Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 16.10.2015

Статья просмотрена: 4386 раз

Библиографическое описание:

Гиниятова, З. М. Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога / З. М. Гиниятова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/327/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Изучение психолого-педагогической литературы с целью выявления содержательной сущности понятия профессиональная компетентность педагога позволило сделать вывод о том, что, будучи сложным, многофакторным явлением, профессиональная компетентность является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. На основе анализа сущностных характеристик профессиональной компетентности специалиста мы трактуем профессиональную компетентность социального педагога как интегральную характеристику, включающую совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способность самостоятельно их приобретать; умение и готовность находить пути решения профессиональных задач; оценивание и ответственность за результаты своего труда [2].

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности, необходимые ее для «построения» в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, создает целостный образ социального педагога и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.

В процессе анализа научной литературы и учета положений деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов профессиональная компетентность социального педагога представляет собой синтез мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов. Мотивационный компонент включает личностное, смыслообразующее отношение к социально-педагогической деятельности. В связи с этим мотивационная составляющая предполагает постановку социальным педагогом целей и задач своей деятельности. Операционный компонент включает способность применять умения в профессиональной деятельности при решении конкретных социально-педагогических задач. Операционная составляющая предполагает выбор и применение социальным педагогом необходимых средств воздействия на детей. Рефлексивная составляющая предполагает оценку и коррекцию действий социальным педагогом [2].

Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов — будущих социальных педагогов мы считаем последовательным, усложняющим процессом, результат достижения которого имеет отдаленные перспективы в самостоятельной деятельности социального педагога. Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования и практической деятельности личности.

Профессиональная компетентность социального педагога определяется в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где указаны общие требования к образованности специалиста. В качестве эталонной модели педагога выступает профессиограмма, которая положена в основу нормативной модели, т. е. его квалификационной характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Благодаря этому нормативная модель позволяет довести содержание целей профессионального обучения и воспитания до уровня с указанием доступных проверке характеристик. Наиболее адекватной становится модель специалиста при условии, если ее построение опирается на тщательный анализ тех функций, которые задаются обществом и отражают внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Как утверждает ряд авторов, профессиональная компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе испытаний в предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем, мы считаем, что отдельные ее компоненты, в первую очередь связанные со специальной компетентностью, могут быть диагностированы в ходе учебного процесса. Особую трудность в оценке профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы вызывает то обстоятельство, что для этого необходимо иметь сведения об успешности (безуспешности) его деятельности в профессиональной сфере, с которой, как правило, он еще не сталкивался. Профессиональная компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе социальный педагог в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем мы считаем возможным диагностирование уровневой сформированности профессиональной компетентности будущих социальных педагогов уже в процессе профессиональной подготовки на основе определенной в ходе теоретического исследования модели данной интегративной личностной характеристики социального педагога.

Формирование профессиональной компетентности социального педагога — длительный процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути и, по сути, начинающийся задолго до непосредственной профессиональной деятельности и на его этапах возможно измерение уровневой сформированности. Измерение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы осуществляться как измерение качества социально-педагогической деятельности с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования, интерпретации результатов социально-педагогического деятельности. Проблема измерения сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе вуза связана с проблемой критериев и уровней ее сформированности.

Данные структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога были положены в основу разработки критериев и соответствующие им показатели, характеризующие сформированность профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы. Проведенное исследование позволило нам сформулировать критерии и соответствующие им показатели, которые характеризуют сформированность профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы.

Когнитивно-оценочный критерийопределяетсяпониманием и оценкой целей и задач социально-педагогической деятельности; осознанием значимости ключевой базовой и специальной компетентностей; усвоением совокупности компетенций по основным и профильным дисциплинам; отношением к социально-педагогической деятельности и степенью удовлетворенности педагогическим трудом. Показатели данного критерия выявляются с помощью анкетирования, определения коэффициента удовлетворенности профессией. Операционно-деятельностный критерийопределяется степенью владения ключевой, базовой и специальной компетентностями; применением компетенций в стандартных ситуациях по алгоритму; подходом к использованию методов и приемов в социально-педагогической деятельности. Нравственно-волевой критерийопределяется степенью организации собственной деятельности; самостоятельностью при решении социально-педагогических задач; сформированностью профессионально значимых личностных качеств социального педагога. Данный критерий изучается с помощью анкетирования, самооценки, экспертной оценки [2].

Педагогическое наблюдение за процессом формирования каждого из компонентов профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы позволило выделить уровни ее сформированности у студентов. Учитывая вышеназванные критерии, мы выделили три уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы: продуктивный, репродуктивный и адаптивный, которые в ходе эксперимента явились показателем его успешности и результативности. Адаптивныйуровеньсформированности профессиональной компетентности студента характеризуется низким уровнем владения специальными дисциплинами; неумением применять полученные теоретические знания в собственной практической деятельности; серьезными затруднениями в применении социально-педагогических технологий работы с различными категориями детей и подростков; неумением организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; низким уровнем развития диагностических, конструктивных, организационных, коммуникативных умений и профессионально значимых личностных качеств. Репродуктивныйуровень сформированности профессиональной компетентностистудентахарактеризуется средним уровнем владения специальными дисциплинами; применением полученных теоретических знаний в собственной практической деятельности на воспроизводящем уровне; хорошим уровнем владения социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей и подростков; умением организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; средним уровнем развития диагностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных умений и профессионально значимых личностных качеств. Продуктивныйуровеньсформированности профессиональной компетентностистудента характеризуется высоким уровнем владения специальными дисциплинами; осознанным и творческим использованием полученных теоретических знаний в собственной практической деятельности; владением на высоком уровне социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей и подростков; умением самостоятельно организовать взаимодействие с родителями по вопросам социализации детей и подростков; высоко развитыми диагностическими, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными, аналитическими умениями и профессионально значимыми личностными качества [2].

Профессиональная компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем отдельные ее компоненты, в первую очередь связанные со знаниями и отдельными профессиональными умениями, могут быть диагностированы. Особую трудность в оценке профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы вызывает то обстоятельство, что для этого необходимо иметь сведения об успешности (безуспешности) его деятельности в профессиональной сфере, с которой, как правило, он еще не сталкивался. Профессиональная компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе социальный педагог в должном объеме приобрести не может. Желательно расширить в образовательной программе виды деятельности, приближенные к профессиональной педагогические практики, деловые, ролевые, имитационные игры и творческую самостоятельную работу студентов.

Таким образом, анализ полученных данных показал, что профессиональная компетентность связана с некоторыми «дополнительными» предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Профессиональная компетентность является важной составной частью подготовки квалифицированного специалиста, определяющей его личные возможности в построении карьеры и в обеспечении собственного благосостояния. Вместе с тем профессиональная компетентность основывается не только на знаниях, умениях и навыках, составляющих требования государственного образовательного стандарта, но определяется умением работать с прогностической информацией о состоянии рынка труда, перспективах его развития, нынешних и будущих требованиях к специалисту. Удовлетворенность профессией — интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к низким результатам труда. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека.

 

Литература:

 

  1.      Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. проф. В. А. Козырева и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392с.
  2.      Махмутова З. М. Формирование профессиональной компетентности социального педагога / науч. консультант Р. М. Асадуллин. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. — 132с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, социальный педагог, высшая школа, образовательный процесс, социально-педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, специальная компетентность, умение, различная категория детей, собственная практическая деятельность.

Похожие статьи

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Похожие статьи

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Задать вопрос