Ресурсы безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романов, А. И. Ресурсы безопасности жизнедеятельности / А. И. Романов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1470/ (дата обращения: 21.11.2024).



Основой развития общества, экономики, политической системы, социальных структур, техносферы является трудовая деятельность индивидуумов, объединенных в организационные структуры, на основе общих и индивидуальных потребностей, воплощенных в соответствующие цели и задачи. Трудовая деятельность также является объективной потребностью развития личности. Такие понятия как трудовая деятельность, труд определены и приведены в различных источниках.

Основой труда является взаимодействие не индивидуумов, как таковых, а взаимодействие их ресурсов, использование ресурсов средств труда с целью создания предмета труда, обладающими новыми ресурсами, которые характеризуют ценность нового предмета.

Развитие природы основывается на взаимодействии биоресурсов в соответствии с объективными законами существования и развития материи. Труд, как процесс преобразования природы, привнес человек. Данное преобразование заключается в создании и совершенствовании техносферы, как среды обитания человека. Понятие трудовой процесс включает не только использование материальных ресурсов, но и ресурсов человека.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, производственный процесс, фенотипические ресурсы, профессиональные ресурсы, запас, резерв.

Основные результаты

Ускорение темпов и расширение масштабов производственной деятельности в современных условиях неразрывно связано с возрастающим использованием энергонасыщенных технологий, большей потребностью в подготовленных специалистах, обладающих высокой психологической устойчивостью, непрерывном производственном процессе. Следует иметь в виду, что большинство объектов экономики работают за преде­лами проектного ресурса. В результате возрастает потенциальная угроза для здоровья и жизни людей, окружающей среды, материальной базы производства. Как показывает статистика, аварии с человеческими жертвами возникают из-за износа оборудования, отсутствия ресурсов для его обслуживания, психологической усталости персонала.

Безопасность на производстве, безопасность жизнедеятельности, безопасность техносферы объединены общими свойствами, характеризующимися взаимосвязь результатов деятельности людей для достижения целей по обеспечению безопасности в данных сферах деятельности. Сущность деятельности это взаимодействие различных видов ресурсов.

Ресурсная теория, первоначально разработанная в трудах Э. Пенроуз [Penrose, 1959], Б. Вернерфельта [Wernerfelt, 1984], Р. Рамелта [Rumelt, 1987], Д. Тиса [Teece et al., 1990], Дж. Барни [Barney, 1991], М. Петераф [Peteraf, 1993], К. Коннера и К. Прахалада [Conner, Prahalad, 1996] и других как одно из направлений в теории фирмы.

Наиболее распространенным инструментом для анализа ресурсов и способностей, определения их ценности и эффективности использования является так называемый VRIO-анализ разработан­ный Дж. Барни [4] в 1991 году.

VRIO-анализ позволяет оценить ресурсы и способности компании по четырем критериям: ценность (value), редкость (rarity), имитируемость/воспроизводимость (imitability) и организованность (organization).

Кроме понятия ресурс другим важным элементом ресурсного подхода стала идея «способности» (capability) или «компетенции» (competence) организации. Стержневыми компетенциями является результат коллективного опыта организации в целом, который формирует основные отличительные ценности и преимущества в определенной сфере деятельности. На базе стержневых компетенций формируется стратегическая архитектура – своего рода карта будущего развития организации.

С этимологический точки зрения ресурсы — древнефранцузское "resourdre" – подниматься снова, вставать еще раз. Его корневой смысл (re – снова, sourdrе – возникать, вырасти, взойти) – возобновление. В переводе с китайского – источник средств [7].

В Большом Энциклопедическом словаре дано следующие определение понятия ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство) – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические ресурсы).

В переводе с китайского ресурсы означают «цзыюань» – источник средств. Отсюда вытекает, что сущность деятельности – это взаимодействие различных видов ресурсов. С точки зрения ресурсной теории охрана труда — это охрана ресурсов человека [8].

С точки зрения системного подхода система, объекты, субъекты, предметы, вне зависимости от природы возникновения и количественно-качественных характеристик обладают собственными ресурсами для осуществления какой-либо деятельности. Ресурс неотделим от источника, который обладает им. Вместе с тем, ресурсы являются источником какой-либо деятельности. [1] Первоначально это были человеческие и природные ресурсы. В дальнейшем добавляются ресурсы предметов и средств труда.

Любой биологический объект в процессе своей жизнедеятельности получает от внешней среды необходимые ему вещество, энергию, информацию.

Человеческий организм – это динамическая самоуправляемая целостная бинарная система и может рассматриваться как:

1. Закрытая, с точки зрения внутреннего метаболизма и обмена энергией с внешней средой – в виде диссипативной энергии.

2. Открытая, с точки зрения обмена веществом (пища, дыхание, вывод из организма продуктов переработки, медицинские процедуры – лекарства), энергией (работа во внешней среда, медицинские процедуры – полевое воздействие), информацией (самостоятельно, в социальной среде).

Ресурсы это источник устойчивого развития и прогресса. Источник устойчивого развития можно характеризовать как потенциал системы, объекта, предмета.

Значение слова Потенциал по словарю Ушакова: Совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь [6].

С точки зрения производственной деятельности ресурсы субъекта включают:

 фенотипические ресурсы (физиологические, психологические, интеллектуальные, креативные),

 профессиональные ресурсы (знания, умения, навыки).

Фенотипические ресурсы — представляют собой совокупность потенциалов людей на фенотипическом уровне, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ.

Виды человеческого ресурсов [2]

 восполнимыми (здоровье, эмоции)

 невосполнимым (возрастная энергетика, срок жизни)

 накапливаемый (интеллект, знания, навыки)

 внутренними (здоровье, интеллект, креативность, эмоции).

Для обеспечения устойчивой и безопасной деятельности необходимо текущие ресурсы в виде запаса и ресурсы на случай непредвиденных ситуаций в качестве определенного резерва. Запас это ресурсы, используемые при необходимости, а резерв это ресурсы, сохраняемые на случай надобности, при наступлении непредвиденных ситуаций [3].

Наиболее значимым ресурсом является физиологический, т.к. он материальной основой для производства материальных и духовных благ.

Физиологический ресурс в целом составляет функциональные ресурсы множества физиологических систем организма и слагается из ресурсов физиологических систем защиты здоровья, включая в качестве основных метаболические, иммунные, физиологические и психофизиологические [2].

Физиологический ресурс включает в себя:

 запас, который реализуется в допороговых возможностях человека, и которые могут полностью восстанавливаться;

 резерв, который используется в критических ситуациях и требует для восстановления дополнительного времени, иногда с использованием сил и средств системы здравоохранения.

Количественным значением интеграла функции потенциала физиологического ресурса является отношение объема физической работы, который работник способен выполнить за единицу времени.

В общем случае необходимым потенциалом ресурса является разность между возможностями и потребностями в данном виде ресурса, необходимыми для ведения трудового процесса.

(1)

при этом потенциал ресурса сопоставим с объемом возложенного задания .

(2)

Так как объем предполагаемых работ зависит от производительности труда и времени выполнения работ , то

(3)

Таким образом, потенциал физиологического ресурса зависит от трудоспособности работника и времени выполнения работ. Интегральная зависимость показывает изменения физиологического потенциала и трудоспособности в трудовом процессе под влиянием различных факторов (флуктуаций).

Физиологический ресурс, а вместе с ним и его потенциал имеет тенденцию с возрастом снижаться.

Психологический ресурс человека – этокачественная мера ответной реакции на внешнюю и внутреннюю среду человека или на изменение этих сред. Под внутренней психологической средой человека понимается баланс собственных желаний и восприятий. Баланс характеризуется степенью удовлетворения собственными действиями для удовлетворения собственных потребностей.

Под внешней психологической средой человека понимается внешнее психологическое воздействие. В большинстве случаев это внешние эмоциональные потоки. Психологический ресурс (психологическая устойчивость) позволяет воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы и управлять ими, с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности деятельности организации.

Психологический ресурс включает в себя:

 запас – эмоции, хоризма, комплементарность и т.п. в ходе трудового процесса

 резерв – ресурс, который используется в преодоление жизненных кризисов (смерть близких людей, ответственность за резкое ухудшение жизненного статуса, нервные срывы и т.п.).

Психологический ресурс оказывает непосредственное влияние на объем выполненной работы и на трудоспособность работника, как на увеличение, так и на её снижение. Потенциал психологического ресурса это уровень мотивации работника.

(4)

Таким образом, потенциал психологического ресурса является интегральной функцией изменения трудоспособности работника в трудовом процессе. Он зависит не только от результатов проводимой работы, но и влияния различных факторов (флуктуаций).

Интеллектуальный ресурс человека – потенциал, умственного развития личности. который может иметь вещественную и невещественную формы в виде изобретений, ноу-хау, информационно-коммуникационных технологиях и т.д.

Интеллектуальныйресурс включает в себя:

 запас – способность к эффективной переработки потоков информации и проведения трудовой деятельности

 резерв – талант, в отдельных случаях гениальность к определенным видам трудовой деятельности, которые могут реализоваться как в процессе трудовой деятельности, так и спонтанно, и выражаться через творчество.

Пиком интеллектуального ресурса является оценка собственной самодостаточности и самореализации.

Количественным значением интеграла функции интеллектуальногоресурса является объем обработанной информации за единицу времени. Под обработкой информации понимается уяснение информации, её перекодировка, разработка обоснованных результатов.

(5)

Интеллектуальныйресурс является потенциалом, определяющим трудоспособность работников умственного труда и влияющим на производительность в целом.

Креативный ресурс (от англ. create – создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Креативный ресурс включает в себя:

 запас – совершенствование процесса труда;

 резерв – способность к нестандартным выходам из сложных ситуаций.

Креативный ресурс это фенотипический ресурс, характеризующий творческие способности.

Потенциалом креативного ресурса является:

Количественным значением интегральной функции креативного ресурса является изменение объема нестандартных преобразований потоков информации за единицу времени.

(6)

Креативный ресурс также как и интеллектуальныйявляется потенциалом, определяющим трудоспособность работников умственного труда, и также влияет на производительность труда.

Таким образом, креативный потенциал является интегральной функцией изменения трудоспособности работника умственного труда. Он зависит не только от результатов проводимой работы, но и влияния различных факторов (флуктуаций).

Фенотипический ресурс является суммой физиологического, психологического, интеллектуального, креативного ресурсов:

(7)

или раскрывая состав данных ресурсов, интегрируем их взаимодействие:

(8)

Таким образом, фенотипический ресурс является обобщенным потенциалом, определяющим трудоспособность работников умственного труда, и также влияющим на производительность труда. Он является базой для формирования профессиональный ресурса.

Профессиональный ресурс – приобретенные и используемые в трудовой деятельности знания, навыки, умения.

Количественным значением интеграла функции профессионального ресурса является производительность труда.

(9)

Соотношение профессионального и фенотипического ресурса.

Формирование профессионального (приобретенного в ходе профессиональной деятельности) ресурса целиком базируется на имеемом фенотипическом (врожденном) ресурсе. Вместе с тем, совершенствование фенотипического ресурса зависит от уровня профессионального ресурса (рис. 1).

Рис. 1 Соотношение профессионального и фенотипического ресурса

Анализ взаимодействия профессиональных ресурсов и фенотипических показывает, что критерием устойчивости и безопасности трудового процесса является соотношение данных ресурсов. Фенотипические ресурсы подвержены влиянию энтропии внешней среды, в том числе средств труда. Профессиональные ресурсы в трудовом процессе практически не меняются. Для того, чтобы работник смог выполнить возложенное задание необходимо чтобы:

 потенциал профессиональных ресурсов соответствовал уровню сложности данного задания;

 потенциал фенотипических ресурсов был выше потенциала профессиональных ресурсов, то есть, производительность труда работника позволяла расходовать фенотипические ресурсы в течение назначенного времени (рабочей смены). При этом необходимо учитывать воздействие энтропии внешней среды, в том числе средств труда.

Если потенциал фенотипических ресурсов становится ниже потенциала профессиональных ресурсов, то работник не сможет выполнять свою работу ни физиологически, ни психологически, ни интеллектуально. В этом случае необходимо восстановление ресурсов.

Модель объекта моделирования, т.е. системы, можно представить в виде множества величин, описывающих процесс функционирования реальной системы и образующих её подмножеств [5] .В данном случае баланс потенциалов ресурсов, а также использование запаса и резерва в виде их энергетического взаимодействия включает:

Ресурс потенциальной энергии работника перед работой

Расход кинетической и диссипативной энергии работника в рабочее время

(10)

Восстановление энергии работника в рабочее время за счет собственного резерва ресурсов

Отсюда общее снижение энергии работника (утомляемость) определяется:

(11)

Таким образом, механизм энергообмена в различных системах имеет общий алгоритм и общую закономерность.

1) малые диссипативные силы не изменяют частот консервативной системы;

2) при этих силах колебания затухают при t— ;

Данные колебания энергии в течение суток присуще фенотипическим ресурсам, в первую очередь – физиологическим, эмоциональным и частично, интеллектуальным. Запасы ресурсов, накопленные под воздействием потенциальной энергии, реализуются в виде кинетической энергии при совершении работы. Вместе с тем, условия производственной деятельности требуют стабильной трудоспособности в течение всего трудового дня. Стабильность обеспечивается за счет использования профессиональных ресурсов и реализуется путем привлечения резерва фенотипических ресурсов. Это приводит к уменьшению амплитуды колебания энергии и затуханию колебаний, появлению усталости работника и наблюдается эффект постепенного снижения трудоспособности к концу рабочего дня.

Заключение

Взаимодействие (интеграция) качеств различных видов ресурсов в системе приводит к возникновению новых или изменению существующих качеств системы. Фундаментальные нематериальные ресурсы являются основой безопасности жизнедеятельности.

В любом производственном процессе ритм труда постоянно меняется в первую очередь из-за нестабильности ресурсов самого работника и неравномерности использования материальных ресурсов. Данный режим является стандартным для ресурсов работников, так как, их потенциал также меняется циклически. Цикличность изменения активности ресурсов человека приводит к изменениям нагрузок на материальные ресурсы, сокращению их сроки службы и созданию ситуаций, приводящих к аварии.

Литература:

  1. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики Российский журнал менеджмента Том 9, № 3, 2011. С. 3–28.
  2. Романов А. И. Ресурсно-диссипативный подход безопасности труда Безопасность в строительстве: Материалы II Международной НПК СПбГАСУ – СПб. 2014. – С. 22-26.
  3. Романов А. И. Ресурсно-энтропийный подход безопасности труда Промышленная безопасность предприятий минерально-сырьевого комплекса в XXI веке: Материалы II Международной НПК НМСУ «Горный» – СПб. 2014.
  4. Самосудов М. В. Ресурсы для бизнеса: К вопросу о понятии "ресурс". http://samosudov.ru/resource.
  5. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов — 3-е юд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001.
  6. Словарь русского языка С. И. Ожегова.
  7. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова.
  8. Шлычков В.В., Арзамасцев А.Д., Фадеева Е.П. Теоретико-методологические аспекты управления ресурсным потенциалом региона. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. — 390 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, креативный ресурс, трудовой процесс, фенотипический ресурс, потенциал, психологический ресурс, трудовая деятельность, физиологический ресурс, внешняя среда, умственный труд.

Ключевые слова

безопасность жизнедеятельности, производственный процесс, запас, резерв, фенотипические ресурсы, профессиональные ресурсы

Похожие статьи

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Динамика показателей численности и воспроизводства населения РФ

Война представляет собой сложное явление, связанное со всеми сторонами общественной жизни: политикой, идеологией, правом, моралью, экономикой. Материальным фактором, определяющим ход и исход войны в целом, является экономика. Это проявлялось в мировы...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Формирование и развитие личности в контексте социализации

статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего...

Похожие статьи

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...

Динамика показателей численности и воспроизводства населения РФ

Война представляет собой сложное явление, связанное со всеми сторонами общественной жизни: политикой, идеологией, правом, моралью, экономикой. Материальным фактором, определяющим ход и исход войны в целом, является экономика. Это проявлялось в мировы...

Организация, нормирование и управление производительностью труда

Актуальность обусловлена тем, что успешность любой трудовой деятельности определяется ее эффективностью, а она в свою очередь, всегда выражается производительностью труда. В статье рассмотрены факторы производительности труда, определены зависимости...

Формирование и развитие личности в контексте социализации

статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Цель статьи — рассмотреть основное содержание и сущность понятия социальной нормы и ее роли в жизни современного общества. Усвоение человеком ценностей и норм общества, требуемых обществом социальных правил и стандартов поведения, согласование своего...

Задать вопрос