Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии
Автор: Ядрышников Константин Сергеевич
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (5) июль 2016 г.
Дата публикации: 16.06.2016
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Ядрышников, К. С. Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии / К. С. Ядрышников. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1082/ (дата обращения: 16.12.2024).
Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии
Ядрышников Константин Сергеевич, аспирант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых и организационно-методических требований к педагогическим работникам профессионального образования, необходимых для формирования у обучающихся правовой культуры и использующих при этом, в качестве педагогического инструментария — кейс-технологию.
Ключевые слова: правовая культура, кейс-технология, обучающиеся, профессиональное образование, педагог, перцепция, коммуникабельность
Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.
Юстиниан I
Статья 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель высшего образования, — «подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1].
Реализация данной цели ложится, в первую очередь на образовательные организации, а, следовательно, и на администрацию образовательной организации, в части создания соответствующих условий для реализации образовательных программ, предусмотренных учебным планом, и на самих педагогических работников профессионального образования.
Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет перечень академических прав и свобод педагога, в силу которых он самостоятельно определяет формы, средства, методы обучения и воспитания. Одновременно с этим педагогический работник обязан, в силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществлять неотделимую от обучения, воспитательную деятельность, развивая личность обучающегося, создавая условия для социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].
И здесь особую роль играет задача сформировать правовую культуру обучающегося, без которой невозможна его социализация, фундаментом которой является знание и соблюдение правовых норм, уважительное отношение к закону.
К сожалению, далеко не всегда, педагог в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, как государством, так и родителями и обучающимися образовательных организаций профессионального образования, в частности, для формирования правовой культуры обучающегося. Не случайно, профессиональный стандарт педагога профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», содержит требования к педагогу высшего образования «содействовать формированию правовых ценностей студента», без которых невозможно интеллектуальное, духовно-нравственное и профессиональное развитие человека в полном объеме [2].
Целью настоящей статьи является рассмотрение нормативно-правовых и организационно-методических требований к педагогическому работнику при формировании им правовой культуры у обучающихся с использованием такой педагогической технологии как кейс-технология.
Правовая культура — это «… весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т. е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формы) и простота, которая, по пословице, хуже воровства» [3]. Так образно и точно определил феномен правовой культуры академик В. С. Нерсесянц и именно педагог, вне зависимости от преподаваемой дисциплины должен всячески способствовать формированию правовой культуры у обучающихся.
В «методологической копилке» у педагога существует значительное количество педагогических технологий, однако мы считаем, что именно кейс-технология является универсальным инструментарием при формировании правовой культуры у обучающихся.
Определяя понятие самого кейса, мы будем использовать определение, данное исследователем Смоляниновой О. Г.: «Кейс — это описание реальной ситуации. Кейс — это «кусочек» реальной жизни. Кейс — это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс — это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [4].
На наш взгляд, именно тесная данной педагогической технологии с жизнь, возможность применения ее обучающимися на практике, позволит педагогу достичь запланированного педагогического результата.
Безусловно и сам педагогический работник должен отвечать ряду требований, создающих условия для получения запланированных результатов. Так, мы можем определить следующие, наиболее, на наш взгляд, важные требования к педагогическому работнику:
- Коммуникабельность, включая эмоциональное воздействие. Педагог должен не только четко и ясно выражать свои мысли, но и учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их возраст, социальный статус. Так, педагог в диалоговой форме должен показать обучающимся важность и необходимость соблюдения правовых норм, требовать не допускать возможности неправомерного поведения, как в межличностных отношениях, так и в профессиональной деятельности. Здесь необходимо понимать, что часть обучающихся, особенно несовершеннолетние, в силу возраста, могут быть носителями определенного рода нигилистических воззрений и здесь важную роль может сыграть кейс-технология. Используя типовые правовые ситуации, педагог формирует у обучающихся определенный алгоритм правомерных действий, которые они могут применять на практике. Эмоциональное воздействие должно заключаться в акцентированном внимании обучающихся на те негативные последствия, к которым может привести несоблюдение установленных государством правовых норм и правил поведения в обществе.
- Дидактическая культура педагога. Понимая под дидактической культурой «свойство личности, представлена единством мотивационно-ценностного, инновационно-технологического и индивидуально-творческого компонентов, обеспечивающих продуктивную дидактическую деятельность и творческую самореализацию педагога» [5], мы видим потенциал педагога, способный увлечь обучающегося интересным кейсом, сконструировать кейс из собственного профессионального или межличностного опыта. Практика показывает, что подобные кейсы достаточно популярны среди обучающихся, именно своей потенциальной возможность применения в жизни любым студентом. Особенно интересует обучающихся непосредственный результат применения кейса. Так, при преподавании правовых дисциплин (например, тему «Защиты прав потребителя») педагог может на личном примере показать, как правомерное поведение в рамках закона позволяет отстоять свои права, не нарушая прав других и т. д.).
- Социальная педагогическая перцепция. Тонкое понимание особенностей личности обучающегося позволит таким образом подобрать тематику кейса, чтобы не просто мотивировать обучающегося на обучения, но и возможно, помочь ему найти решение собственных проблем (как в межличностном общении, так и в профессиональном плане). Как писал В. А. Сухомлинский, перцептивному общению способствуют «эмоциогенные ситуации», суть которых в обучении искусству сопереживания, эмоциональной чуткости, способности на себе «прожить» конкретную ситуацию человека. Кейс-технология, на наш взгляд, как никакая другая способствует реализации данных воспитательных и образовательных задач.
- Толерантность при разрешении педагогических конфликтов. При применении кейс-технологии довольно часто кейс, либо имеет несколько вариантов решения, либо вообще не имеет однозначного решения. В этой ситуации, в процессе спора, дискуссии возможно возникновение конфликта на почве неприятия большинством обучающихся какой-либо точки зрения, относительно предложенного алгоритма решения. Здесь задача преподавателя, выступая в качестве фасилитатора, помогать процессу группового обсуждения, направлять этот процесс в нужное русло. При этом, преподаватель формирует культуру проведения дискуссии, обозначая важную необходимость прислушиваться к чужому мнению и корректно аргументировать свою точку зрения. При этом, преподаватель может, как попытаться избежать конфликта, так и разрешить уже имеющийся конфликт, с ликвидацией его последствий.
- Гностические способности педагога. Исследователь Н. В. Кузьмина, классифицируя уровни педагогических способностей педагога, уточняет, что гностические способности, обеспечивают накопление информации педагога о своих учениках, о самом себе [6]. Рефлексия достаточно полезная процедура, вне зависимости от педагогических технологий, методик и приемов, однако именно при использовании кейс-технологии достаточно важно вовремя определить результативность применяемой технологии и ее эффективность (в данном случае, степень сформированности правовой культуры обучающихся). Здесь может использоваться, как тестирование, так и устный опрос обучающихся.
Таким образом мы перечислили, на наш взгляд главные, но далеко не единственные требования к педагогическому работнику, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс-технологии. Безусловно, данные способности педагога не возникают сразу и с успехом могут быть использованы и при применении иных педагогических методик и технологий, однако для эффективного использования кейс-технологии при формировании правовой культуры обучающихся [7], они могут стать гарантом эффективной педагогической деятельности педагога профессионального образования.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 303, 31.12.2012;
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.09.2015;
- Нерсесянц B. C. Философия права. — М.: Норма-Инфра-М, 1997. — 647 с.
- Смолянинова О. Г. Кейс-метод в обучении экономике / О. Г. Смолянинова // Образовательные технологии. — 2004. — № 3–4. — С.124–127.
- Фатьянова Н. М. Формирование дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Белгород, 1999 247 c.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990;
- Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 150–154.
Ключевые слова
профессиональное образование, правовая культура, педагог, обучающиеся, коммуникабельность, кейс-технология, перцепцияПохожие статьи
Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования
Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...
Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности
В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...
Здоровьесберегающая функция в профессиональной деятельности педагога-психолога
В статье рассматриваются здоровьесберегающие функции в профессиональной деятельности педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Проведенный анализ позволит обозначить рамки прове...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Профессиональная компетенция юриста в сфере информационных технологий
В данной статье рассматриваются особенности профессиональной компетенции юриста в сфере информационных технологий (IT-юриста), проблемы применения методологии Agile (эджайл) в практике IT-компаний в их проектной деятельности и умении юриста адаптиров...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Похожие статьи
Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования
Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...
Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)
Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности
В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...
Здоровьесберегающая функция в профессиональной деятельности педагога-психолога
В статье рассматриваются здоровьесберегающие функции в профессиональной деятельности педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Проведенный анализ позволит обозначить рамки прове...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Профессиональная компетенция юриста в сфере информационных технологий
В данной статье рассматриваются особенности профессиональной компетенции юриста в сфере информационных технологий (IT-юриста), проблемы применения методологии Agile (эджайл) в практике IT-компаний в их проектной деятельности и умении юриста адаптиров...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...