целенаправленной работы по профессиональному самоопределению среди них с опорой на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Также, в ходе исследования выяснены такие показатели:
− личное решение суворовца в выборе профессии — 16,7 %
− совместное решение суворовца и родителя — 81,9 %
− решение родителя в выборе профессии — 1,4 %
Приведенные цифры говорят о том, что основное количество суворовцев находится на этапе неопределенной и навязанной профессиональной идентичности. Все это подтверждает вышеуказанную проблему осознанного, то есть личностного выбора профессионального самоопределения суворовцев и предопределяет задачи и направления учебно-воспитательной работы педагогического состава выпускных классов.
На основании представленного материала можно сделать вывод, что в учебном заведении закрытого типа, как суворовское военное училище, с регламентированными условиями проживания и обучения при организации учебной и внеклассной деятельности суворовцев 9–11-х классов необходимо применять педагогическую технологию развития критического мышления.
На этапе профильного обучения данная педагогическая технология может способствовать профессиональному и личностному росту суворовцев.
Литература:
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 2012. -720 с
- Декларация прав ребёнка. Принцип 7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти Т. Т.4. Детская психология./Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984. -432 с
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.