Авторы: Мамцева Олександра Васильевна, Мистюрина Марина Сергеевна

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 26.09.2016

Библиографическое описание:

Мамцева О. В., Мистюрина М. С. Балльная система оценивания // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 29-32.



С 2010 года МКОУ лицей № 11 г. Россоши Воронежской области активно включился в работу по реализации ФГОС. На протяжении всего времени преподавателями ведётся научно-исследовательская и практическая работа, направленная на разработку новых авторских программ по предметам, работу с одаренными и талантливыми детьми, развитие их познавательной активности и интеллектуального потенциала. В 64 % классов начальной школы обучение ведется по технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, в 36 % — по программе с элементами развивающего обучения «Планета знаний». Основным средством диагностики УУД и осуществления обратной связи является система оценивания. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования в ней происходит принципиальное изменение результатов обучения младших школьников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает достоинствами: простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия. Без этого она не могла бы существовать так долго. Но наряду с достоинствами имеет и недостатки в диагностике формирования УУД:

– достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;

– учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;

– пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;

– нет обратной связи между учителем и учеником.

Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Критериальное оцениваниеэто процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание позволяет:

– учителям:

  • разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
  • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.

– учащимся:

  • прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
  • оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
  • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

– родителям:

  • получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  • устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
  • быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Критерии оценки были разработаны методическим советом лицея (в состав которого входят руководители методических объединений), совместно с активистами ученического самоуправления и представителями родительской общественности. Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. Чтобы самостоятельность оценивания не вызывала затруднений критерии делаются максимально доступными.

С этой целью в критериях выделяются рубрики (инструкции по оцениванию), которые процедуру оценивания делают максимально прозрачной. В рубриках ставятся баллы по каждому из критериев.

Балльные шкалы по всем предметам начинаются с нуля. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т. е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе.

В начале учебного года на первых уроках учителями и учениками были обговорены критерии, по которым будут оцениваться работы. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем.

В 2016–2017 учебном году в лицее утверждена следующая бальная система:

Баллы

Отметка

100–86

«5» — «отлично»

85–70

«4» — «хорошо»

69–50

«3» — «удовлетворительно»

49–0

«2» — «неудовлетворительно»

Высчитывается процентное соотношение между максимальным количеством баллов, которое учащийся может набрать за работу на уроке, и набранными. Например, при оценке текущего диктанта учащийся набрал из пяти возможных три балла: 1 — за грамотность (допущено 3 орфографические ошибки), 1- за каллиграфию и 1 — за работу, написанную без исправлений. Максимально за диктант можно получить 5 баллов. Соответственно, делим 3 на 5, получаем 60 баллов, что соответствует отметке «3».

В качестве примеров приведём некоторые критерии, разработанные и принятые в нашем учебном заведении.

Критерии оценивания устного ответа

Критерии

Рубрика

Балл

Итого

1

Полнота ответа

Правильный, полный, самостоятельный ответ

2

2

Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

1

2

Четкое знание определений, терминов

1

1

3

Использование в ответе дополнительной информации (приведены примеры, факты для подтверждения изложенного)

1

1

4

Активность на уроке

1

1

Максимальное количество 5

Критерии оценивания диктанта

Критерии

Рубрики

Балл

Итого

1

Грамотность написания

Без ошибок

3

3

Допущено 1–2 орфографические ошибки или 1 орфографическая и /или 1–2 пунктуационные

2

Допущено 3–5 орфографические ошибки или

3 орфографические и 2–3 пунктуационные или

4 орфографические и 2 пунктуационные

1

Допущено более 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационная

0

2

Работа написана без исправлений

1

1

3

Письмо соответствует требованиям каллиграфии

1

1

Максимальное количество 5

В начальной школе требования к каллиграфии и исправлениям делятся на два отдельных критерия.

Критерии оценивания результатов выполнения письменных (контрольных, проверочных, самостоятельных) работ обучающихся по математике

Критерии

Рубрики

Балл

Итого

Решение базовых заданий

1

Полнота решения.

Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

2

2

Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

1

Решение заданий повышенного уровня

2

Полнота решения.

Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

3

3

Работа выполнена верно, но не содержит необходимых рассуждений.

2

Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

1

3

Аккуратность

Работа выполнена аккуратно.

1

1

Максимальное количество 6

Критерии оценивания навыка работы стекстом (комплексный анализ текста)

Критерии

Рубрика

Балл

Итого

1

Умение формулировать тему и основную мысль текста

Верно определена тема, основная мысль текста

2

2

Определена только тема или только основная мысль текста

1

Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

1

2

Умение определять стиль текста и тип речи

Верно определены стиль и тип текста

2

2

Определен только стиль или тип текста

1

3

Умение составлять план текста

План составлен верно, отражены все смысловые части, последовательность частей не нарушена

3

3

В плане отражены все смысловые части, но нарушена их последовательность

2

Составлен простой план, пропущена 1 смысловая часть

1

4

Умение работать со словарем

Работа выполняется с использованием словаря

1

1

5

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

3

3

Сформулированный ответ правильный, подтвержденный информацией из текста, но односложный

2

Сформулированный ответ правильный, не подтвержденный информацией из текста, односложный

1

6

Умение высказывать свою точку зрения

Высказывает оценочное суждение

2

2

Высказывает суждение на уровне нравится- не нравится, не может оценить полезность информации

1

Максимальное количество 13

Учащиеся первых классов недостаточно владеют навыком чтения, поэтому опираться на критерии не могут. С этой целью для них можно предложить оценить выполненную работу с помощью двух линеечек: правильность и аккуратность. Или: поставить галочку рядом с номером задания, в правильности выполнения которого они сомневаются.

Начав критериально оценивать учащихся, мы отметили, что у них снизилась тревожность, стало меньше жалоб на здоровье. Учитель теперь выступает в роли наставника. Учащиеся с интересом включились в новую процедуру оценивания. Новую критериальную систему оценки позитивно приняли и учащиеся, и родители, и учителя.

Первый опыт нам показал, что итоговая отметка по совокупности составляющих критериев оценивания делает учащихся более успешными, позволяет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку критериальное оценивание направлено на движение учащегося вперёд, на самореализацию.

Литература:

  1. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 113 с.
  2. Критериальное оценивание в начальной школе. Матвеева Е. И. и др. — М.: Вита-пресс, 2013.
  3. Макарова Е. Г. Мастер класс «Критериальное оценивание — важный фактор процесса обучения» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/54799-master-klass-kriterialnoe-ocenivanie- %E2 %80 %93-vazhny.html
  4. Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771
Основные термины (генерируются автоматически): система оценивания, Критериальное оценивание, бальная система оценивания, критериальное оценивание, процедуру оценивания, оценивание знаний учащихся, основу критериальное оценивание, класс «Критериальное оценивание, Пятибалльная система оценивания, пятибалльная система оценивания, критериальном оценивании, обратной связи, оценки успешности учащихся, развивающего обучения, новую процедуру оценивания, учебно-познавательной компетентности учащихся, учебных достижений учащихся, правильной организации оценивания, следующая бальная система, критериев оценивания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос