Школьная типография как средство саморазвития обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Автор: Подоксёнова Елена Анатольевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1223 раза
Библиографическое описание:
Подоксёнова, Е. А. Школьная типография как средство саморазвития обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Подоксёнова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1495/ (дата обращения: 17.12.2024).
Школьная типография. Что это такое?
Полиграфическая промышленность — это отрасльпромышленности, занятая изготовлением всевозможных видов печатной продукции. Типография — это предприятие полиграфической промышленности.
Основное назначение школьной типографии — справляться с подготовкой информационных материалов и их печатью.
Первое, что необходимо для типографии — это печатное устройство — цветной лазерный принтер. Логично предположить, что вручную трудно качественно нарезать даже не очень большое количество экземпляров печатной продукции, значит, стоит задуматься о подборе резака — в нашей типографии резак сабельного типа. Кроме того, мы выбрали фотоаппарат, биговальный, перфорационный аппараты и ламинатор. Конечно брошюрную, альбомную и книжную продукцию нельзя представить без шитья блоков. Наша типография оснащена степлером, позволяющим сшивать блоки внакидку и втачку, и переплетной машиной — на ней возможен переплет на пластиковую пружину. Данный перечень оборудования вполне способен покрыть личные запросы кружковцев и нужды школы в печатной продукции, с его помощью можно выпускать печатные материалы небольшого тиража.
Ежегодно в нашем кружке Школьной типографии «Улей» как пчёлы трудятся 10–12 учащихся 5–9 классов.
Цель программы кружка: Создание условий для освоения технологических знаний, производственной и коммуникативной культуры в области полиграфии на основе включения учащихся в разные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда.
На занятиях мы с обучающимися моделируем поэтапный процесс работы типографии. Мы печатаем газету «Школьный вестник», буклеты, плакаты, дипломы и грамоты, изготавливаем блокноты, закладки, медали и т. д. Кроме того учащиеся готовят и печатают изделия для личного пользования: фотоальбомы, календари и свои авторские книги.
Возможности школьной типографии для саморазвития обучающихся синтеллектуальными нарушениями
Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные. Необходимо «запустить» в ребенке механизмы саморазвития, а, следовательно, создать для этого условия:
– участие личности в деятельности;
– определенный опыт успеха;
– тренинг достижений.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, изменяя и воспитывая себя (Г. К. Селевко).
Общепризнанно, что основой развития личности являются ее потребности. Предлагаю вместе проанализировать потребности личности и, каким образом обучающиеся могут удовлетворить их в условиях школьной типографии.
Потребность в самоутверждении, стремление уважать себя, быть довольным собой, быть уверенным в себе. Самоутверждаться человек может с помощью реальных достижений в какой-либо области. Реальными достижениями являются качественные печатные изделия, изготовленные кружковцами, которые находят реальное применение: становятся подарком или поощрением, источником информации и агитации, средством удовлетворения эстетических чувств и т. д.
Потребность в самореализации — выявлению своих способностей содействует использование разнообразных видовдеятельности: ребята сочиняют сказки, выполняют рисунки и иллюстрации для книг и плакатов, работают на компьютере, фотографируют и обрабатывают фотографии, выполняют верстку будущих изделий и т. д.
Потребность в самоопределении (профессиональном) — в процессе реализации программы реализуются основные цели профориентации: формирование внутренней готовности у учащегося к осознанному и адекватному построению и корректировке перспектив собственного профессионального развития; прогнозирование профессиональной успешности в сфере трудовой деятельности в полиграфическом производстве. Организации деятельности учащихся в форме деловой игры позволяет формировать у них основы технологической дисциплины и профессиональной культуры труда через усвоение совокупности специальных теоретических знаний и практических умений.
Потребность в самозащите выражается в саморегуляции, самоорганизации своего состояния и поведения. Выполняя тот или иной заказ на изготовление изделий, обучающиеся стараются сохранять трудовую дисциплину, доводить начатое дело до конца, соблюдают технику безопасности и правила работы с оборудованием, приобретают умения работать в коллективе, общаться в деловом стиле, подчинять свои интересы интересам общего дела.
А также условия школьной типографии не на прямую, а опосредованно позволяют обучающимся самосовершенствоваться, осуществлять свое самовоспитание в виде коррекции и профилактики негативных форм социального поведения через сюжеты сказок, содержание плакатов и буклетов по ОБЖ и ЗОЖ, изготовление семейных альбомов, поздравительных плакатов и т. д.
Реализация программы кружка Школьная типография утвердила меня и педагогический коллектив в необходимости использования для саморазвития школьников продуктивной деятельности. Создание учащимися продуктов (изделий) в определенной области (полиграфии) в условиях коллектива способствует активизации процесса саморазвития обучающихся. Процессы самопознания и саморазвития протекают более эффективно, если личности оказывается педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения.
Литература:
- Селевко Г. К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. — Ярославль: ИРО, 2001.