Библиографическое описание:

Сулейменова М. М. Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания знаний ученика [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 20-23.



Глава государства отметил, что «нам необходимо достичь высокого уровня предоставления образования в стандартах мирового масштаба», поэтому в образовательную систему нашей страны, согласно мировым стандартам, введена модель критериального оценивания.

Особенности Интегрированной модели критериального оценивания (далее ИМКО) заключаются в том, что она дает возможность формирования и развития основных качеств личности 21 века, такие как исследование (анализ и синтез), навыки решения проблем, критическое мышление, самостоятельное обучение, сотрудничество, обработка информации, креативность и проектирование, практические и экспериментальные навыки.

Эти качества развиваются при освоении целей ИМКО, которые составлены на основе учебных программ и учебных планов и направлены на получение знаний и освоение навыков. По казахскому языку освоение навыков оценивается по следующим критериям: аудирование, чтение, письмо, говорение.

Вводить какие-либо новшества не всегда было легким путем. В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Караганда (далее НИШ ХБН г. Караганды) оценочная модель внедряется с сентября 2013 года как новый вид модели оценивания. В первое время были трудности и много неясных моментов для учителей и учеников в применении данной модели.

При ее внедрении в практику при обучении казахскому языку мы столкнулись со следующими трудностями:

− при освоении языка отсутствие базовых знаний;

− необходимость дополнительного времени для освоения учениками системы ИМКО;

− сложности в составлении дескрипторов для оценки знаний;

− отсутствие опыта работы по ИМКО;

− определение временных промежутков для выполнения формативных работ;

− подготовка устных заданий в рамках формативных работ для оценивания навыков говорения;

− нехватка времени при достижении обучающих целей по критериям говорение и письмо.

Несмотря на все это, благодаря обучению и семинарам, внутришкольным совещаниям для координаторов ИМКО и обмену опытом по мастер-классу, организованными Департаментом по качеству образования, Центром педагогических измерений, иностранного коллеги М.Шайном, мы преодолели все трудности. При работе с данной системой начали замечать множество положительных сторон модели критериального оценивания.

Основной задачей ИМКО является самостоятельное определение учеником уровня своих знаний, так как ученик для достижения цели ставит определенные задачи и самостоятельно работает над ними. Более того ученики зная дескрипторы, понимают, что им нужно и стараются выполнять задания в соответствии с требованиями. Работая с данной системой, ученик оценивает себя и свои знания непредвзято.

Для учителя стало возможным оценивать знания учеников не в сравнении или по общей картине, а применяя определенные критерии.

Уровень освоения учебного материала и навыков по образовательной программе определяется дескрипторами, составленнымидля формативных работ.

Качественно составленные дескрипторы для заданий по достижению учебных целейопределяют профессионализм учителя-предметника. Таким образом, стало очевидным, что при составлении заданий, в первую очередь, учитель должен глубоко вникнуть в цель обучения, для того чтобы рассмотреть возможные пути достижения цели. Я стала учитывать необходимость составления дескрипторов понятных для учеников и направленных на результат.

В 8L2-классах по разделу «Искусство и литература» хочу предоставить вашему вниманию задания и дескрипторы, составленные по цели обучения:

«Т3. Понимание и прогнозирование деталей текста».

Задание:

  1. Прослушайте внимательно песню «Ақ көгершін»;
  2. Найдите в песне сравнения, относящиеся к голуби;
  3. Голубь является символом чего? Мысль выразите в 3 предложениях.

На основе данных заданий составлены следующие критериий успеха:

Таблица 1

Лист оценивания ученика

Цели обучения

Крит.

Критериий успеха

Д

С

Вывод

д

с

ЦО1

Т3

Понимает детали песни

Находит сравнительные слова, относящиеся к голуби

Выражает свое мнение относительно символизма в трех предложениях

По цели «А4 уметь уверенно и свободно отвечать на вопросы» было составлено задание-игра «Ярмарка блюд». В ходе игры ученики поделились на 2 группы: на продавцов и покупателей.

Задание:

Продавцы готовят свои товары. Ученики-покупатели идут на ярмарку и ищут нужные товары. Продавцы уверенно рекламируют полезность для человеческого организма своих продуктов. Покупатели по своему желанию задают вопросы продавцам и чтобы быть уверенными в выборе товара стараются побольше узнать о нем.

Покупатели делятся мыслями, почему они выбрали этот товар.

В результате выполнения задания цель урока была полностью достигнута. Так как учащиеся, используя доказательства, сумели вступить во взаимодействие покупатель-продавец без подготовки и выразить свое мнение. Ученики по собственному желанию составили следующие критерии успеха отдельно для продавца и покупателя:

Таблица 2

Лист оценивания ученика

ЦО

Крит.

Критериий успеха

Д

С

Вывод

д

с

ЦО 1

А4

Продавец

Может собрать важную информацию про свой товар.

Может уверенно рекламировать свой продукт

Отвечает без затруднения на вопросы ученика-покупателя

По грамматическим нормам допускает 2–3 незначительные ошибки

Покупатель

Слушает внимательно информацию, предоставленную продавцом

Может задать продавцу не менее 2 вопросов о товаре

При объяснении причины выбора товара говорит уверенно

Умело применяет информацию, данную продавцом

По грамматическим нормам допускает 2–3 незначительные ошибки

По критериам, составленными учениками, они оценивают друг друга: продавцы-покупателей, покупатели-продавцов.

Однако, у плодотворной работы есть свои трудности. В моей практике у учеников, для которых казахский язык считается вторым языком, навыки письма и говорения ниже по сравнению с навыками аудирования и чтения.

При формативном оценивании по этим двум навыкам для достижения цели обучения ученикам дается несколько возможностей. При проверке данных работ, если несколько учеников допустили одну и ту же ошибку по одному дескриптору, в первую очередь я ищу недостатки в своем планировании, используя такие вопросы «Что не учла в составлении дескриптора? «Что не понятно ученику?». «В чем трудность?». Это выясняю при работе с детьми, которые получили оценку «Стремится». Беру на заметку, что надо учесть в следующих заданиях и дескрипторах. Для дальнейшего достижения цели обучения использую другие методы и виды заданий.

Для достижения цели обучения «Ж2» в разделе «Вода, ее изображение в музыке, литературе и визуальном искусстве» на предыдущих уроках объяснила художественно-выразительные средства по данной теме, значения пословиц и поговорок о воде. На следующем уроке учащиеся, используя выразительные средства, выполнили письменную работу, то есть написали монолог Воды.

Чтобы качественно выполнить задание, был разработан алгоритм выполнения задания:

  1. Опишите цвет, вкус, особенности Воды, используя выразительные средства.
  2. Докажите важность Воды в жизни человека, уместно используя пословицы и поговорки.
  3. Свяжите с жизнью поговорку «И у воды есть спрос».
  4. Выразите предложение, пожелания для потребителей воды.

Считаю, что данный вид работы способствует развитию навыков письма и говорения учащихся, так как предложенный алгоритм позволяет систематизировать и выразить свою мысль.

Так как ИМКО внедрили в систему школы в этом учебном году, мнения и взгляды учащихся на модель оценивания были разные. В анкетировании, однако, все 110 учащихся дали высокую оценку ИМКО, в особенности способствует развитию навыков письма и говорения.

Рис. 1.

В инструктивно-методическом письме об организации учебного процесса в НИШ отображается цель обучения казахскому языку в Назарбаев Интеллектуальных школах — через обучение свободному общению, грамотному письму развивать языковые способности личности, понимание общественного значения языка, соблюдение его норм, уважение государственности. Данная цель показывает, что овладение языковыми навыками способствует формированию личности, а реализацию цели мы напрямую связываем с ИМКО.

Литература:

  1. Руководство по формативному и внутреннему суммативному оцениванию, Астана, 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): достижения цели, достижения цели обучения, критериального оценивания, казахскому языку, модели критериального оценивания, развитию навыков письма, модель оценивания, освоение навыков, выполнения задания, цель обучения, модель оценивания знаний, модель критериального оценивания, языку освоение навыков, цели обучения ученикам, пути достижения цели, дальнейшего достижения цели, выразительные средства, освоении целей ИМКО, выполнения задания цель, цели обучения «Ж2».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос