Организация доступной трудовой занятости нейроотличных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Сулейманова, Я. Н. Организация доступной трудовой занятости нейроотличных подростков / Я. Н. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108551/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социально-трудовая адаптация и подготовка к трудоустройству являются важными условиями успешной социальной интеграции в общество в том числе и для нейроотличных подростков. Программа трудовой занятости для подростков с ментальными нарушениями является важной и значимой как для самих подростков, так и для родителей, которые воспитывают особых детей. Для подростков с ментальными нарушениями данная программа имеет несколько значимых аспектов:

  1. Участие в программе трудовой занятости может способствовать развитию навыков и умений у подростков с ментальными нарушениями. Это может включать такие навыки, как коммуникация, работа в коллективе, самоорганизация, а также специфические навыки, относящиеся к конкретной области работы.
  2. Благодаря этой программе, подростки могут чувствовать себя полезными и востребованными, а также получать поддержку и признание за свои достижения.
  3. Возможность участия в программе трудовой занятости может также иметь положительный эффект на самооценку и самопонимание подростков с ментальными нарушениями. Они могут видеть свои способности и достижения, что поможет повысить их уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Для родителей программа предоставляет дополнительную поддержку и ресурсы в воспитании и развитии их детей. Родителям легче ориентироваться и находить подходящие возможности для трудовой занятости своих детей, а также получать советы и поддержку от специалистов, работающих в рамках данной программы. Каждого родителя волнует, как будет складываться жизнь ребёнка по достижению 18 — летнего возраста, как и где организовать занятость уже молодого человека вне стен детского учреждения. В рамках данной программы у родителей появляется возможность познакомится с новыми учреждениями, которые предоставляют адаптированные трудовые места для молодых людей с учетом особенностей здоровья.

В процессе социально-трудовой адаптации подростков необходимо не только обучить их определенным операционно-техническим действиям, но и помочь развить социальные навыки и умения. Важно обеспечить подростков рабочими местами с адаптированным режимом и условиями работы.

Программа, разработанная в нашем Центре направлена на развитие компетенций подростков с ментальными нарушениями в сфере трудовой деятельности благодаря созданию маленькой печатной мастерской на базе ЦСПР «Семь-Я», а также регулярному посещению типографии с адаптированными трудовыми местами на базе пространства «Обычные люди» АНО РЦ «Вера. Надежда. Любовь». В печатной мастерской ребята приобретают навыки использования печатной и полиграфической техники, осваивают организационные и коммуникативные навыки, связанные с трудовой деятельностью.

Как показала практика, наличие опыта трудовой занятости еще в детском учреждении способствует формированию готовности и желания трудиться и после выхода из него.

После обучения по программе выпускники детских учреждений смогут:

— при переходе во взрослое учреждение осознанно проявлять желание включаться в трудовую занятость.

— у подростков повышаются компетентности в сфере трудовых навыков и коммуникации в трудовом коллективе;

— благодаря поддержке и адаптации рабочей среды и условий для людей с ментальными нарушениями, ребята всё же могут быть успешными и эффективными работниками.

Успешной подготовке воспитанников к взрослой трудовой жизни играет организация специальной среды, создание таких условий, где ребенок мог проявлять собственную инициативу, делать осознанный выбор, выполнять трудовые действия с минимальной помощью взрослого.

Организуя среду, большое внимание необходимо уделять визуальным помощникам. С помощью которых подросток способен самостоятельно выполнять различные операции. В данном случае роль взрослого берет на себя «визуальная подсказка». Следовать установленным правилам в процессе работы, регулировать возникающие конфликты между воспитанниками помогают визуализированные правила.

У молодых людей с умственной отсталостью необходимо формировать мотивацию к выполнению задания; чётко проговаривать цели и задачи предстоящего задания; задание делить на этапы, части; контролировать выполнение каждого этапа, части задания; формировать самоконтроль и самооценку своей деятельности, умение отчитываться за выполнение задания, за работу, выполненную в течение дня; в процессе деятельности делать небольшие динамические паузы, чередовать виды деятельности; соблюдать принцип постоянной занятости обучающихся, осуществлять постоянный контроль со стороны педагогов. Учитывая высокий уровень истощаемости центральной нервной системы, низкий уровень работоспособности, нарушения в деятельности нейродинамических процессов необходимо чередовать различные виды деятельности, организовывать работу учащихся в физиологически удобном темпе, дозировать плотность и объем учебной информации.

На начальном этапе обучения воспитанники были включены в работу минитипографии, созданной на базе ЦСПР «Семь-Я» на следующих производственных участках:

— Печать

— Ламинирование

— Вырезание

— Пробивание отверстий дыроколом

— Составление папок с инструкциями

Воспитанники знакомятся с техникой минитипографии (принтер, ламинатор, резак, дырокол), обучаются выполнению отдельных операций.

По окончанию обучения на 1 этапе проводится независимая итоговая аттестация трудовых навыков.

На втором этапе обучения воспитанники проходят трудовые практикумы на базе пространства «Обычные люди», где организована типографии с адаптированными трудовыми местами PictoDidaktic.

На втором этапе работы воспитанники знакомятся с профессиональной техникой типографии (принтер, ламинатор, резак, термопресс, брошюратор), обучаются выполнять полный цикл операций с целью получения конечного продукта — визуального помощника, для чего необходимо распечатать файл, вырезать пиктограммы или изображения, заламинировать листы, сброшюровать альбом-инструкцию по пользованию той или иной бытовой техникой, либо наклеить на каждую из отдельных пиктограмм липкую ленту и составить каталог соответствующих пиктограмм «Режим дня», «Уборка», «Бытовые дела», «Умывание», «Принятие душа».

Помимо основной работы в типографии воспитанники в течении учебного года посещают специально подготовленные профориентационные экскурсии, направленные на знакомство подростков с различными профессиями и специальностями. Экскурсии проводятся в учебных заведениях, производственных предприятиях, творческих мастерских. В ходе экскурсии подростки знакомятся с мастерами своего дела, узнают, как происходят технологические процессы, какие инструменты используются, как определять качество продукции и многое другое.

На третьем этапе обучения воспитанники проходят адаптированные стажировки на базе пространства «Обычные люди» для развития адаптивных и функциональных навыков. По окончанию цикла стажировки, при успешно пройденной аттестации трудовых навыков, у воспитанника появляется возможность включаться в трудовую деятельность на постоянной основе с выплатой денежного вознаграждения.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая занятость, баз пространства, навык, подросток, программа, трудовая деятельность, воспитанник, выполнение задания, детское учреждение, этап обучения.


Задать вопрос