Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Есипова, А. А. Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология» / А. А. Есипова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1439/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматривается идея технологизации педагогического процесса, через генезис термина «педагогическая технология». Рассмотрено применение понятия «технология» в различных областях человеческой деятельности. Показано многообразие существующих в современной педагогической науке взглядов на содержание понятия «педагогическая технология».

Ключевые слова: модернизация образования, технология, педагогическая технология.

 

Модернизация образования в Российской Федерации, протекающая уже много лет, стимулирует педагогическую науку к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических процессов. Это обусловлено тем, что содержание образования усложняется, внимание педагогов акцентируется на развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, сохранении здоровья, воспитании инициативной и ответственной гражданской позиции. Введение современных Федеральных Государственных Стандартов Образования [8] требует от процесса обучения гарантированных, проверяемых результатов. В связи с этим в педагогике сформировалось новое направление организации учебно-воспитательного процесса, а именно педагогические технологии.

Появление самой идеи технологизации педагогического процесса обусловлена, с одной стороны, все более проникающими достижениями научно-технического прогресса и конструированием связей «человек – техника – цель»; а с другой - историческими предпосылками развития идей самой науки педагогики.

Однако, в современном мире термин «технология» настолько многообразен из-за широкого его применения в различных областях человеческой деятельности (производство, медицина, политика, культура, общество и т.п.), что не существует однозначной его трактовки.

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение данному понятию «Технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – мысль, причина; методика, способ производства) – это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства [6].

В философском словаре [9] данное понятие раскрывается следующим образом: «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».

Для производственных процессов понятие «технология» определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Согласно экономическому словарю [10]: «технология – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления». Также в данном словаре отмечается, что «современная экономическая наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления».

Для понимания рассматриваемой дефиниции представляется весьма интересной трактовка, приведенная в толковом словаре «Collins»: «технология – практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности».

В новом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой технология определяется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [4].

Надо отметить, что понятие «технология» в разговорной речи зачастую заменяется англоязычным словосочетанием knowhow (знать как делать).

Согласно методологии Организации Объединенных наций понятие «технология» охватывает методы и технику производства товаров и услуг (dissembledtechnology), либо описывает производственные системы с высокими технико-экономическими параметрами (embodidedtechnology)».[5]

Рассмотрев общепринятые значения исследуемого понятия, можно сделать выводы о том, что данный термин заимствован в педагогике из технических наук и подразумевает способ преобразования чего-либо, предусматривающее определенную последовательность действий.

Первые упоминания понятия «педагогическая технология» можно встретить  в работах по педологии, связанных исследованиями в области рефлексологии (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский и т.д.).

А.С. Макаренко в своих трудах говорил о необходимости  организовывать педагогический процесс как, своего рода, производство и указывал на проблемы разработки «педагогической техники» как структурирования учебно-воспитательных действий. В труде «Методика организации воспитательного процесса» он отмечает: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка» [11].

Массовое активное использование технологий в педагогике связывают с возникновением технологического подхода к обучению в 50-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки. Это было вызвано идеей создания системы общего образования с гарантированным положительным результатом. Однако первоначально основной упор разработчики делали на техническую составляющую. Это связано с развитием технических средств обучения. Однако достаточно скоро выяснилось, что для повышения эффективности занятий не достаточно одного технического переоснащения, а требуется большая работа по изменению методического сопровождения педагогического процесса.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество работ по проблеме использования педагогических технологий. Они изложены в трудах О.А. Абдуллиной, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, Н.П. Горчаковой-Сибирской, Е.А. Крюковой, В.В. Лаптевой, Н.М. Левиной, Е.В. Любичевой, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова, Н.О. Яковлевой и др [ и т.д.].

Однако не существует единого определения понятия «педагогическая технология». Одни авторы в данное понятие вкладывают методы, средства. операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса; другие – модель совместной деятельности всех участников; третьи – проект учебно-воспитательного процесса. [1; 2; 7]

В таблице 1 представим краткий обзор существующих мнений.

Таблица 1

Многообразие взглядов на содержание понятия «педагогическая технология»

 

Автор

Содержание

В.П. Беспалько

Содержательная техника реализации учебного процесса

Б.Д. Бим-Бад

Система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования

Н.В. Бордовская

Система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов

И.П. Волков

Описание процесса достижение планируемых результатов обучения

Б.Т. Лихачев

Совокупность психолого-педагогических установок, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса

В.М. Монахов

Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

Т. Сакамото

Систематизированное обучение на основе системного способа мышления

В.П. Шепель

Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки изменения состояния

Л. Фридман. Б. Пальчевский

Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовывать педагогическую систему

М. Чошанов

Составная процессуальная часть дидактической системы

ЮНЕСКО

Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

 

рассматривая общую характеристику содержания понятия «педагогическая технология» данную учеными, можно выделить четыре принципиально важные положения, выделяемые большинством:

- планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого эталона;

- программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий педагога и ученика;

- сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

- коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

 

Литература:

 

  1. Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования // МНКО. 2015. №3 (52).
  2. Бордовская, Н.В. Современныеобразовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов; под ред.БордовскойН.В . –– М.: Крокус, 2010. – 432 с.
  3. Государственная программа российской федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/госпрограмма_развитие_образования_(проект).pdf  (Дата обращения 07.10.2016)
  4. Ефремова, Т. Ф. Новыйсловарьрусского языка. Толково-словообразовательный: св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц: в 2 т.. — м.: рус. Яз., 2000. — (библиотека словарей русского языка). — isbn 5-200-02800-0.
  5. Инфорационно-библиографическая система ООН библиотека им.Дага Хаммаршельда [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://unbisnet.un.org/indexr.htm(Дата обращения 07.10.2016)
  6. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка. — м.: «азъ ltd.», 1992,— 960 с.
  7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.:, 2006. – с. 30 – 51.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования министерство образования интернет ресурс 10 февраля 2016г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/543 (Дата обращения 07.10.2016)
  9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7 изд., перераб. И доп.— м.: республика, 2001. — 719 с.
  10. Экономический словарь 2005—2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: Url.:http://ekslovar.ru/(Дата обращения 07.10.2016)
  11. Электронный архив произведений А.С. Макаренко [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm(Дата обращения 07.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, педагогический процесс, взаимосвязь целей, модернизация образования, образовательный процесс, принцип организации, система деятельности педагога, содержание, учебный процесс, человеческая деятельность.

Похожие статьи

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Теоретико-методологические основы инклюзивного образования

В статье автор освещает основные теоретико-методологические основы инклюзивной педагогики. Описаны термины «инклюзия», «инклюзивное образование». Описаны компоненты методологии инклюзивной педагогики, коротко представлена основа методологических комп...

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Понятие юридической техники

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Похожие статьи

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Теоретико-методологические основы инклюзивного образования

В статье автор освещает основные теоретико-методологические основы инклюзивной педагогики. Описаны термины «инклюзия», «инклюзивное образование». Описаны компоненты методологии инклюзивной педагогики, коротко представлена основа методологических комп...

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Понятие юридической техники

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Задать вопрос