Библиографическое описание:

Абзал М. М., Кенжегараева А. С. Критериальное оценивание на уроках музыки // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/archive/144/40792/ (дата обращения: 23.05.2018).



Президент Н. А. Назарбаев в Послании Народу Казахстана отметил: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Результатом обучения должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].

Одной из самых актуальных проблем современного общества является формирование позитивной личности, которая не только может жить в условиях социальных, экономических изменений, но и добиваться положительных результатов в работе. Первостепенные требования к такой личности — это быть творческим, активным, ответственным, грамотным, профессионально образованным. Для соответствия данным требованиям возникает резонный вопрос о необходимости работы в новом направлении касательно оценки знаний учащегося. Один из путей решения данной задачи — это выяснение уровня знаний учащегося по системе критериального оценивания. Самое главное в системе критериального оценивания — это сам процесс обучения, в течение которого ученик, научившись оценивать свои знания, видя достоинства и недостатки своих знаний, понимает в каком направлении развиваться дальше. То есть, здесь оценивается самостоятельная работа и способность к анализированию учащегося. Для оценивания необходимо знать, какой багаж знаний имеется у учащихся и их способности.

Цель внедрения системы критериального оценивания:

- Повышение качества преподавания музыки.

- Привести уровень знаний учащихся в соответстве с международными стандартами.

Задачи критериального оценивания:

- определение уровня подготовки учащегося на каждой стадии урока;

- наблюдение личностного развития учащегося;

- определение ошибок учащегося в процессе обучения.

- убеждение в справедливости индивидуальной оценки учащегося в процессе работ;

- анализирование эффективности программы обучения;

- обеспечение обратной связи учащегося с преподавателем касательно усвоения процесса обучения.

Значимость критериального оценивания:

для преподавателей заключается в:

- формировании критериев, приводящих к качественному результату;

- анализе своей деятельности и получении материалов для будущего планирования;

- улучшении качества методов преподавания;

- планировании курса обучения, с учетом музыкальных особенности учащегося;

- использовании различных методов оценивания.

Для учащихся заключается в:

- получении обратной связи, оценивая себя и других;

- демонстрации собственных знаний, свободном выражении собственных мыслей, развитии критического мышления;

- эффективности критериального оценивания;

- возможности объективной оценки результатов обучения учащегося преподавателем.

- возможности понять и оценить ошибки, сделанные в процессе обучения. [2]

Ниже представлен практический урок по методике преподавания музыки в I четверти для 5 класса «Родина моя!», который соотвествует вышеперечисленным критериям [3].

Тема урока: «Родина моя!»

Цель урока:

Образовательная: в соответствии с программой для 5 класса дать представление учащимся о казахских народных инструментах, исторических песнях и кюях, национальных музыкальных инструментах, мировой музыкальной культуре и произведениях.

Воспитательная: Оттачивая творческие способности учащегося, воспитать патриотичную, образованную и творческую личность с хорошим музыкальным вкусом, высоко ценящую национальную культуру.

Развивающая: Пробудить интерес к творческому поиску, определить репертуар в соответствии с программой при помощи современных ИКТ, дать направление в применении навыков в творчестве.

Профессиональная: Дать теоретические знания учащимся, подготовить будущего специалиста, умело применяющего знания на практике, сформировать будущего профессионала.

Вид урока: Практический урок.

Инновационные технологии, используемые на уроке: технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, тенденция критериального оценивания.

Связь спредметами: Педагогика,музыкальная литература,хоровое дирижирование, казахская литература, история, концертейстерский класс.

Наглядные пособия:

Видеопроектор, слайды, музыкальные инструменты, хрестоматии, музыкальный центр, аудиоматериалы.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап: Учащиеся здороваются с преподавателем, нацеливают внимание на урок. Определяются цели и задачи урока.
  2. Введение в новый урок: Лекция-консультация. Родина моя!: что такое Родина? Обмен мнениями с учащимися, выслушивание мнений учащихся.

Дать определение темам урока по музыке для 5 класса. I четверть. (демонстрируется слайд).

— Казахская народная музыка;

—Казахские национальные музыкальные инструменты (слайд);

—Казахские исторические песни и кюи;

—Музыка и музыкальные инструменты народов мира (слайд).

III. Основная часть нового урока:

А) прослушивание музыки с помощью музыкального центра.

Народные исторические кюи и кюи народных композиторов.

  1. Народный кюй «Ел айрылған»
  2. Кюй Махамбета Утемисулы «Жумыр кылыш». Исполняет: группа «Ұлытау».
  3. Кюи Курмангазы: «Кишкентай». Исполняет: оркестр.
  4. Дина Нурпеисова «16 жыл».
  5. Нургиса Тлендиев: «Махамбет». Исполняет оркестр.

Б) прослушивание народных песен. Под музыку демонстрируется видеоряд исторических этапов на слайде.

1. Народная песня «Елим-ай»;

2. Народная песня «Ай-хай, заман-ай!»

IV. Практическая часть. Учащиеся с помощью выбора цветных карточек делятся на три команды.

  1. Каждая команда защищает свою тему для I четверти 5 класса с использованием музыкальных материалов, демонстрирует план проведения урока в школе в качестве примера. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе).
  2. Исполняются произведения из репертуара 5 класса в своем музыкальном сопровождении. (Оценивает следующая команда по 3-х бальной системе)
  3. Работа с раздаточным материалом. Материалы состоят из методических и логических музыкальных вопросов по пройденной и новой теме. В каждом раздаточном листе по 10 вопросов (в случае правильного ответа на все вопросы в течение 3-х минут даются 10 баллов, в случае неправильного ответа на 1–2 вопроса, следующая команда вправе ответить на них и заработать дополнительные баллы)

Например,

Р/с

Найдите ответ

Ответ

1.

Как называется сложный период 1723 года, и название народной песни, вышедшей в связи с этими событиями?

«Актабан шубырынды, Алкаколь сулама» — «Годы Великого бедствия», народная песня «Елим-ай».

V. Контроль знаний, оценка. Итоговая оценка: Учащиеся оценивают себя сами. За оценки даются следующие баллы:

Оценка 5: 15–18 баллов

Оценка 4: 12 -14 баллов

Оценка 3: 9–11 баллов

VI. Рефлексия: закрепить полученные знания, подвести итог. Согласно таблице «Итоговое заключение» следует задать вопросы учащимся:

Какие впечатления от сегодняшнего урока?

В чем особенность команды, заработавшей высший балл?

Что Вы хотите узнать на следующем уроке?

Ожидаемый результат:

Что они знают (теоретические знания)?

- Казахскую народную музыку, казахские народные инструменты, историю возникновения исторических песен, кюев и их значение в обществе.

- Музыку народов мира и их музыкальные инструменты.

- Произведения казахстанских композиторов на патриотическую тему.

- Ознакомились с произведениями, призывающими к патриотизму и дружбе.

Что усвоено (практические знания)?

- Наряду с историей формирования казахской народной музыкальной культуры, усвоено использование.

- Применение профессионального педагогического опыта, полученного в ходе урока.

- Знание народных песен, кюи, произведении композиторов народно-инструментального жанра, использование знании в дальнейшей методической работе.

- Применение патриотических произведений казахстанских композиторов на практических занятиях.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
  2. Руководство для специалистов, предоставленное методологическим советом центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»- Астана, 2015 г.
  3. А.Жаймов, Б.Искаков, Ж.Енсепов, Ж.Сарсембенов. Руководство по музыке., — Алматы. «Атамура» 2005 г 152с
  4. А.Жубанов «Замана бұлбұлдары»- Алматы. «Алматыкитап» 2004 г 225с
Основные термины (генерируются автоматически): критериального оценивания, знаний учащегося, 3-х бальной системе, системе критериального оценивания, следующая команда, уровня знаний учащегося, оценки знаний учащегося, определение ошибок учащегося, индивидуальной оценки учащегося, личностного развития учащегося, уровня подготовки учащегося, обратной связи учащегося, анализированию учащегося, критического мышления, определение темам урока, Задачи критериального оценивания, уровень знаний учащихся, план проведения урока, навыками критического мышления, Послании Народу Казахстана.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос