Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694. — URL https://moluch.ru/archive/79/14053/ (дата обращения: 23.10.2018).

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: система образования, информатизация, ИКТ, учебно-воспитательный процесс.

 

За годы независимости проделана большая работа по созданию благоприятных условий для подготовки всесторонне развитого поколения, отвечающая всем требованиям и вызовам XXI века. После обретения независимости система образования стала одним из приоритетных направлений развития нашего государства и общества.

В начале 2000-х годов развитие и внедрение ИКТ в Республике Узбекистан приняло совершенно новый уровень — одним из приоритетных направлений развития системы образования стала информатизация и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, который предусматривает решение следующих задач:

-          оснащение современным компьютерным оборудованием;

-          разработка эффективных электронных образовательных ресурсов по учебным предметам;

-          подготовка педагогов по использованию ИКТ в преподавании учебных дисциплин;

-          подключение к сети Интернет.

Практика применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях разного уровня в настоящее время достаточно интенсивно расширяется. Система высшего профессионального образования не является исключением. Многочисленные исследования учёных последних лет (Д. П. Тевс, 2006; И. А. Кошбахтиев, 2009; С. С. Сангинов, 2009 и др.), посвященные изучению различных аспектов данного вопроса, свидетельствуют о его актуальности. Постоянное обновление технологических возможностей современных средств коммуникации обуславливает постоянный рост интереса исследователей к изучению эффективности их применения в образовательной среде.

Во избежание некорректности при рассмотрении данного вопроса следует уточнить толкование понятия — информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном понимании ИКТ подразумевает широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет [5].

Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе студентов сегодня находится лишь на начальной стадии развития. Принимая во внимание, что средства создания, обработки и передачи информации стремительно совершенствуются в современном обществе, представленный выше перечень ИКТ постоянно расширяется и модернизируется, тем самым пополняя потенциальные возможности данных для разных сфер деятельности человека, в том числе и образования.

Как отмечает С. С. Сангинов [4] развитие информационно-коммуникационных технологий идёт настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения.

В условиях развития цивилизации — перехода к информационному обществу — научные знания и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства, которая базируется на отраслях, непосредственно производящих информационные продукты и услуги, а также оборудование для передачи и обработки данных и информатизации [4].

В докладе президента Республики Узбекистан на Международном конгрессе по образованию определён один из основных механизмов реформирования системы подготовки кадров — её информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения Узбекистана, в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях. Одна из основных задач информатизации согласно существующим проектам концепций информатизации образования заключается в том, что обучаемому становится доступны гигантские объёмы информации в базах данных.

Таким образом, несомненно, что особое значение ИКТ приобретают в процессе накопленных знаний.

Так, с конца ХХ столетия библиотечная отрасль в Узбекистане развивается в условиях перехода к комплексному использованию традиционных и автоматизированных информационно-коммуникационных технологий, библиотеки вузов осуществляют комплексную автоматизацию, уделяя преимущественное внимание наращиванию технической базы. Благодаря этому информационно-ресурсными центрами решается важная социальная задача — обеспечение равных прав студентов и преподавателей на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферу деятельности. Применение ИКТ в деятельности вузовских библиотек инициировало формирование электронных образовательных ресурсов [2], получающих всё большее распространение и значение в настоящее время.

Интеграции наработок системы образования с новейшими информационными и коммуникационными технологиями позволяют сформировать в Узбекистане открытое образовательное пространство доступное для широких слоев населения [2].

В связи с этим возможности повсеместного применения ИКТ являются важным фактором повышения эффективности не только процесса обучения в образовательном учреждении, но и процесса самообразования специалиста на всём протяжении его трудовой деятельности.

Именно сегодня самообразование посредством ИКТ приобретает особое значение и всё чаще становится предметом изучения педагогической науки [1].

Возможности использования в образовательном процессе единого глобального информационного пространства, самостоятельного получения необходимой, постоянно обновляющейся информации, несомненно, значимые характеристики ИКТ, однако потенциальные возможности применения ИКТ в системе образования, в частности в рамках высшего профессионального образования намного шире.

Внедрение ИКТ в образование позволяет совершенствовать существующие педагогические технологии. Учитывая, что процесс обучения непосредственно связан с коммуникацией, в использовании ИКТ заложены значительные педагогические возможности. Так, благодаря информационным и коммуникационным технологиям стало более доступным личностно-ориентированное обучение, направленное на персонифицированную модель обучаемого. Нелинейные модели знаний, нелинейные средства и технологии обучения способствуют значительному совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в условиях глобальной информатизации и коммуникации.

В настоящее время разработка моделей использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в обучении является актуальной задачей дальнейших научных исследований.

Применение ИКТ позитивно влияет не только на процессы усвоения знаний, но также даёт положительный эффект в процессах формирования профессионально значимых умений и навыков будущих специалистов. Так, например, вполне обоснованным является использование ИКТ в рамках формирования коммуникативной компетентности студентов вузов.

В дополнение к данному высказыванию следует добавить, что для большинства студентов в настоящее время повседневной реальностью является самые современные средства коммуникации, а при этом новомодные формы коммуникации — общение в блогах или в рамках виртуальных сетевых обществ, как нигде лучше приживаются именно в студенческой среде.

Активное распространение глобальной сети, появление мобильных средств коммуникации, обеспечивающих повседневный доступ в интернет, обуславливает тот факт, что частота общения через глобальную сеть неуклонно возрастает. Сетевое пространство становится одним из основных коммуникативных средств молодого поколения.

К сожалению, образовательное учреждение — вуз, выполняя воспитательную функцию, зачастую не использует в полной мере возможности диалога со студентами в интернет пространстве. По данным Е. Г. Рубцовой [3], анкетирование студентов 1–2 курсов показывает ошибочность мнения, что общение в виртуальной среде используется молодыми людьми исключительно в досуговых, развлекательных целях. В 30,8 % случаев студенты указывают, что неоднократно в блогах принимали участие в обсуждении проблемных вопросов. При этом обсуждение данных вопросов в интернет пространстве, как правило, носит более открытый, доверительный характер, подталкивает к инициативе и высказыванию своей позиции тех, кто в реальной действительности воздерживается от обсуждения насущных проблем современного общества.

Таким образом, использование ИКТ имеют реальные возможности влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной гражданской позиции студентов и молодого поколения.

 

Литература:

 

1.         Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Информационно-коммуникационные технологии по подготовке кадров по физическому воспитанию. «Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров» Международная научная конференция. –Ташкент, 2009. — С.202–204.

2.         Махмудова Г. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе РУз. Научно-методическая конференция Ташкентского университета информационных технологий и его филиалов «Проблемы повышения качества системы образования» г.Ташкент 2004 г. — С.79–80.

3.         Рубцова Е. Г. Современные информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе вуза. «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г.Томск, 29–30 марта 2012.–С.37–38.

4.         Сангинов С. С. Информатизация как фактор глобализации социальных процессов в современном мире и её роль в подготовке специалистов в сфере инфокоммуникаций. «Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров» Международная научная конференция. — Ташкент, 21–22 сентября, 2009.– С.205–209.

5.         Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2006. — 213 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, Узбекистан, учебно-воспитательный процесс, система образования, процесс обучения, образовательный процесс, образовательное учреждение, молодое поколение, глобальная сеть, высшее профессиональное образование.


Похожие статьи

Модернизация учебного процесса как один из способов...

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение, образовательная технология, инновационный процесс...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный процесс, материально-техническая база, дистанционное обучение, сфера...

Использование информационных технологий и дистанционного...

дистанционное обучение, ИКТ, дистанционное образование, метод преподавания, область, образовательное учреждение, самый учебник, форма обучения, электронный учебник.

Информатизация образования | Статья в журнале «Молодой...»

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Анализ стратегии развития электронного университета...

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу. Система образования Республики Узбекистан призвана обеспечить каждому гражданину свободный и открытый доступ к...

Модернизация учебного процесса как один из способов...

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение, образовательная технология, инновационный процесс...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный процесс, материально-техническая база, дистанционное обучение, сфера...

Использование информационных технологий и дистанционного...

дистанционное обучение, ИКТ, дистанционное образование, метод преподавания, область, образовательное учреждение, самый учебник, форма обучения, электронный учебник.

Информатизация образования | Статья в журнале «Молодой...»

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Анализ стратегии развития электронного университета...

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу. Система образования Республики Узбекистан призвана обеспечить каждому гражданину свободный и открытый доступ к...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модернизация учебного процесса как один из способов...

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение, образовательная технология, инновационный процесс...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный процесс, материально-техническая база, дистанционное обучение, сфера...

Использование информационных технологий и дистанционного...

дистанционное обучение, ИКТ, дистанционное образование, метод преподавания, область, образовательное учреждение, самый учебник, форма обучения, электронный учебник.

Информатизация образования | Статья в журнале «Молодой...»

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Анализ стратегии развития электронного университета...

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу. Система образования Республики Узбекистан призвана обеспечить каждому гражданину свободный и открытый доступ к...

Модернизация учебного процесса как один из способов...

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение, образовательная технология, инновационный процесс...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный процесс, материально-техническая база, дистанционное обучение, сфера...

Использование информационных технологий и дистанционного...

дистанционное обучение, ИКТ, дистанционное образование, метод преподавания, область, образовательное учреждение, самый учебник, форма обучения, электронный учебник.

Информатизация образования | Статья в журнале «Молодой...»

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Анализ стратегии развития электронного университета...

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу. Система образования Республики Узбекистан призвана обеспечить каждому гражданину свободный и открытый доступ к...

Задать вопрос