Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Сравнительная педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Султонов А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 64-67. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2549/ (дата обращения: 26.05.2018).



Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл. Ведь интересы человека в числе первоочередных включает вопросы его здоровья, образования и развития.

С первых лет независимости руководство страны обозначило приоритетность образования в числе ключевых направлений реформ и запустило в действие масштабный план его развития. Основу его предопределила Национальная программа по подготовке кадров. В соответствии с ней инициировали коренное обновление прежде всего школьного обучения, а также создали новый тип учреждений — профессиональные колледжи и академические лицеи. В последующем модернизация затронула высшее образование.

Как справедливо отметил Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, «Мы должны однозначно для себя уяснить — не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание людей, а значит, осуществить коренные изменения и в образе нашей жизни, невозможно достичь высшей цели — построить свободное и процветающее общество» [1, c. 15].

Иначе говоря, будущее нашего государства и нации прямо и непосредственно зависит от того, сумеем ли мы создать наиболее эффективную систему национального образования, обеспечивающей качественное обучение и воспитание подрастающих поколений в соответствии с национальными интересами и требованиями времени. Всемерная поддержка молодого поколения с первых лет независимости стала неотъемлемой частью, важнейшим приоритетом политики суверенного Узбекистана. Для Узбекистана ускоренная модернизация обучающих технологий является еще более актуальной, чем для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку потенциал национальной системы образования выступает основным социальным ресурсом, обеспечивающим реальную возможность инновационного прорыва на более высокий уровень экономического развития.

С принятием «Программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы» для всех вузов Узбекистана открылись новые горизонты в работе. Благодаря вниманию руководства республики осуществлено уже немало преобразований, нацеленных на создание еще более широких возможностей для подготовки профессионально грамотных, конкурентоспособных кадров.

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы независимости, направлены на подготовку кадров на основе приоритета личности, удовлетворение ее образовательных потребностей, формирования эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления. Заложенная качественно новая модель ориентирована на формирование гармонично развитого поколения, на укрепление национальных основ образовательной сферы, повышение их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени. Стратегическая цель национальной программы заключается в формировании гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных в условиях мобильно развивающейся рыночной экономики решать сложные вопросы, стоящие перед обществом. Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.

За годы независимости проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и модернизации сферы образования. Вновь построены, капитально реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием около 9,5 тысячи, то есть практически все действующие в стране школы, реализованы кардинальные меры по качественному и методическому обновлению учебного процесса. На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей сложности более 2,8 триллиона сумов, а детских школ музыки и искусства с 2009 года — свыше 488 миллиардов сумов. В настоящее время в республике функционируют 9779 школ, которые охватывают контингент из более чем 4,5 млн. учащихся со 100 процентным охватом детей начальным и средним образованием. Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступающих лучшим вузам, в которых получают образование свыше полутора миллионов учащихся. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены колледжи и академические лицеи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общим предметам, но и осваивать в стенах учебного заведения современную технику и технологии.

Важное место в реформировании образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, занимают высшие учебные заведения. Их число выросло в 2 раза, и сегодня в 59 университетах и вузах, а также 11 филиалах столичных вузов обучаются свыше 230 тысяч студентов. В Узбекистане созданы и успешно функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни, такие как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет, Южнокорейский университет Инха.

Использование соответствующих мировому уровню информационно-коммуникативных и инновационных технологий в обучении стало одним из национальных приоритетов. Правительство Узбекистана проводит активную деятельность, направленную на интеграцию страны в мировое информационное пространство. В целях создания в нашей стране социально ориентированной информационной индустрии за счет внедрения информационно-компьютерных технологий в различные сферы экономики приняты 10 Законов, 7 Указов Президента Узбекистана, ряд постановлений Президента страны и Кабинета Министров Узбекистана, а также Программы и Концепции по развитию ИКТ, телекоммуникаций и почты. В частности, в мае 2001 г. Кабинет Министров РУз принял Постановление “О мерах по организации разработки “Программы развития компьютерных и информционных технологий на 2001–2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам “Интернет”. 30 мая 2002 г. Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий”, реализация которого значительно стимулировала развитие этой сферы в республике. Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”. В соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.09.2005 г. № ПП-191 “О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан” была создана образовательно-информационная сеть Ziyonet. Портал Ziyonet включает в себя всю необходимую для молодёжи информацию в сфере образования и содержит сведения о веб-сайтах учебных заведений, новости образования, науки, культуры, библиотеку. Вся информация в ней проходит так называемую фильтрацию, предотвращая размещение незаконной и неактуальной информации.

В каждом учебном заведении республики созданы информационно-ресурсные центры, связанные с единой информационной образовательной сетью Ziyonet, что позволяет создать широкие условия доступа учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов. В настоящее время все образовательные, научные, культурно-просветительские учреждения страны, а их более 12 тысяч, подключены к Образовательному порталу, который содержит более 25 тыс. учебно-образовательных материалов и ресурсов. Только в ВУЗах подготовлено свыше 1500 тыс. электронных учебников и учебных пособий, осуществляется проект по автоматизации библиотечной системы и созданию электронных каталогов. Это позволяет активно внедрить в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.

Сегодня обычном делом стали регулярные видеоконференции, но еще несколько лет назад их проведение было в новинку. Для вузов все изменил запуск единой корпоративной компьютерной сети «Электронное образование». При министерстве открыт Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях. Стартовало и формирование общей ресурсной базы за счет создания цифровых библиотек, систематически пополняемых учебниками, методическими пособиями, мультимедийными курсами и другими материалами.

На новый уровень вышло международное сотрудничество, в том числе в области внедрения передовых методик обучения иностранным языкам. Существенно расширена практика организации стажировок молодых перспективных кадров в ведущих зарубежных научных и образовательных учреждениях.

На торжественной церемонии вступления в должность Президента Шавкат Мирзиёев отметил: «Все мы гордимся тем, что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего дня, способной взять на себя ответственность за будущее Родины. Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания. В связи с этим важнейшая задача правительства, соответствующих министерств и ведомств, наших уважаемых наставников, профессоров и преподавателей — обеспечить молодежи качественное образование, воспитать её физически здоровыми и духовно зрелыми личностями» [2].

Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования, обеспечения ее комплексного, всеохватывающего характера; постоянного совершенствования учебных программ, учебников и учебных пособий, методики преподавания с учетом международных стандартов; обеспечения полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широкого внедрения новых технологических учебных форм и методов и другие новшества свидетельствует, что в стране создана национальная модель образования, отвечающая долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития Узбекистана.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997, с.63.
  2. Мирзиёев Ш. М. Речь Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. Из торжественной церемонии вступления в должность Президента. Ташкент: «Узбекистан». 2016. с. 56
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, систему образования, подготовке кадров, Указов Президента Узбекистана, вузов Узбекистана, Узбекистана ускоренная модернизация, Кабинета Министров Узбекистана, политики суверенного Узбекистана, торжественной церемонии вступления, сфере образования, Президента Республики Узбекистан, современного развития Узбекистана, системы образования, должность Президента, основа прогресса Узбекистана, модернизации сферы образования, годы независимости, опыт Узбекистана, систему национального образования, Президент Республики Узбекистан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос