В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.
Ключевые слова. юридические понятия, юридические знания, правовая грамотность, правовая культура, правовое государство, правовое мышление.
Вступая в подростковый возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, основы государства и право. Правовое воспитание учеников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительности труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые из них, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения. В целях предотвращения правонарушений среди учеников возраста ранней юности с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы. Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающей от противоправного поведения.
Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность [1, 418]:общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом плавильного поведения. Подростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием — гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Неуважение к товарищу, учителям и родителям ведет к нарушению прав и оскорблению достоинства личности. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль.
Важнейшим элементом правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона.
Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.
В нашем исследовании мы поставили цель получить эмпирические данные у респондентов. Попросили их ответить в начале на вопрос: «Как вы думаете нужны ли в жизни юридические знания?». Результаты ответов участников нашего исследования приведены в рисунке.
Рис. 1. Ответы на вопрос: «Как вы думаете, нужны ли в жизни юридические знания?»
Целенаправленное воспитание способствует формированию мировоззрения. Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности. Анализируя общее и различное в группах респондентов с разными уровнями отношений к правовым знаниям, мы им дали задание составить список понятий о юридических знаний. Мы в таблица№ 1 привели максимум часто повторяющихся понятий.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Где можно извлечь юридические знания?»
Ответившие |
«Не знаю» |
«Наверно нужны» |
«Да, обязательно» |
Юридические документы, понятия, знания |
Конституция, Законы |
Конституция, Законы Права Обязанности |
Конституция, Законы Права Обязанности Знания, Кодексы |
Как видим, больше половины респондентов считают, что юридические знания обязательно нужны в их жизни.
Таблица № 2
Особенности отношений учащихся к юридическим знаниям, понятиям
№ п.п |
Наименование понятий |
% |
1. |
Юридические понятия формируют у человека юридическую грамотность |
38,6 |
2. |
Юридические знания нужны человеку, чтобы быть законопослушным |
29,4 |
3. |
Юридические законы призывают честно жить и работать |
18,7 |
4. |
Юридические понятия предупреждают не нарушать законы, не совершать преступления |
13,3 |
Полученные результаты подтвердили наше убеждение в том, что юридические понятия и знания действительно являются важным личностным ресурсом молодежи, и что их надо обязательно формировать, т. к., в их дальнейшей жизни эти знания нужны.
Литература:
1. Саидов А., Таджиханов У., Одилкориев Х. Основы государства и права. Т: «Шарк», 2002.
2. Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М: 1993. 189 с.
3. Никитина О. А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. Дисс. … к.пед.н. — Рязань: РГУ, 2006. — 22с.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. — СПб: Питер, 2000. — 560с.: ил. — («Практикум по психологии»)
5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1998.- 288 с.