В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение правовой культуры в студенческой среде.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовое воспитание, правовое государство, опрос студентов.
В связи с конституционным закреплением России как правового государства, для которого характерно наличие гражданского общества, вопросы повышения уровня правовой культуры, в том числе молодёжи, становятся весьма актуальными.
Образование и воспитание молодежи в настоящее время проходит в достаточно сложных условиях динамично меняющейся политической ситуации. Это сказывается на сознании молодого поколения, которое в силу возраста легко подвергается деструктивному влиянию нравственных ценностей, не характерных нашей культуре.
Именно поэтому в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Правительством РФ отмечается, что патриотическое воспитание подразумевает, в том числе, и правовое воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам социальной жизни.
Последовательность государственной политики в вопросах воспитания молодежи прослеживается и в положениях, закреплённых в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. В Стратегии «предусматривается необходимость совершенствования гражданского воспитания, которое включает развитие правовой и политической культуры детей, формирование стабильных нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям» [1].
Правовая культура является основным показателем развития общества и оказывает влияние на всю систему правоотношений, правопорядок, на правовой менталитет народа. Традиционно под правовой культурой понимают систему ценностей, установок, общих знаний и объективное отношение к праву.
Правовая культура в правовом государстве, каким конституционной нормой признана Россия (ст. 1 Конституции РФ), включает уровень правовых знаний, умение их использовать и применять в разных сферах жизнедеятельности человека, поступать в соответствии с законом.
Знакомить человека с базовыми правовыми предписаниями необходимо с детства. «Нельзя брать чужое, нельзя причинять вред здоровью другого человека, нужно уважать других людей» – эти и иные знакомые с детства слова имеют правовую оболочку и закреплены в соответствующих нормативных актах. Очевидно, чем раньше человеку начать прививать навыки культурного поведения, в том числе правового, тем более высокий уровень правовой культуры мы можем ожидать от общества в целом.
В своей работе автор больше внимания уделяет некоторым компонентам правовой культуры, в том числе правосознанию молодёжи, на примере студентов Хабаровского торгово-экономического техникума.
В ходе исследовательской работы автором под руководством научного руководителя была составлена анкета для опроса студентов техникума разных специальностей. Анкета состоит из двух частей. Первая часть анкеты включает вопросы в виде закрытого теста на определение уровня правовых знаний у студентов. Вторая часть анкеты содержит вопросы, ответы на которые позволяют судить об отношении обучающихся к правовым явлениям, об оценке их поведения как правомерного или неправомерного.
Опрос в виде анкетирования проводился как среди студентов неюридических специальностей, так и среди студентов-юристов. В ходе исследования было опрошено 77 студентов не юридических специальностей и 65 обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Всего в выборку исследования вошли 142 человека.
В первую часть анкеты были включены вопросы, требующие от студентов общих правовых знаний, полученных ими при изучении правовых дисциплин: о конституционных характеристиках России как государства; о конституционных обязанностях человека и гражданина; о видах юридической ответственности и субъектном составе правонарушений и некоторые другие.
Вторая часть опроса была направлена на анализ эмоциональной и поведенческой сторон респондентов, которые связаны с правовыми установками, поступками, отношением к правовым явлениям и институтам.
Так, 86% опрошенных студентов юридической специальности и 65% опрошенных обучающихся на неюридических специальностях считают, что в России чаще нарушаются законы не потому, что они не совершенны, а потому, что незаконопослушными являются сами граждане. Данный вывод подтверждается ответами на другие вопросы.
Например, зная, что на красный сигнал светофора дорогу переходить нельзя, 45% опрошенных студентов юридической специальности и 34% опрошенных обучающихся на не юридических специальностях ответили, что перейдут дорогу, если им ничто не угрожает. При этом 63% опрошенных студентов юридической специальности и 55% опрошенных обучающихся на неюридических специальностях считают себя законопослушными гражданами, в том числе и те, кто перейдёт дорогу на красный свет.
Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о том, что на сознательном уровне опрошенные студенты склонны руководствоваться стереотипами общественного мнения, проявляют ситуативность поведения.
Высокий процент опрошенных студентов (68% по юридической специальности и 56% по неюридическим специальностям) причину нарушения правовых норм больше видят не в незнании законов, а в безнаказанности.
«Не всегда знание правовых норм субъектом является залогом его правомерного поведения. Результаты исследования выявили необходимость в процессе преподавания правовых дисциплин уделять должное внимание воспитательному аспекту, формированию у студентов уважительного отношения к закону, мотивации на правомерность поведения» [2].
Благодаря проведённому исследованию автор пришёл к некоторым выводам, которые, возможно, могут способствовать повышению правовой культуры студентов.
По мнению автора, необходимо:
популяризация правовых знаний в студенческой среде, особенно среди студентов неюридических специальностей; в частности, мною разработан цикл презентаций по правовым вопросам с учётом специальности обучающихся;
проведение цикла внеклассных мероприятий по вопросам правового воспитания молодёжи, направленных на формирование правомерного поведения обучающихся с приглашением практикующих юристов разных юридических профессий;
приглашение на внеклассные мероприятия выпускников техникума с жизненным опытом и опытом работы, которые могут подчеркнуть необходимость как общих правовых знаний, так и знаний законодательства, необходимого в той или иной профессиональной сфере.
Именно поэтому следует вводить дополнительные предметы, курсы по первичному правовому образованию в младших и средних классах школы, а также в старших классах и учебных заведениях СПО. Затем в эту систему должны включаться высшие учебные заведения. «Каждый из взаимодополняющих этапов правового воспитания должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву в целом, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и др. органов)» [3].
Литература:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // http://www.pravo.gov.ru/
- Верещагина И.В., Ерёменко А.А. Правовой нигилизм в молодёжной среде и пути его преодоления. [Текст] // Наука в современном мире: Материалы XXXII Международной научно-практической конференции (30 апреля 2018 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. пед. наук, проф. В.И. Спирина. – М.: Издательство «Перо», 2018. –142 с.
- Кабакович Г.А., Хамитова Г.Ш. Модель правового образования и воспитания российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма // Вестник Башкирск. Ун-та. 2012. – №1. – С. 296-297.