Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана
Автор: Меденцева Наталья Петровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 09.03.2015
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Меденцева, Н. П. Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/66/ (дата обращения: 20.09.2024).
Инфокоммуникационные технологии занимают важное место в современном мире. С каждым днем ширятся возможности вычислительной техники, она стала просто незаменимой практически во всех сферах жизни. И область образования, конечно, не исключение.
Основной целью образования в Республике Узбекистан является воспитание гармонично развитой личности, способной ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, сохраняя при этом культурные и нравственные ценности, свойственные узбекскому народу.
А на сегодняшний день это практически невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Способность быстро находить нужную информацию, своевременно ее обрабатывать и незамедлительно находить пути для ее применения — неотъемлемый признак успешного человека XXI века.
В связи с этими требованиями современности и строится образовательная система в Узбекистане. Все высшие учебные заведения оснащены компьютерами, лабораторным оборудованием, мультимедийными проекторами и демонстрационными экранами. Все эти средства позволяют преподавателю максимально эффективно использовать время занятия. У учителя появляется возможность регулировать темп занятия. Изучение материала можно построить не по традиционной линейной схеме (преподаватель объясняет — студент слушает), а по интерактивной. Студенты могут самостоятельно вернуться к какому-то этапу объяснения, воспроизвести его в форме, удобной для восприятия именно в данной аудитории. Особенно это касается всевозможных графиков и грамматических таблиц. Трудно представить, сколько бы времени заняло воспроизведение какой-нибудь грамматической таблицы студентами, если бы тот использовал «классические» мел и тряпку для доски.
В качестве еще одного плюса применения информационно-коммуникационных технологий можно назвать преимущества возможностей компьютера как наглядного пособия. В течение занятия при помощи одного компьютера и мультимедийного проектора возможно применение нескольких десятков схем, таблиц, осуществление демонстрации портретов и фотографий писателей, иллюстраций к произведениям, прослушивание отрывков и музыкальных композиций, просмотр художественных, документальных или научно-познавательных фильмов. При помощи интернет-технологий возможно наладить визуальное общение с современными писателями или учеными в режиме реального времени.
А сколько бы понадобилось усилий со стороны преподавателя и финансовых затрат со стороны государства на организацию и выпуск подобных наглядных пособий, на оснащение кабинетов DVD-проигрывателями, аудиомагнитофонами, телевизорами, лицензионными дисками с записями фильмов, не говоря уже об организации встречи с писателем или ученым из другого города или страны.
Значительно повысить познавательную деятельность учащихся позволяет и психологический фактор. Ни для кого не секрет, что современной молодежи интереснее воспринимать информацию именно посредством мультимедийных устройств. На наш взгляд, современная образовательная система должна поддерживать стремление учащихся хорошо ориентироваться в Интернет-пространстве.
Учитель не должен испуганно запрещать использование ИКТ учениками, потому что не разбирается в них сам, а быть примером для обучаемых в умении рациональнои грамотно пользоваться Интернет-ресурсами.
Но развитие ИКТ ставит перед преподавателями новые задачи. Доступность информации и возможность ее моментального копирования дает ученикам-лентяям «лазейку» для бездумной распечатки уже готовых рефератов и сочинений с тематических интернет-ресурсов.
Преподаватель должен стать изобретательней компьютеров и формулировать темы для самостоятельных работ учащихся таким образом, чтобы им приходилось хотя бы компилировать текст.
Можно предложить также использование программ-антиплагиаторов, которые устанавливаются опять-таки при помощи ИКТ.
Как видим, развитие ИКТ мобильно преодолевать затруднения технического характера, возникающие в связи с использованием информационных ресурсов Всемирной сети.
Таким образом, мы видим, что применение ИКТ на занятиях в институтах и университетах стало требованием времени. ИКТ призваны не заменить учителя, а стать ему верным помощником. Компьютер стал многофункциональным средством обучения, который дает такие преимущества в образовательной сфере, как
1. современность и актуальность;
2. динамичность и мобильность;
3. обширная наглядность;
4. интерактивность;
5. психологический комфорт для обучаемых;
6. многоплановость освещения темы занятия;
7. возможность самосовершенствования для преподавателя;
8. расширение границ коммуникации;
9. финансовая экономичность;
10. гибкое и мобильное устранение технических недочетов;
11. неограниченные возможности для формирования социально ориентированной, гармонично развитой личности.
За информационно-коммуникационными технологиями — будущее, которое начинается уже сегодня. Важная педагогическая задача преподавателей — помочь ученикам в реализации их творческих планов, научить их грамотно работать с информацией, объяснить, как на протяжении всей жизни применять способности, воспитать нравственные ценности. Использование информационно — коммуникационных технологий призвано многократно увеличить продуктивность образовательного процесса.
Похожие статьи
Интерактивные средства обучения иностранному языку
Развитие информационно-коммуникационные технологий становится важнейшим составляющим экономики Узбекистана.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, преподаватель, развитая личность, Узбекистан.
Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике...
Использование информационных технологий и дистанционного обучения в учебных заведениях Узбекистане. Общий уровень использования ИКТ в повседневной жизни людей остается низким с незначительным использованием ИКТ в образовательных учреждениях.
Информационные и инновационные технологии...
Информационные и инновационные технологии в преподавании узбекского языка. Авторы: Мардонов Дилмурод Рахмонович
и через внедрение последних достижений науки реализует задачи воспитания творческой, активной, духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Использование информационных технологий и дистанционного...
Правительство Узбекистана понимает важность развития информационных технологий для
Стремительное развитие ИКТ вовлекает в процесс информатизации специалистов, не
Это происходит потому, что повышается конкуренция как между преподавателями, так и...
Образование в Республике Узбекистан: модернизация...
...гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных
Министров Узбекистана, а также Программы и Концепции по развитию ИКТ, телекоммуникаций и
обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям...
Место интерактивных методов обучения...
...информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории Узбекистана.
Работа с таблицей, ее заполнение повышает знания студентов, развивает у них память на
и др.) место инновационных технологий и ИКТ, новаторства преподавателя и учителя в их...
Стратегия формирования электронного университета...
В ТУИТ широко развита практика внедрения информационно коммуникационных технологий в образовательный процесс.
расширение образовательной среды в Узбекистане на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования
Актуальность внедрения электронного обучения в системе...
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам преподавателя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационных и...
Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования и призвано обеспечивать формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая детей
Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...
Похожие статьи
Интерактивные средства обучения иностранному языку
Развитие информационно-коммуникационные технологий становится важнейшим составляющим экономики Узбекистана.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, преподаватель, развитая личность, Узбекистан.
Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике...
Использование информационных технологий и дистанционного обучения в учебных заведениях Узбекистане. Общий уровень использования ИКТ в повседневной жизни людей остается низким с незначительным использованием ИКТ в образовательных учреждениях.
Информационные и инновационные технологии...
Информационные и инновационные технологии в преподавании узбекского языка. Авторы: Мардонов Дилмурод Рахмонович
и через внедрение последних достижений науки реализует задачи воспитания творческой, активной, духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Использование информационных технологий и дистанционного...
Правительство Узбекистана понимает важность развития информационных технологий для
Стремительное развитие ИКТ вовлекает в процесс информатизации специалистов, не
Это происходит потому, что повышается конкуренция как между преподавателями, так и...
Образование в Республике Узбекистан: модернизация...
...гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных
Министров Узбекистана, а также Программы и Концепции по развитию ИКТ, телекоммуникаций и
обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям...
Место интерактивных методов обучения...
...информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории Узбекистана.
Работа с таблицей, ее заполнение повышает знания студентов, развивает у них память на
и др.) место инновационных технологий и ИКТ, новаторства преподавателя и учителя в их...
Стратегия формирования электронного университета...
В ТУИТ широко развита практика внедрения информационно коммуникационных технологий в образовательный процесс.
расширение образовательной среды в Узбекистане на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования
Актуальность внедрения электронного обучения в системе...
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам преподавателя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационных и...
Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования и призвано обеспечивать формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая детей
Использование ИКТ технологий как средство обучения детей...