Автор: Метлицкая Антонина Александровна

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Метлицкая А. А. Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2757/ (дата обращения: 17.12.2017).



В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесён на формирование общеучебных компетентностей учащихся [2]. Изменилась роль педагога в образовательной деятельности и сам подход квнутриклассному оцениванию. Оценка играет социально значимую роль в становлении личности, помогает сориентировать младшего школьника на успех.

Учителю начальных классов важно научить младшего школьника «учиться». Это можно реализовать через проектную деятельность, которая является неотъемлемой частью школьной жизни. В процессе работы над проектами у первоклассников вырабатываетсяважное умение слушать, слышать, говорить.

Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Современному педагогу известно, что метод проектов активно способствует:

– эффективному усвоению знаний;

– формированию навыков практических исследований, позволяющих принимать правильные, обоснованные решения;

– решению задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

– повышению познавательной активности;

– развитию творческих способностей;

– созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению активности школьников.

Особенности оценивания в первом классе обусловлены системой безотметочного обучения. Оценивание — это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика. [1]

По УМК «Школа России» в первом классе запланировано 14 работ серии «Наши проекты» по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии и 4 проекта из предмета «Кубановедение». При работе над проектами мы фиксируем достижения с помощью техники внутриклассной оценки: «Дерева успеха моего проекта». Идея взята из методики самооценки «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).

Этот вид оценивания проводится с цельюсоздания благоприятных условий для формирования критериального оценивания своих достижений в процессе проектной деятельности и решает следующие задачи: сделать оценку для обучающегося и учителя более объективной; дать возможность обучающемуся оценить собственные знания, умения; обеспечить обратную связь, рефлексировать. «Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ» [3].

Умение рефлексировать-важное учебное действие. Для этого младший школьник должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач.

В данной технике «Дерево успеха» используются виды рефлексии по одержанию: символические иустные.

Символические — ученик просто выставляет оценку с помощью символа (шаблона листов березы). Устные — ребёнок (автор проекта) связно высказывает свои мысли и описывает свои эмоции от защиты.

На подготовительном этапе, вначале учебного года для первоклассников составляем предметный тематический перечень «Наши проекты» УМК «Школа России». Знакомим родителей с памяткой «Роль родителей впроектной деятельности ребёнка». Обучающиеся изучают правила работы над проектом в виде сигнальной карточки — памятки 5-П

1

Проблема

Постановка вопроса, на который нужно ответить в ходе работы

2

Проектирование

Разработка, планирование действий (план)

3

Поиск

Сбор информации, источники

4

Продукт

Воплощение в жизнь замысла в виде книги, альбома, рисунка, поделки и т. д.

5

Презентация

Защита проекта(выступление). Рефлексия. Оценивание.

Родители помогают заготовить шаблоны «Дерево успеха» с контуром берёзы (рис.1)

C:\Users\Администратор\Downloads\raskraski-priroda-bereza-13.jpg

Рис. 1. Береза

Можно заготовить творческий вариант шаблона берёзы и классная «роща» будет разнообразнее. Учащиеся заготавливают шаблоны листиков трёх цветов по аналогии «Светофора» (зелёный — всё получилось; жёлтый — ещё не совсем получается; красный — надо еще поработать). С первоклассниками проводится социально-значимая беседа. Выбор дерева-берёзы в данном виде оценивания не случаен, связан с жизнью. В России берёза всегда считалась символом чистоты и возрождения. У порога нашей школы растёт и радует много лет береза — ровесница школы. По традиции, первого сентября классы фотографируются под её ветвями. Создавая свою берёзу, первоклассники приобщаются к традициям школы.

Основной этап

На этапе презентации проекта учащиеся высказывают своё мнение, делают оценку выполнения проекта, задают вопросы, учащиеся крепят на «Дерево успеха» выступающего один из трёх листиков, в том числе, и сам автор проекта. В первом классе достаточно, чтобы алгоритм оценивания проекта состоял из четырёх вопросов:

– Какое было задание? (учимся вспоминать цель)

– Удалось ли выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)

– Задание выполнено верно или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)

– Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)

Оценочный лист «Карта памяти»

Учитель, параллельно с индивидуальным критериальным бланком в виде «Дерева успеха»,заполняет оценочный лист проектных работ, в котором отражается успешность выполнения работы учащимися. Мы назвали её «Карта памяти».

Карта памяти проектных работ

Учени__ 1 класса ___ ФИ _______________________________________

Название проекта

Самооценка ученика

Оценка

одноклассника

Оценка

педагога

Комментарий,

отзыв

«+» — отличная работа (трудно улучшить); зелёный лист на дереве

«=» — хорошая работа (хорошо, но есть способ улучшить); жёлтый лист

«—» — слабая работа (многое нужно улучшить); красный лист

Результативность

В течение года проектные работы, оценочный лист «Карта памяти», «Дерево успеха» учащихся собираются в папку-копилку (портфолио), (рис.2)

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Марина Г.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Мои домашние. Гулько.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Гулько М,-мат.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Мат Гулько.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Д.Шаповалов.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Шаповалов Д..jpg

Рис. 2. Работы детей

Результат нашей работы хорошо виден на классных мероприятиях, на родительских собраниях, классных часах, выставках достижений, предметных неделях, праздниках с приглашением родителей и т. д., на которых ученики выступают с презентацией своего любимого проекта, получают массу положительных эмоций, откликов и пожеланий, поднимают внутреннюю самооценку. Данная техника по аналогии может использоваться и во втором классе (при безотметочном обучении).

Выводы икомментарии

– представленная практика должна быть интересна самому педагогу;

– обязательно объяснять цель происходящего ученикам;

– в завершении учебного года — обобщать результаты работы над проектами, проводить общую рефлексию, демонстрировать «березовые рощи»;

– сделать вывод «наказ» (что надо изменить на следующий год);

– дать информацию по использованию результатов проделанной работы (на общем собрании, для подведения итогов года, размещения в классном уголке, на личном или школьном сайте, в рабочем Портфолио ученика и т. д.)

Проводя внутриклассное оценивание, постоянно задаём вопрос: «Зачем мы оцениваем?» и совместно с учениками отвечаем на него. Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребёнку и вызывает чувство собственной значимости. Ребёнок с адекватной оценкой и самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, а в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Литература:

  1. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.1992
Основные термины (генерируются автоматически): первом классе, УМК «Школа России», проектной деятельности, младшего школьника, оценивания проектной деятельности, автор проекта, обратную связь, «Наши проекты», «Дерево успеха», «Карта памяти», процессе проектной деятельности, оценку выполнения проекта, алгоритм оценивания проекта, младшего школьника «учиться», общего образования, «Наши проекты» УМК, внутриклассное оценивание, проектных работ, навыков исследовательской деятельности, формирования критериального оценивания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос