Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология»
Автор: Есипова Александра Анатольевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 317 раз
Библиографическое описание:
Есипова, А. А. Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология» / А. А. Есипова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1439/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается идея технологизации педагогического процесса, через генезис термина «педагогическая технология». Рассмотрено применение понятия «технология» в различных областях человеческой деятельности. Показано многообразие существующих в современной педагогической науке взглядов на содержание понятия «педагогическая технология».
Ключевые слова: модернизация образования, технология, педагогическая технология.
Модернизация образования в Российской Федерации, протекающая уже много лет, стимулирует педагогическую науку к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических процессов. Это обусловлено тем, что содержание образования усложняется, внимание педагогов акцентируется на развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, сохранении здоровья, воспитании инициативной и ответственной гражданской позиции. Введение современных Федеральных Государственных Стандартов Образования [8] требует от процесса обучения гарантированных, проверяемых результатов. В связи с этим в педагогике сформировалось новое направление организации учебно-воспитательного процесса, а именно педагогические технологии.
Появление самой идеи технологизации педагогического процесса обусловлена, с одной стороны, все более проникающими достижениями научно-технического прогресса и конструированием связей «человек – техника – цель»; а с другой - историческими предпосылками развития идей самой науки педагогики.
Однако, в современном мире термин «технология» настолько многообразен из-за широкого его применения в различных областях человеческой деятельности (производство, медицина, политика, культура, общество и т.п.), что не существует однозначной его трактовки.
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение данному понятию «Технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – мысль, причина; методика, способ производства) – это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства [6].
В философском словаре [9] данное понятие раскрывается следующим образом: «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».
Для производственных процессов понятие «технология» определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Согласно экономическому словарю [10]: «технология – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления». Также в данном словаре отмечается, что «современная экономическая наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления».
Для понимания рассматриваемой дефиниции представляется весьма интересной трактовка, приведенная в толковом словаре «Collins»: «технология – практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности».
В новом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой технология определяется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [4].
Надо отметить, что понятие «технология» в разговорной речи зачастую заменяется англоязычным словосочетанием knowhow (знать как делать).
Согласно методологии Организации Объединенных наций понятие «технология» охватывает методы и технику производства товаров и услуг (dissembledtechnology), либо описывает производственные системы с высокими технико-экономическими параметрами (embodidedtechnology)».[5]
Рассмотрев общепринятые значения исследуемого понятия, можно сделать выводы о том, что данный термин заимствован в педагогике из технических наук и подразумевает способ преобразования чего-либо, предусматривающее определенную последовательность действий.
Первые упоминания понятия «педагогическая технология» можно встретить в работах по педологии, связанных исследованиями в области рефлексологии (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский и т.д.).
А.С. Макаренко в своих трудах говорил о необходимости организовывать педагогический процесс как, своего рода, производство и указывал на проблемы разработки «педагогической техники» как структурирования учебно-воспитательных действий. В труде «Методика организации воспитательного процесса» он отмечает: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка» [11].
Массовое активное использование технологий в педагогике связывают с возникновением технологического подхода к обучению в 50-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки. Это было вызвано идеей создания системы общего образования с гарантированным положительным результатом. Однако первоначально основной упор разработчики делали на техническую составляющую. Это связано с развитием технических средств обучения. Однако достаточно скоро выяснилось, что для повышения эффективности занятий не достаточно одного технического переоснащения, а требуется большая работа по изменению методического сопровождения педагогического процесса.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество работ по проблеме использования педагогических технологий. Они изложены в трудах О.А. Абдуллиной, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, Н.П. Горчаковой-Сибирской, Е.А. Крюковой, В.В. Лаптевой, Н.М. Левиной, Е.В. Любичевой, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова, Н.О. Яковлевой и др [ и т.д.].
Однако не существует единого определения понятия «педагогическая технология». Одни авторы в данное понятие вкладывают методы, средства. операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса; другие – модель совместной деятельности всех участников; третьи – проект учебно-воспитательного процесса. [1; 2; 7]
В таблице 1 представим краткий обзор существующих мнений.
Таблица 1
Многообразие взглядов на содержание понятия «педагогическая технология»
Автор |
Содержание |
В.П. Беспалько |
Содержательная техника реализации учебного процесса |
Б.Д. Бим-Бад |
Система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования |
Н.В. Бордовская |
Система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов |
И.П. Волков |
Описание процесса достижение планируемых результатов обучения |
Б.Т. Лихачев |
Совокупность психолого-педагогических установок, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса |
В.М. Монахов |
Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя |
Т. Сакамото |
Систематизированное обучение на основе системного способа мышления |
В.П. Шепель |
Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки изменения состояния |
Л. Фридман. Б. Пальчевский |
Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовывать педагогическую систему |
М. Чошанов |
Составная процессуальная часть дидактической системы |
ЮНЕСКО |
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования |
рассматривая общую характеристику содержания понятия «педагогическая технология» данную учеными, можно выделить четыре принципиально важные положения, выделяемые большинством:
- планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого эталона;
- программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий педагога и ученика;
- сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
- коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования // МНКО. 2015. №3 (52).
- Бордовская, Н.В. Современныеобразовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов; под ред.БордовскойН.В . –– М.: Крокус, 2010. – 432 с.
- Государственная программа российской федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/госпрограмма_развитие_образования_(проект).pdf (Дата обращения 07.10.2016)
- Ефремова, Т. Ф. Новыйсловарьрусского языка. Толково-словообразовательный: св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц: в 2 т.. — м.: рус. Яз., 2000. — (библиотека словарей русского языка). — isbn 5-200-02800-0.
- Инфорационно-библиографическая система ООН библиотека им.Дага Хаммаршельда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unbisnet.un.org/indexr.htm(Дата обращения 07.10.2016)
- Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка. — м.: «азъ ltd.», 1992,— 960 с.
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.:, 2006. – с. 30 – 51.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования министерство образования интернет ресурс 10 февраля 2016г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/543 (Дата обращения 07.10.2016)
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7 изд., перераб. И доп.— м.: республика, 2001. — 719 с.
- Экономический словарь 2005—2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: Url.:http://ekslovar.ru/(Дата обращения 07.10.2016)
- Электронный архив произведений А.С. Макаренко [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm(Дата обращения 07.10.2016)
Похожие статьи
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Применение антропологического подхода в практике современного образования
В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...
Теоретико-методологические основы инклюзивного образования
В статье автор освещает основные теоретико-методологические основы инклюзивной педагогики. Описаны термины «инклюзия», «инклюзивное образование». Описаны компоненты методологии инклюзивной педагогики, коротко представлена основа методологических комп...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе
В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.
Понятие юридической техники
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».
Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»
В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.
К вопросу о понятии «методическая система»
В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.
Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»
В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...
Похожие статьи
Сфера рецепции термина «художественный образ»
Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...
Применение антропологического подхода в практике современного образования
В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...
Теоретико-методологические основы инклюзивного образования
В статье автор освещает основные теоретико-методологические основы инклюзивной педагогики. Описаны термины «инклюзия», «инклюзивное образование». Описаны компоненты методологии инклюзивной педагогики, коротко представлена основа методологических комп...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»
В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе
В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.
Понятие юридической техники
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».
Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»
В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.
К вопросу о понятии «методическая система»
В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.
Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»
В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...