Информационные и инновационные технологии в преподавании узбекского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Мардонов, Д. Р. Информационные и инновационные технологии в преподавании узбекского языка / Д. Р. Мардонов, Н. И. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32534/ (дата обращения: 19.04.2024).



Внедрение информационных и инновационных технологий в обучении привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения информационные и инновационные технологии в обучении узбекского языка.

Ключевые слова: информационные и инновационные технологии, интерактивные обучения, инновационные методы и формы в обучении узбекского языка

В учебном процессе новые информационные и инновационные технологии не отделяют друг от друга, так как широкое внедрение новых инновационных технологий изменит парадигму образования и только современные информационные технологии обеспечивают эффективное использование новых инновационных технологий.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан “О разработке и внедрении Государственного образовательного стандарта для непрерывной системы образования”, в Указе Президента “О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и коренного улучшения подготовки высококвалифицированных кадров” выдвинуты требования по пересмотру и реформированию системы образования в нашей стране, которые успешно осуществляются в жизнь [1].

С этой целью в настоящее время внедрено непрерывное образование, образовательные учреждения оснащаются новейшим оборудованием, в учебном процессе применяются новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, и через внедрение последних достижений науки реализует задачи воспитания творческой, активной, духовно богатой, всесторонне развитой личности

Актуальность преподавания узбекского языка в настоящее время не вызывает сомнений, однако существует ряд проблем в организации учебного процесса и методиках преподавания.

Проблемы организации учебного процесса — связаны, в первую очередь, с разработкой методик использования информационных технологий в учебном процессе, то есть, какие технологии и в каком объеме использовать при обучении.

Внедрение информационные технологии в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, делая возможным:

– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность;

– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем;

– реализацию возможностей электронных учебников (ЭУ) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.

Для процесса обучения узбекского языка существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведения занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействие с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств [2].

Использование информационных технологий при изучении узбекского языка позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у ученик ов интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующею интерес и пытливость ребенка. В учебном процессе компьютер дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать учебного процесса по индивидуальным программам.

Обучение узбекского языка с использованием компьютерных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется во все структуры, проводящие подготовку и переподготовку специалистов. Компьютерные обучающие системы в сравнении с курсами на видеокассетах, где информация представлена последовательно, обладают мощными возможностями ветвления и позволяют ученикам прямо включиться в интересующую их тему.

Для изучения узбекского языка современные компьютерные обучающие системы разрабатываются с помощью мультимедиа-технологии. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

Мультимедийных компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Методы обучения узбекского языка имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации, и в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.

Создание компьютерных сетей предоставило в обучении узбекского языка абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области преподавании узбекского языка открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных.

Для преподавания узбекского языка на базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов Internet-учебник. Internet-учебник тоже обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя — существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом.

В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время с внедрением новых инновационных технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Внедрение новые инновационные технологии позволяют более эффективно организовать учебный процесс, предоставляют ученика новые средства, методы и источники получения учебного материала. Для совершенствования учебной деятельности учеников с применением инновационных технологии необходимы элементарные знания о современных информационных технологиях, о технических возможностях коммуникационных технологий, нужно уметь пользоваться информационным ресурсам, уметь самостоятельно работать с помощью современной компьютерной технологии, а также активно действовать, принимать решения к изменяющимся условиям жизни.

Инновационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, которые новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Современному учителю узбекского языка нужны средства не только представления интересных занятия, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний ученик ов, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.

В процессе преподавании узбекского языка с применением инновационных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель должен ставит перед собой цель — обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность ученик ов, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

В настоящий момент в преподавании узбекского языка для развития познавательной и творческой деятельности учеников используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.

Инновационные технологии в обучении узбекского языка обращены на индивидуализацию, дистанционность и мобильность учебного процесса, не смотря на возраст учащихся и уровень знаний, а также представлено большое количество методик инновационных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.

Методика использования инновационных технологий в преподавании узбекского языка предполагает [4]:

– совершенствование системы управления обучением на различных этапах учебной деятельности;

– усиление мотивации учения;

– улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учеников;

– повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий;

– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологии, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных технологии;

– демонстрацию возможностей современных средств информационных технологии в учебном процессе.

Одним из методов активного обучения узбекского языка с применением инновационных технологии являются проблемное обучение, метод проектов, интерактивные технологии, деловые игры, интегрированные уроки, и т. д.

В деловой игре взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а учитель направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Деловые игры при изучении узбекского языка обеспечивают направленную активность психических процессов учеников: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на занятиях, возбуждают интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для повышения мотивации учебного процесса использование метода проектов является одним из самых удачных способов при обучении узбекского языка. Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учеников путем развития их интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе изучения учебного материала. При изучении узбекского языка ученики выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т. д.

Таким образом, организации преподавании узбекского языка на основе информационных и инновационных технологий обеспечивает более высокое качество знаний ученик ов за счет четкого планирования занятии, повышения мотивации при изучении содержания предмета. В процессе обучения узбекского языка ученики формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, выдвигать свои идеи, анализировать учебного материала.

Литература:

  1. Ўзбекистон Республикаси Президенти И. А. Каримовнинг “Олий таълим муассасаларининг моддий-техник базасини мустаҳкамлаш ва юқори малакали мутахассислар тайёрлаш сифатини тубдан яхшилаш чора-тадбирлари тўғрисида”ги Қарори. 2011 йил 20 май. // Халқ сўзи. 2011 йил 21 май. 2
  2. Новые педагогические технологии в системе образования./Под редакцией д. п.н., профессора Е. Е. Полат, Москва АСАДЕМА, 2001г.
  3. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения учеников // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.
  4. Толыпина Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 300–301.
Основные термины (генерируются автоматически): узбекский язык, учебный процесс, обучение, процесс обучения, учебный материал, средство, ученик, время урока, познавательная деятельность, учебная деятельность.


Ключевые слова

информационные и инновационные технологии, интерактивные обучения, инновационные методы и формы в обучении узбекского языка

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Использование новых педагогических технологий в преподавании...

узбекский язык, Компьютерная технология обучения, образовательный процесс, учебный процесс. Похожие статьи. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

урок, учебная деятельность, форма организации обучения.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Использование новых педагогических технологий в преподавании...

узбекский язык, Компьютерная технология обучения, образовательный процесс, учебный процесс. Похожие статьи. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

урок, учебная деятельность, форма организации обучения.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Использование новых педагогических технологий в преподавании...

узбекский язык, Компьютерная технология обучения, образовательный процесс, учебный процесс. Похожие статьи. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

урок, учебная деятельность, форма организации обучения.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Использование новых педагогических технологий в преподавании...

узбекский язык, Компьютерная технология обучения, образовательный процесс, учебный процесс. Похожие статьи. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества...

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

урок, учебная деятельность, форма организации обучения.

Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Задать вопрос