В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.
Ключевые слова: образовательная технология, современные педагогические технологии, традиционная система обучения.
Работа современного школьного учителя неразрывно связана с непрерывным изучением новых технологий работы с учениками. Педагог обязан отрегулировать способ проведения своих уроков с учетом уровня интеллектуальной подготовки класса и технической обеспеченностью кабинета.
Понятие педагогической технологии Понятие «педагогическая технология» и сегодня вызывает в научном и педагогическом сообществе споры и разночтения, так как его появление в системе школьного образования относится лишь к ХХ веку. Поиск наиболее существенных значений для толкования одного из главных элементов современного образования продолжается до сих пор.
Доктор педагогических наук В. Ф. Башарин выделяет ключевые понятия [1], которые многие исследователи вкладывают в термин «педагогическая технология». Обобщив имеющуюся информацию, мы можем сделать вывод, что в рамках одной технологии необходимо говорить об обязательной упорядоченности учебного процесса и о четко изложенных целях и задачах обучения.
Самыми точными и содержательными определениями образовательной технологии мы считаем следующие: образовательная технология — упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Таланчук) и образовательная технология — конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (Кларин). С опорой на эти дефиниции мы будем работать над ретроспективным анализом современных педагогических технологий обучения.
Проблема педагогических технологий рассматривалась учеными под разными углами зрения: аспект познавательных интересов учащихся (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др.), в рамках методики преподавания русского языка (М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, А. В. Текучев, Е. А. Быстрова и др.), область средств повышения интереса к русскому языку (А. Д. Дейкина, Г. К. Селевко, П. М. Баев, И. Л. Бирова, В. М. Букатов и др.) и др.
Вне зависимости от школы или подхода базовая основа любой технологии образования остается неизменной: цель — средства — правила использования средств — результат.
Традиционная педагогическая технология сложилась в XVII веке и продолжает доминировать в современном образовательном пространстве, однако в ней обнаруживают себя не только плюсы, но и минусы. К положительным сторонам относятся систематический характер обучения , при котором реализуется принцип доступности образования, логика подачи материала , четкая организация процесса , учитель может контролировать весь процесс и оптимизировать затраты ресурсов при проведении занятия. Отрицательные стороны названной системы невозможно обойти стороной: урок построен по шаблону , время тратится не всегда эффективно , ученики мало взаимодействуют друг с другом, ориентировка на среднего ученика и отсутствие самостоятельности .
Так или иначе, но современные технологии обучения опираются на традиционную педагогическую систему и стараются на ее основе создать более совершенные технологии, способные исключить отрицательные аспекты.
В работе «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко [4] классифицирует педагогические технологии по разным основаниям, одно из которых — по направлению модернизации традиционной системы. Рассмотрим представленные в этом аспекте технологии с опорой на организационно-методические особенности.
Технология развивающих игр (Б. П. Никитин) [3]. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с узорами, планами и картами, квадратами, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции знакомя его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит) [4]. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) [2]. Каждый ученик в процессе обучения систематически является обучаемым и обучающим. Вместо старого педагогического процесса, строящегося на использовании трёх традиционных форм (групповой, парной и индивидуальной), устанавливается новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой — системообразующей коллективной.
Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала своим темпом.
Различные темпы изучения учебных предметов учащимися приводят к отсутствию необходимости одновозрастных и одноуровневых классов. Организационной основой, основным структурным звеном такой школы становятся разновозрастные образовательные и самообразовательные коллективы.
Происходят кардинальные изменения в сроках, организации и проведении экзаменов: экзамены и перевод учащихся нижестоящих образовательных коллективов в старшие производятся в любое время года по мере подготовленности учащихся. Упраздняется традиционное поурочное расписание как фактор, сдерживающий переход. Вместо поурочного расписания в практику школ и других учебных заведений вводятся графики учебного процесса, строящиеся на методе погружения.
При этом в основе такого планирования учебных занятий дома и в школе не объём домашних заданий и не количество обязательных уроков, а здоровый режим дня.
В настоящее время учителю-словеснику доступна любая из рассмотренных выше технологий обучения, а сам он уже не центральная фигура в образовательном процессе. На наш взгляд, в зависимости от поставленных целей педагог должен выбирать различные технологии, помогающие в успешном решении образовательных задач.
Анализ педагогических технологий дает возможность ознакомиться с высоким научным потенциалом каждой из них и выявить сложившуюся преемственность, которая базируется на истоках методики преподавания. Мы наблюдаем непрерывное развитие и формирование терминологической базы методики, а также возможные векторы развития методики русского языка как науки.
Литература:
- Башарин В. Ф. Дидактическая система физико-технического образования в начальной и средней профессиональных школах. — Казань.: Хузур, 2000.
- Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001.
- Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры. — М.: Лист Нью, 2004.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.