Этикет в повседневной культуре студентов
Автор: Дорофеев Александр Александрович
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 25.10.2016
Статья просмотрена: 2836 раз
Библиографическое описание:
Дорофеев, А. А. Этикет в повседневной культуре студентов / А. А. Дорофеев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1349/ (дата обращения: 21.11.2024).
Автор статьи анализирует этикет как одну из форм повседневной культуры студентов и рассматривает актуальные для студенчества виды этикета: общегражданский, телефонный и сетевой.
Ключевые слова: повседневная культура, этикет, студенчество
Повседневная культура как явление уже более века привлекает внимание представителей социально-гуманитарных наук: историков (М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Л. Февр и др.), социологов (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман и др.), философов (Э. Гуссерль, Н. В. Розенберг, М. Хайдеггер и др.), культурологов (В. Д. Лелеко, Ю. М. Лотман, Б. В. Марков и др.), психологов (А. Адлер, З. Фрейд, У. Флик и др.) и педагогов (О. А. Осипова, Т. А. Ромм, Х. Тирш и др.). Научный интерес к проблемам повседневной культуры обусловлен её сущностью и тенденциями современного общества (урабанизация, массовизация сознания, информатизация), которые приводят к усложнению общественных отношений, в том числе, возникающих в пространстве повседневности.
Повседневная культура — это одна из форм бытия человека, раскрывающаяся в каждодневных практиках личности. По мнению российского философа Н. В. Розенберг, повседневная культура «создает условия для самоидентификации личности и является основой ее духовного развития» [7, с. 50].
Безусловно, повседневная культура студенчества обладает собственной спецификой. Это объясняется особенностями студенчества как социальной группы (активность, целеустремленность, расширение сферы общения, развитие самосознания и т. д.). Отечественный исследователь повседневной культуры студентов Л. Р. Эрзанукаева в её структуре выделяет несколько значимых элементов: учебная деятельность, досуг, коммуникация, агрессия, игра и любовь [10, с. 72]. В приведенной структуре отражены формирующие её компоненты, в то же время, актуальным является рассмотрение такой стороны повседневной культуры студентов как этикет.
Этикет — это социокультурный феномен, совокупность правил, регулирующих поведение в обществе. В настоящее время этикет не является однородным явлением и разделяется на несколько видов: общегражданский, деловой, дипломатический, воинский, педагогический, столовый и др. По форме этикет принято разделять на речевой и неречевой [4, с. 95].
По мнению одного из ведущих отечественных исследователей этикета И. Н. Курочкиной, этикет является значимым компонентом морально-нравственного содержания личности и обладает большим воспитательным потенциалом [3,4].
Значимость овладения этикетом студенческой молодежью подтверждается не только нормами современной культуры, которые не закрепляются официальными документами, но и требованиями работодателей к выпускникам вузов. Так, работодатели предъявляют не только квалификационные (уровень образования, опыт работы и т. д.), но и общекультурные требования, которые во многом соотносятся со сферой повседневной культуры и этикетом. Например, в требовании к специалисту работодатель указывает следующее: приятный внешний вид, хорошая речь, знание делового этикета и т. п.
Особенностью поведения студента в повседневной жизни, его отношения к этикету является меняющееся положение его социального статуса: приходит осознание все более конкретной ответственности за свои поступки, развивается рефлексия. Студент нацелен занять позицию взрослого человека, обзавестись семей, получить профессию — все эти факторы воздействуют на мотивацию к применению этикетных норм и развитие повседневной культуры.
Исследователи указывают, что на применение студентами этикетных норм оказывают влияние характер и темперамент личности, мировоззрение и культурная среда [Осипова, с.90]. В свою очередь, этикет раскрывается в таких элементах поведения как манеры, вежливость, тактичность и скромность [6, с. 91].
Из всего множества разновидностей этикета к повседневным относятся общегражданский (светский), сетевой и телефонный (мобильный). Здесь важно отметить, что студенчество активно включено в сферы, где применяются указанные виды этикета.
Общегражданский этикет является основой повседневного этикета и представляет собой совокупность норм и правил, соблюдаемых людьми (гражданами) при общении друг с другом. Также может называться поведенческим или светским этикетом.
Говоря об общегражданском этикете как основе повседневного этикета следует указать на его основные правила: тактичность, вежливость, скромность. Эти правила являются непреложными и актуальны для всех видов этикета.
Исторически в общегражданском этикете закрепился принцип неравенства младших перед старшими, подчиненных перед начальством, женщин перед мужчинами, здоровых перед больными. И, хотя современное общество относит часть этих принципов к стереотипам, которые должны быть преодолены, некоторые из них все же остаются этикетными правилами и соблюдается при общении. Например, в XX-XXI вв. представительницами феминистского движения стали активно отвергаться этикетные правила, основанные на принципе неравенства женщины перед мужчиной (мужчина должен уступать женщине место, подавать вещи, проверять место на безопасность и пр.).
Формирование навыков общегражданского (светского) этикета происходит еще с дошкольного возраста, когда человек вступает в сложную систему межличностных взаимоотношений. Процесс формирования может быть как неявным (например, в пространстве семьи), так и целенаправленным (в учреждениях дошкольного образования). Исследователи указывают, что наиболее эффективным является формирование навыков этикета в дошкольном возрасте методами беседы и игры [5, 9]. Освоение этикетных правил продолжается и на других уровнях образования: в средней и высшей школах.
В высшей школе формирование этикета студентов происходит в условиях культурно-образовательной среды вуза, где педагогическими условиями совершенствования этикета выступает среда вуза, профессионализм педагогов, реализация специальных курсов («Этика и этикет», «Деловой этикет», «История и теория повседневной культуры» и т. п.).
Сетевой этикет — один из самых молодых видов повседневного этикета, возникший и актуализировавшийся в эпоху развития интернета, пространство которого позволяет людям общаться между собой, работать, учиться, развлекаться.
Именно широкая распространённость интернета и представленность в нем значимо важных сфер жизни (работа, образование, коммуникация) стали факторами развития правил сетевого этикета. По мнению авторитетного российского лингвиста М. А. Кронгауза, сетевой этикет «существует, но представляет собой довольно причудливую смесь из компонентов устного и письменного (эпистолярного) этикета» [2].
Мы согласны с мнением М. А. Кронгауза, что сетевой этикет весьма неоднороден и нельзя говорить о его единстве [2]. Это обусловлено спецификой интернета, объединяющего людей разных социальных групп, возрастов, национальных культур, интересов. В то же время, определенные действия, совершаемые в пространстве интернета, требуют применения этикетных правил, например, общение по электронной почте, участие в образовательных онлайн-проектах, общение с официальными лицами и т. п.
Наиболее отчетливо сформированы правила общения по электронной почте: следует указывать тему письма, не писать текст большими буквами, сопровождать письмо подписью и т. д.
Среди правил сетевого этикета следует выделить следующие:
- уважительно относитесь к собеседнику, придерживайтесь хорошего тона, не игнорируйте собеседника;
- не злоупотребляйте анонимностью;
- не отходите от темы в процессе общения. Человек, пренебрегающий этим правилом в интернет-пространстве, получает статус флудильщика (от англ. flood — наводнение);
- не нарушайте права других людей. Не следует публиковать в интернете чужие фотографии без разрешения их обладателя, личную переписку и прочий контент, не предназначенный для публичного обозрения.
Рассуждая о сетевом этикете, следует помнить, что интернет характеризуется постоянной изменчивостью. Так, меняется популярность площадок для общения (ушли в прошлое ICQ и MySpace, популярными стали Facebook, YouTube, Skype, Instagram, WhatsApp и др.), на смену эмодзи приходят стикеры, актуальными становятся короткие тексты (Twitter). Безусловно, стремительные трансформации интернета сказываются не сетевом этикете, что позволяет заключить, что наиболее полно навыками сетевого этикета будет обладать тот, кто больше времени проводит в интернет-пространстве.
Телефонный (мобильный) этикет. Развитие технологий в XXI веке привело к резкому увеличению пользователей телефоном, который стал массовым явлением, предметом повседневного использования. Актуальность проблемы телефонного этикета возросла в начале XXI века, когда резко увеличилось количество пользователей мобильными телефонами. Так, исследователи указывают, что мобильными телефонами пользуются 86 % жителей Земли [8]. Особенностью современного телефонного этикета являются не аспекты общения (правила приветствия, особенности завершения разговора и т. п.), которые ранее являлись базисом телефонного этикета, а правила пользования телефоном в общественных местах.
Немаловажным для современного этикета становится то, что телефон теперь является не только устройством для голосовой связи, а полноценным карманным персональным компьютером (смартфоном), позволяющим выполнять множество функций: осуществлять переписку по электронной почте, общаться в социальных сетях и видеоконференциях, читать книги, редактировать документы и изображения, играть и т. д. Студенческая молодежь как одна из самых деятельных социальных групп наиболее активно использует смартфоны в повседневной жизни.
Среди правил современного телефонного этикета основными являются следующие:
- необходимо отключать телефон во время театральных и концертных мероприятий, учебных занятий, при посещении религиозных и музейных учреждений;
- не следует использовать в качестве звукового сигнала громкие мелодии;
- в общественных местах следует использовать мобильный телефон с наименьшим уровнем громкости звонка и вести разговор вполголоса;
- неуместно обращаться и перебивать говорящего по телефону человека, следует подождать до окончания разговора. Если во время личной беседы получен входящий вызов, то следует извиниться перед собеседником и попросить разрешения ответить на звонок.
Нами были приведены лишь некоторые правила современного телефонного этикета (более подробно особенности телефонного этикета рассматривает в своей статье Е. А. Вершинина [1]). Безусловно, телефонный (мобильный) этикет является важной составляющей повседневной культуры студенчества и требует особого исследования в связи с стремительным развитием технологий.
Итак, нами были рассмотрены основные виды повседневного этикета, актуальные для студенческой молодежи: общегражданский, сетевой и телефонный (мобильный). Анализ указанных видов повседневного этикета позволяет рассматривать его не только как культурный, но социально-педагогический феномен, требующий дальнейшего осмысления в педагогической науке.
Литература:
- Вершинина Е. А. Этикет деловых переговоров / Е. А. Вершинина // Секретарь-референт. — 2010. — № 12.
- Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. URL: http://philology.by/uploads/logo/krongauz2008.pdf
- Курочкина И. Н. Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом / И. Н. Курочкина // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — 2 (45). — С. 108–111.
- Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И. Н. Курочкина. — М.: Экон-информ, 2012. — 147 с.
- Матвеева Р.С., Андреева Л. Д. Использование беседы как метод в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам этикета // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» & URL: www.scienceforum.ru/2015/979/11951
- Осипова О. А. Параметры студенческого этикета в повседневной культуре / О. А. Осипова // Аналитика культурологии. — 2012. — № 23. — С. 90–98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/parametry-studencheskogo-etiketa-v-povsednevnoy-kulture
- Розенберг Н. В. Структурирование культуры повседневности: методологические подходы / Н. В. Розенберг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2010. — № 2 (14). — С. 50–57.
- Сколько мобильных телефонов мире и сколько мобильных телефонов в России. URL: www.sipnet.ru
- Хазратова Ф. В. Дидактические игры в развитии представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста / Ф. В. Хазратова // В мире научных открытий. — 2014. — № 5 (53). — С. 77–82.
- Эрзанукаева Л. Р. Структура культуры повседневности студенческой молодежи / Л. Р. Эрзанукаева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009 № 12 (90). — С. 71–76.
Похожие статьи
Досуг как элемент повседневной культуры студентов
Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...
Правовая культура в студенческой среде
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...
«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков
В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.
Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов
Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.
Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества
В статье автор раскрывает профессионально- правовую культуру и ее значение в современном обществе.
Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО
Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...
Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи
В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...
Особенности современного молодежного сленга
В данной статье представлен анализ и история понятия сленг, в частности молодежный сленг, с примерами его применения в современных литературных произведениях. Целью настоящего исследования было изучение история термина сленг и проследить его применен...
Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста
В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.
Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры
В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.
Похожие статьи
Досуг как элемент повседневной культуры студентов
Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из в...
Правовая культура в студенческой среде
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...
«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков
В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.
Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов
Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.
Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества
В статье автор раскрывает профессионально- правовую культуру и ее значение в современном обществе.
Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО
Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...
Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи
В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...
Особенности современного молодежного сленга
В данной статье представлен анализ и история понятия сленг, в частности молодежный сленг, с примерами его применения в современных литературных произведениях. Целью настоящего исследования было изучение история термина сленг и проследить его применен...
Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста
В статье автор рассматривает особенности этики речевой коммуникации юриста и ее влияние на профессиональную деятельность.
Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры
В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.